Майя Михайловна Плисецкая

Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 г. в Москве в семье чиновника Михаила Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Мессерер.

В 1934 г. поступила в Московское хореографическое училище Большого театра (ныне — Московская государственная академия хореографии). В годы учебы родители Плисецкой были репрессированы. После начала войны Майя вместе с матерью, вернувшейся из заключения, была эвакуирована в Свердловск (ныне — Екатеринбург). Окончила училище в 1943 г.

В июне 1941 г. Плисецкая дебютировала в выпускном концерте училища в сопровождении оркестра Большого театра на сцене его филиала. В 1943 г. Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра. Как и большинство выпускников училища, балерина была зачислена в кордебалет. Недостаток сольных партий Плисецкая компенсировала выступлениями в различных концертах. Именно тогда на московских сценах появился ее знаменитый «Умирающий лебедь» на музыку Камиля Сен-Санса. В 1945 г. она первой исполнила партию феи Осени в «Золушке» Сергея Прокофьева, затем главную роль в балете «Раймонда» Александра Глазунова. Постепенно Плисецкой стали давать в Большом театре ведущие партии. В 1947 г. она впервые танцевала партию Одетты—Одиллии в «Лебедином озере». Далее были партии Заремы в «Бахчисарайском фонтане» Бориса Асафьева (1948), Царь-девицы в «Коньке-Горбунке» Цезаря Пуни (1949), Хозяйки Медной горы в «Сказе о каменном цветке» (1954) и Джульетты в «Ромео и Джульетте» Сергея Прокофьева (1961), а также Авроры в «Спящей красавице» Петра Чайковского (1963) и др. В 1960 г. Плисецкая стала примой балета Большого театра (после ухода со сцены Галины Улановой). В 1967 г. специально для балерины был поставлен балет «Кармен-сюита» (на музыку Жоржа Бизе в оркестровке Родиона Щедрина). Кармен стала одной из главных ролей балерины в репертуаре Большого театра. В 1983 г. Плисецкой предложили стать художественным руководителем балета Римской оперы. Она занимала этот пост в течение полутора лет, показала на сцене в Риме свою «Айседору», «Федру» Жоржа Орика и еще несколько балетов. В 1984 г. в римском Оперном театре в Термах Каракаллы она поставила балет «Раймонда». В 1988-1990 гг. работала в Испании, возглавляла балетную труппу «Театро лирико насиональ» в Мадриде. Там она поставила балет «Тщетная предосторожность» Петера Гертеля, ввела в репертуар труппы «Кармен-сюиту» и сама танцевала в этом балете. По инициативе оперной певицы Монтсеррат Кабалье приняла участие в постановке ранней оперы-балета Джакомо Пуччини «Вилисы». В январе 1990 г. Майя Плисецкая танцевала свой последний спектакль в Большом театре — им стала «Дама с собачкой» Родиона Щедрина. Балерина покинула театр из-за разногласий с художественным руководителем Юрием Григоровичем. В Большом театре Плисецкая проявила себя и в качестве талантливого балетмейстера. Она участвовала в постановках балетов «Раймонда» Александра Глазунова, «Жизель» Адольфа Адана, «Спящая красавица» Петра Чайковского, «Дон Кихот» Людвига Минкуса, «Конек-Горбунок» Родиона Щедрина, «Спартак» Арама Хачатуряна, «Анна Каренина» Родиона Щедрина и др. После ухода из театра Плисецкая выступала с концертными программами за рубежом, вела мастер-классы. Она сотрудничала с выдающимися хореографами мира, «Марсельским балетом» Ролана Пети и «Балетом XX века» Мориса Бежара. В 1992 г. Плисецкая выступила инициатором создания нового балета «Безумная из Шайо» на музыку Щедрина, где исполнила главную партию. Идею балета подсказал модельер Пьер Карден. Премьера состоялась в том же году в театре «Эспас Пьер Карден» в Париже. В 1994 г. в Санкт-Петербурге состоялся Первый международный балетный конкурс «Майя», посвященный творчеству Плисецкой. В 1995 г. Майя Плисецкая стала почетным президентом труппы «Имперский Русский Балет», созданной при ее участии. В 1995 г., в день своего 70-летия, она дебютировала в специально написанном для нее мини-спектакле «Аве Майя» Мориса Бежара. Умерла от сердечного приступа 2 мая 2015 г. в Мюнхене. Хореографические работы Майи Плисецкой запечатлены в телеэкранизациях, кинофильмах-концертах и балетах, таких как «Мастера русского балета» (1953), «Лебединое озеро» (1957), «Сказка о Коньке-Горбунке» (1961), «Анна Каренина» (1975), «Хованщина» (1959), «Кармен» (1969, 1978), «Поэзия танца» (1977), «Чайка» (1982), «Дама с собачкой» (1986). Также Плисецкая снималась в кинофильмах «Большой концерт» Веры Строевой (1952), «Анна Каренина» Александра Зархи (1968), «Чайковский» Игоря Таланкина (1970), «Фантазия» Анатолия Эфроса (1976), «Зодиак» Ионаса Вайткуса (1985). Ее творчеству посвящен документальный фильм и фильм-концерт «Майя Плисецкая» Василия Катаняна (1964), телефильм «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая» Бориса Галантера (1987) и др.

Народная артистка СССР (1959), Герой Социалистического Труда (1985). Была награждена орденом Ленина (1967, 1976, 1985), полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (1995, 2000, 2005, 2010). Лауреат Ленинской премии (1964). Среди иностранных наград Плисецкой — орден Командора литературы и искусства (1984, Франция), кавалерский крест ордена Почетного Легиона (1986, Франция), офицерский крест ордена Почетного легиона (2012), золотая медаль изящных искусств Испании (1991), большой крест Командора ордена «За заслуги перед Литвой» (2003). Удостоена Международной Императорской премии Японии (2006) и др.

Рекомендуем:  Раймонд Паулс: планов у меня теперь даже больше, чем 20 лет назад

В 1985 г. Плисецкой присвоено звание доктора Сорбонны (Франция), в 1993 г. — почетного профессора Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

В 1994 г. вышла в свет книга ее мемуаров «Я, Майя Плисецкая…», в 2007 г. ее продолжение — «Тринадцать лет спустя». В 2010 г. Плисецкая представила книгу «Читая жизнь свою». В 2005 г. вышел альбом фотографий «Аве Майя».

Майя Плисецкая была замужем дважды. Первый раз (в 1956 г.) — за солистом балета Марисом Лиепой. Второй (с 1958 г.) — за известным композитором, народным артистом СССР Родионом Щедриным.

Майя Плисецкая. Последнее интервью «Вестям»

Личная жизнь Майи Плисецкой часть 1

Редкое интервью с Майей Плисецкой (1973?)

Большая семья талантов

Майя Плисецкая появилась на свет в Москве 20 ноября 1925 года. Девочка родилась в еврейской семье с многочисленными знаменитыми и талантливыми родственниками.

Её мама, Рахиль Михайловна (девичья фамилия Мессерер), была на тот момент настоящей звездой немого кинематографа. Она имела характерную внешность – черты лица немного походили на восточные, волосы были тёмными. Из-за такого типажа ей часто приходилось играть в кино восточных, особенно узбекских девушек.

Рахиль очень нравилась и режиссёрам, и зрителям, но, выйдя замуж и родив первую дочь, с кинокарьерой она рассталась. Несмотря на законченный институт кинематографии и десяток успешных ролей в немом кино, Рахиль больше никогда не возвращалась к этому виду искусства. Ей приходилось работать в жизни на разных должностях – телефонистки, массовика-затейника, регистраторши в поликлинике.

Папа Майи, Михаил Эммануилович, занимался дипломатической и хозяйственной деятельностью. Долгое время он трудился при исполнительном комитете, потом занимал должности в комиссариатах внешней торговли и иностранных дел. Он также имел косвенное отношение к кино, участвовал в производстве картин, где и произошло его первое знакомство с будущей женой Рахиль.

Тётя и дядя Майи по материнской линии, Асаф и Суламифь Мессерер, были великими танцовщиками. В 30-е – 40-е годы они значились ведущими солистами в Большом театре, а потом замечательно преподавали искусство танца. Сын Асафа Михайловича, Борис Мессерер, в будущем стал театральным художником. Вот такой большой и творческой была семья Плисецких-Мессерер, целая династия театралов, артистов и танцоров.

В 1931 году в семье Плисецких родился второй ребёнок – сын Александр (в будущем он тоже будет балетмейстером). А на следующий год отца назначили заведующим советскими угольными рудниками на острове Шпицберген. Кроме этой, он ещё занимал должность генерального консула СССР в Норвегии. Вся семья переехала с отцом на остров в Северном Ледовитом океане.

Личная жизнь

Первым мужем Плисецкой стал балетмейстер Марис Лиепа, однако, этот союз продлился всего три месяца. Второго супруга, композитора Родиона Щедрина, Майя встретила на вечере у Лили Брик, роковой музы Владимира Маяковского. 

Майя Плисецкая и Родион Щедрин | Starnote

Встречаться они начали спустя три года, а в 1958 году поженились и прожили вместе более полувека. Детей у пары не было, поскольку Майя сознательно отказалась от материнства, полагая, что оно поставит крест на ее карьере балерины. Любовь к балету оказалась сильнее.

Майя Плисецкая — биография

Майя Плисецкая — выдающаяся русская балерина, актриса и обладательница десятка престижных наград. Она филигранно вошла в мир высокого искусства, унаследовав свой талант от родителей.

О Майе Плисецкой говорят многое. Это актриса, театральный деятель, профессор Московского университета, жена композитора Родиона Щедрина. Она выступала перед Сталиным, боявшись даже взглянуть в его сторону. Плисецкая пережила несколько эпох, но всегда оставалась Женщиной и Балериной.

Майя Плисецкая родилась в интеллигентной семье, ее родителями были Рахили Мессерер и Михаил Плисецкий. По материнской линии у Майи в роду несколько звезд балета, пользовавшихся покровительством власти. Тетка Елизавета также была актрисой, именно она привила юной Майе любовь к театру. Рахиль, мать Майи, любила играть роли в немом кино. Отец будущей балерины далек от искусства, он занимал высокую должность при правительстве.

Фото: Майя Плисецкая в детстве

В 1932 году отца семейства перевели на Шпицберген, Михаила Плисецкого сначала назначили директором «Арктикугля», далее ему поручили должность консула СССР. Именно на сцене Шпицбергена маленькая Майя впервые почувствовала на себе взгляд публики. Девочка сыграла роль в опере «Русалка». После возращения в столицу Плисецкую определили в Московскую хореографическую школу. Все складывалось очень хорошо, из застенчивой скромницы росла будущая звезда сцены.

Но роковые события 1937 года перечеркнули все мечты и надежды.

1 мая отца Майи расстреляли по причине подозрений в измене Родине. При Хрущеве доброе имя Михаила Плисецкого вновь звонко зазвучало в прессе и на телевидении, его реабилитировали посмертно. Но человека было уже не вернуть.

Расстрелом отца все не ограничилось, подозрения пали на всю семью. Мать Майи, Рахиль, арестовали прямо на сцене. Ее забрали в воронок прямо в процессе выступления на сцене Большого Театра родной сестры Рахиль. Рахиль, вместе с грудничком Азарием, сослали в Казахстан. Вернуться в Москву удалось только в 1941 году. Двенадцатилетнюю Майю удочерила тетя Сулмифь, это спасло девочку от мрачного прозябания в детском доме.

Рекомендуем:  Никас Сафронов — биография, личная жизнь, фото, сын и последние новости

Именно благодаря тете Майя сумела с достоинством пережить эту мрачную страницу в своей биографии. Она нашла в себе силы вновь вернуться в балет, начать учиться новому и просто жить дальше. Педагоги восхищались чувству ритма Майи, ценили ее природный артистизм, тонкое чувство ритма, гибкость тела и элегантность движений. Как раз за день до начала войны случился первый серьезный дебют Майи. Она тогда еще не знала, что может претендовать на роль Примы балета.

Первые выступления

После начала войны Майя уехала в Свердловск, условия эвакуации совершенно не давали возможности профессионально тренироваться в балете. Но именно в Свердловске юная Майя смогла исполнить партию умирающего лебедя, постановщиком была ее тетя. Зрителей восхитила пластика и изящество девушки. После концерта она поделилась, что любила часами наблюдать за грациозными птицами, перенимая у них пластику движений.

В 1942 году Плисецкие вернулись в Москву, еще через год Майя с отличием закончила хореографическое училище. Плисецкую приняли на работу в кордебалет Большого театра. Публике понравились ее сольные номера, особенно — «Умирающий лебедь».

Работа в Большом театре

Биография Майи Плисецкой неразрывно связана с балетом, художественная деятельность наложила отпечаток даже на личную жизнь балерины. Майя просто не видела себя без искусства и большой сцены. Талантливой балерине стали доверять сложные роли, которые она училась играть на высшем уровне.

Сначала Плисецкая танцевала Машу в «Щелкунчике», далее «Мирту в «Жизели», Китри в «Дон-Кихоте». Особенно зрителям понравилась ее Одилия и Одетта в «Лебедином озере». Прошло немного времени и Плисецкую стали называть прима-балериной Большого театра, она сменила известную Галину Уланову.

Работа балерины очень сложная. Майя не просто танцевала, она жила жизнью каждой из своих героинь, вкладывала душу в каждую роль. Одной пластики, изящества и грациозности было мало. Нужен был творческий подход к выступлениям.

Майя доводила себя до физического истощения постоянными занятиями, сидела на диетах, заставляла себя постоянно держаться в форме. Она танцевала до 70 лет, выходила на сцену и демонстрировала зрителям грациозный танец.

Плисецкую запомнили не только как выдающуюся танцовщицу, она была талантливым балетмейстером и хореографом. Майя Плисецкая поставила десятки спектаклей на сцене Большого театра, во многих из своих постановок она исполняла главные роли. Но в конце 80-х Плисецкой пришлось оставить сцену Большого театра по причине конфликта с руководством. Юрий Григорович уволил приму вместе с Владимиром Васильевым и Екатериной Максимовой.

Плисецкая не могла лебезить и подхалимничать, это и стало причиной увольнения из Большого театра. Григорович всячески способствовал, чтобы Плисецкую не брали на зарубежные гастроли. Ее подозревали в шпионстве, поэтому сделали невыездной. Вместо Лондона и Парижа Плисецкая ездила с гастролями по провинциальным сибирским городкам.

Григорович пристально следил за дочерью врага народа, аристократическое происхождение не давало покоя директору Большого театра. После его доносов Майю часто вызывали на допросы, но уличить ее в чем-либо, кроме происхождения, не удалось.

Мировая звезда

Выехать за пределы Советского Союза и показать миру свой талант Плисецкой удалось только после хрущевской оттепели. Она активно ездила по миру и прославляла советскую школу балета.

Стиль ее танца превратился в канон балетного искусства. Великой балерине аплодировали в лучших европейских театрах, она получила мировое признание.

Фильмы и книги

Майя Плисецкая была всесторонне развитым творческим человеком, поэтому она не ограничивалась исключительно балетом. Она снималась в фильмах, среди них были и драматические роли. Также Плисецкая поставила экранизацию балетных постановок, отдельные сольные номера.

Великая балерина написала о своей жизни серию мемуаров, снялась в документальных фильмах о своей жизни. Балерина старалась, чтобы о ее жизни узнали только правду, она не скрывала своих недостатков и неудачных станиц биографии.

На фотографиях танцовщица выглядит очень ярко, необычно, даже немного дерзко. У Майи был средний рост, но она выглядела гораздо выше благодаря своей стройной осанке и прирожденной грациозности. Гордую посадку головы не сломили жизненные трудности и неурядицы. Плисецкая выходила на сцену в 70 лет, ей удавалось сохранять грациозность юной девушки. Майя в очередной раз доказала, что возраст не является помехой таланту. Плисецкая получила десятки наград и титулов, в их числе есть и зарубежные.

Рекомендуем:  Владимир Шаинский — биография, личная жизнь, фото, песни, причина смерти

Знаменитая балерина красиво говорила, ей принадлежат несколько фраз, ставших крылатыми. В мемуарах она писала о Пьере Кардене, по ее мнению, он самый лучший в мире дизайнер. На вопрос о том, как сохранить хорошую фигуру, Плисецкая ответила просто и немного грубовато: «Меньше нужно жрать. Никаких зверских диет не требуется».

Личная жизнь

В личной жизни Майи Плисецкой все складывалось незаурядно, как и у многих творческих личностей. С первым мужем, балетмейстером Марисом Лиепой, совместная жизнь не сложилась. Семья распалась уже через три месяца. Вторым мужем легендарной балерины стал Родион Щедрин. Пара познакомилась на творческом вечере у Лили Брик, возлюбленной Маяковского.

Фото: Майя Плисецкая с мужем

Чувства вспыхнули не сразу, потребовалось три года, чтобы пара начала встречаться. Майя и Родион поженились в 1958 году, прожили вместе более 50 лет. Родион был младше Майи на семь лет, но разница в возрасте не стала препятствием для отношений.

Щедрин в свои 26 лет уже успел прославиться и стать знаменитым благодаря написанию музыки к фильму «Высота». За полученный гонорар Родион купил шикарную по тем временам машину, на которой эффектно подвез домой Майю после творческого вечера. Щедрин понравился Плисецкой, она позже отозвалась о нем, как о галантном кавалере и настоящем джентльмене. Родион влюбился в Плисецкую с первого взгляда, молодого человека покорила грациозность, утонченность и воспитание балерины.

Вторая встреча Родиона и Майи состоялась через три года, кода Щедрин увидел Плисецкую в одном из репетиционных классов. Эта встреча стала началом их серьезных отношений. Семейный союз двух знаменитостей стал и творческим, Родион писал музыку для балетов жены. Его музыка стала вкладом в творческую карьеру Плисецкой.

Отношения в семье не всегда были гладкими и идеальными. Многочисленные поклонники Плисецкой не давали прохода известной балерине, дружеские отношения могли в любой момент перерасти в личные.

Детей у пары не было, Майя считала, что малыши будут мешать строить карьеру. Родиону не понравилось такое решение жены, но он поддержал супругу, так как привык во всем с ней соглашаться. Почти сразу после свадьбы Майя узнала, что беременна, но тут же поспешила избавиться от ребенка. Это вызвало негодование у мужа, но свое отношение к детям Майя так и не изменила.

Умерла Майя Плисецкая в 2015 году, оставив после себя богатое творческое наследие. Нет цены ее вкладу в историю русского балета. Официальной причиной смерти стал сердечный приступ. Плисецкой посвящен памятник в Москве, который изображает известную балерину в образе умирающего лебедя.

Детство

На Шпицбергене Майя пошла в школу, научилась хорошо кататься на лыжах и впервые за всю свою долгую творческую жизнь вышла на сцену. Она занималась в самодеятельности, и в местном клубе драматический кружок ставил пьесу Даргомыжского «Русалка». С этого момента девочка не могла успокоиться, она постоянно стала грезить о сцене. Ей хотелось не просто выступать, она мечтала о большой публике. Любую свободную минуту Майя посвящала пению, танцам и импровизации. Заметив такое творческое наследие в дочери, родители решили по возвращении в столицу отдать девочку на занятия в хореографическую школу.

Приехав в Москву в 1934 году, Майя начала учёбу в Московском хореографическом училище. Её преподавателем стала Евгения Долинская, раньше она солировала в Большом театре.

В 1937 году был арестован папа Майи по подозрению в измене Родине. Тёплой весенней ночью его увезли чекисты. Больше Майя никогда не видела отца. Мама Рахиль как раз была беременной в это время. Второй младший брат Майи Азарий появился на свет через два месяца после ареста отца. Через год Михаила Плисецкого расстреляли, назвав его шпионом, но дочь до конца своей жизни твёрдо знала о том, каким патриотичным был её отец. Во времена хрущёвской оттепели Михаил будет реабилитирован за «отсутствием состава преступления».

Через некоторое время арестовали маму. Её увезли прямо из Большого театра, куда она пришла на выступление сестры Суламифь в «Спящей красавице». Маму назвали женой врага народа и назначили ей 8 лет тюрьмы. С маленьким, недавно родившимся Азарием, Рахиль отправили в Акмолинский лагерь в Казахстане, где сидели женщины, чьи мужья значились изменниками Родины.

Чтобы детей не отдали в детские дома, их разобрали родственники. Майю взяла тётушка Суламифь, а брат Александр поехал к дяде Асафу. Вот так и получилось, что самый страшный жизненный удар Майя перенесла, будучи ещё совсем ребёнком.

Родственники приложили все усилия, чтобы хоть как-то помочь Рахиль, и вскоре она была переведена в Чимкент на вольное поселение. В 1941 году ей изменили приговор и разрешили вернуться в Москву.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: