Рудольф Хаметович Нуреев

Уехав из родной страны, Нуреев долгие годы втайне мечтал вернуться. Но когда советское правительство дало добро, было уже поздно… Рудольф побледнел: «Этого не может быть…» Директор труппы только что сообщил ему, что гастроли артиста закончились в Париже — в Лондон труппа едет уже без него. А Нуреева ждут в Москве. Якобы на внеплановом концерте. Но оба знали: это лишь предлог.

Жизнь разделилась на «до» и «после» 16 июня 1961 года. В 23 года Рудольфа Нуреева поставили перед выбором. КГБ долгое время следил за танцовщиком: властям не нравилось его развязное поведение, ночные загулы, но главное — связи с мужчинами. Разве может советский человек такое себе позволить?!

Тогда, на гастролях в столице Франции, Нуреев выбрал свободу. Он попросил у французов политического убежища и был уверен: на родину он вряд ли когда-нибудь приедет вновь. К тому же практически сразу после отказа вернуться в страну его заочно осудили на семь лет за «нарушение режима нахождения за границей».

А ведь в СССР он уже был популярным артистом! Впрочем, и на Западе к Нурееву отнеслись более чем благосклонно. В Париже его сразу приняли в труппу «Балет маркиза де Куэваса». Но политического убежища все же не предоставили, и Рудольфу пришлось перебраться в Данию.

Позже, уже в Лондоне, он нашел партнершу по сцене — Марго Фонтейн. Балерине было уже 42 года, и она подумывала оставить театр. Но Нуреев ее переубедил. Говорят, у них даже вспыхнул роман, однако свое естество Рудольф побороть не сумел. С юности ему нравились мужчины, и вскоре он нашел себе достойную партию — датского танцовщика Эрика Брюна. Они прожили вместе целых 25 лет.

Расписание Рудольфа Нуреева было нечеловеческим: около 300 выступлений в год! В моменты, когда бывало особенно тяжело, он закрывал глаза и вспоминал 1964 год, когда в Венской опере его и Марго вызывали на бис около 89(!) раз. Удивительный, так и не побитый рекорд.

Зарабатывал Нуреев соответствующе. Среди коллег его за глаза называли «самым богатым артистом современности». Правда, рад он был этому лишь отчасти: «Я богат, недавно даже остров себе купил, только никто нигде меня не ждет».

И действительно, несмотря на наличие постоянного партнера он все время искал новых приключений. Боясь быть узнанным, отдавал предпочтение темным прокуренным клубам и подворотням. Связи были мимолетными, но без этого Рудольф не мог. Они не избавляли от одиночества, но слегка притупляли его.

Осенью 1983 года, когда артист обратился к врачам с жалобами на недомогание, он не ожидал услышать ничего шокирующего. И не услышал — по крайней мере, при первом визите. ВИЧ к тому времени только открыли, вирус изучали, поэтому у Нуреева даже не сразу взяли соответствующий анализ. Однако спустя год стало очевидно: это он — «рак для гомосексуалов», как называли болезнь на Западе.

Врач, у которого Нуреев консультировался, надеялся, что болезнь у пациента не перерастет в СПИД. В конце концов, такое случается лишь у 10%!носителей ВИЧ. Но все пошло по плохому сценарию.

Сначала Рудольф, к тому времени перебравшийся во Францию, своего диагноза испугался. Даже говорил близким друзьям: «Я скоро умру», чтобы как-то подготовить их. А потом его увидели выходящим из клиники -единственной, где в то время делали анализ на вирус иммунодефицита. В прессу просочились слухи, скрывать дальше было невозможно.

Сам Рудольф уже понимал: он начинает сдавать. По ночам просыпался от того, что весь покрывался липким потом; терял вес, часто и тяжело болел. По настоянию врача он получал экспериментальное лечение в виде инъекций. Но артиста хватило лишь на четыре месяца: Нуреев был слишком занят, чтобы помнить об уколах. Тем более, в какой-то момент ему показалось, что болезнь отступила. Но это была лишь видимость.

В конце 1980-х наступил непростой период для Рудольфа. Один за другим начали умирать его знакомые, также больные СПИДом. «Я — следующий?» -стучало в висках. В 1986 году от рака скончался Эрик Брюн. Тот же недуг поразил и Марго Фонтейн.

Последней каплей было известие о болезни матери. Женщина много раз тщетно пыталась прорваться сквозь железный занавес к сыну. Тщетно. Отказывали в поездке и Рудольфу. Сжалились над ним лишь в 1987 году, когда Фариде Аглиулловне стало совсем плохо. Однако поставили условие: пробыть в СССР Нуреев должен был не более 72 часов и ни с кем, кроме родных, не общаться. К его приезду мать уже никого не узнавала. А когда сын уехал, постоянно повторяла: «Это был Рудик? Он что, настоящий?» Через три месяца ее не стало.

В 1989 году наконец-то осуществилась его мечта — Нуреев не только приехал в СССР, но и выступил на сцене родного Кировского театра в Ленинграде. Увы, гастроли оставили неприятный осадок. Измученный болезнью, он уже не мог танцевать как прежде. Да еще и директор театра, как назло, выбрал постановку, где требовалась серьезная физическая подготовка… Превозмогая себя, Рудольф выступил, но уехал с тяжелым сердцем.

Вскоре стало понятно: работать на сцене он уже не может. Даже для обычных передвижений приходилось колоть морфий для обезболивания. Однако благодаря неравнодушным друзьям Рудольф Нуреев открыл в себе новый талант — оказывается, у него неплохо получалось дирижировать! Он занимался с ведущими мастерами, прежде чем выйти на сцену. И с удовольствием принял приглашение Татарского театра оперы и балета в 1992 году. Правда, прилетев в Казань, даже не смог самостоятельно спуститься по трапу. Но выступление прошло блестяще!

В последний год жизни Рудольф стал необычайно сентиментальным и ранимым. Это было удивительно, ведь близкие всегда знали его как бескомпромиссного, скандального и не терпящего возражений человека. Понимая, что не может быть для зрителей прежним Нуреевым, артист радовался любому поощрению. В марте 1992-го он дирижировал на «Щелкунчике». А когда в конце зал обрушил на него шквал оваций, удивленно спросил: «Это что, мне аплодируют?»

Последний месяц жизни Нуреев провел между стационаром и театральными ложами Парижа. Он будто старался успеть напитаться прекрасным до того, как уйдет. И постоянно спрашивал врача: «Ну что, на этот раз конец?»

Конец настал 6 января 1993 года. Похоронили 54-летнего артиста, согласно его желанию, на русском кладбище под Парижем, а памятник на могиле накрыли восточным ковром.

Наследство и наследники

Рудольф Нуреев оставил около 80 миллионов долларов, в том числе квартиры в Нью-Йорке и Париже, ранчо в Америке, дома в Сен-Бартельми и Лондоне. В своем завещании он упомянул лишь сестру Розу и ее дочь Гузель. Остальное передал собственным фондам, помогающим молодым артистам. Конечно, не обошлось без тяжб.

Рекомендуем:  Раймонд Паулс: планов у меня теперь даже больше, чем 20 лет назад

На наследство претендовали еще две сестры, а потом и Роза подала в суд на адвоката покойного, который якобы осмелился посягнуть на часть имущества Нуреева. Деньги не принесли Рудольфу счастья, как не принесли и его родным. Разругавшись. Они наверняка не раз поминали его недобрым словом. Хорошо, что сам артист этого уже не слышал.

Рудольф Нуреев. Неукротимый гений

Рудольф Нуреев — Лебединое озеро

Рудольф Нуриев: жадный до жизни — МИР 24

Биография

Семья, в которой довелось родиться Рудольфу, часто переезжала с одного места на другое, так как отец мальчика периодически получал новое назначение по службе. Будущей звезде балета даже родиться было суждено в пути. Хотя в личных документах местом рождения значился город Иркутск, роды застали мать Нуреева в поезде, следующем во Владивосток. В семье Фариды и Хамета Нуреевых это был четвертый ребенок после трех дочерей.

По достижении мальчиком полутора лет, семья отправляется в Москву, но наладить жизнь на новом месте помешала Великая Отечественная война. Главу семьи призвали на фронт, и Фарида с детьми была вынуждена эвакуироваться в Уфу. Именно здесь прошли военные годы, которые запомнились мальчику голодом и страхом.

Находясь в эвакуации, уже накануне Великой победы, Рудольф впервые попал на театральное балетное представление «Песнь Аистов». Глаза мальчишки загорелись, в душе родилась мечта. Сразу после похода в театр Нуреев попросил маму отдать его в танцевальный кружок. Фарида с энтузиазмом поддержала сына. Так ребенок стал посещать детский хореографический ансамбль.

В 1948 году учителем будущего артиста становится талантливый педагог Анна Удальцова, которая высоко оценила способности мальчика. По ее рекомендации он продолжает обучение у Елены Вайтович. Рудольф занимался балетом вопреки воле отца, но это не умаляло его целеустремленности и веры в мечту.

В возрасте 15 лет юноша с успехом выступает в уфимской оперной труппе. А в 17 лет по совету своих наставниц отправляется в Ленинград, чтобы поступить в хореографическое училище. Значительно опережая по возрасту своих 12-летних сокурсников, Рудольфу приходится терпеть насмешки. Он с трудом уживался в коллективе, равно как и осваивал основы классического балета, но страсть к театру и сцене перекрывала все неурядицы. Для Нуреева танец был смыслом жизни.

По окончании Ленинградского училища в 1958 году Рудольф становится солистом балетной труппы театра оперы и балета имени С.М. Кирова. В скором времени артист получил возможность выступать за границей. В мае 1961 года Рудольф Нуреев в составе родной труппы отправился на гастроли в Париж. Уже на первом представлении артист взбудоражил своим талантом французскую общественность. Парижские газеты пестрили броскими заголовками о виртуозном танцоре русского балета, его потрясающей пластичности и технике.

Во время пребывания на гастролях Рудольф позволял себе слишком легкомысленное поведение, недопустимое тогда для советского гражданина. Кроме одиноких гуляний и посиделок в ресторанах, он также был уличен сотрудниками КГБ в сексуальных связях с мужчинами. На родине Нуреева ожидало наказание, но артист попросил власть Парижа предоставить ему политическое убежище, и легально остался во Франции. Такой поступок стал сенсацией в Европе, а жаждущих приобщиться к таланту молодого танцора было невозможно сосчитать. В СССР артиста осудили и приговорили к семи годам заключения заочно.

У Рудольфа начался новый жизненный этап за пределами родной страны. Жизнь в Европе была ознаменована годами плодотворной творческой деятельности, а также бурной личной жизни. Здесь он и окончил свою жизнь в расцвете сил, смерть артиста была вызвана тяжелейшим заболеванием СПИДа. Артиста похоронили на русском кладбище во Франции в 1993 году.

Несмотря на политическое преследование советской властью и статус «невозвращенца», современная Россия признает заслуги артиста в русской балетной школе. В Уфе есть улица, названная именем легендарного танцовщика. В память о его творчестве создан музей. В школе, где провел свое детство Рудольф, была открыта хореографическая школа, впоследствии получившая статус Башкирский хореографический колледж. Для юных танцоров большой честью является участие в фестивале классического балета, который систематически проводит город Казань.

Обучение и успехи в балете

В апреле 1955 юноша принимал участие во Всесоюзном смотре хореографических училищ, он даже снялся в фильме под названием «Души исполненный полёт». В августе того же года Рудольф поступил в Ленинградское хореографическое училище. Сначала он обучался в классе В.И. Шелкова, затем перешёл на курс А. И. Пушкина. В Ленинграде Нуриев жил у дочери Анны Удальцовой, его бывшей преподавательницы.

Учёба давалась танцору нелегко. Он был одним из самых старших детей в группе, многое пришлось навёрстывать. Из-за этого юноша часто срывался, у него было много конфликтов со сверстниками. Рудольф предпочитал общаться с теми, кто был старше его. Проблемы с техникой нередко выводили Нуриева из себя, он мог разреветься и убежать посреди занятия. Но потом, поздно вечером, он возвращался и отрабатывал движения до идеала.

Коллеги поражались упорству и трудоспособности танцора. Он посвящал всё свободное время саморазвитию, ходил в театры и музеи, изучал иностранную хореографию по журналам. Также парень брал дополнительные уроки музыки, впитывал все знания об искусстве, которые ему удавалось получить. После переезда за границу он мог отрабатывать более 300 спектаклей за год, выходя на сцену практически каждый день.

В июне 1958 состоялись выпускные спектакли на сцене Кировского театра. Там юноша исполнял партии из балетов «Корсар», «Гаянэ» и «Лауренсия». Осенью этого же года он стал солистом театра. В 1959 году состоялся фестиваль в Вене, откуда танцор вернулся с золотой медалью. Он гастролировал в Болгарии, Египте и ГДР. С 1958 до 1961 Рудольф исполнил 15 ролей в Кировском театре. На этой сцене он воплотил ведущие партии из «Жизели», «Спящей красавицы» и «Лебединого озера».

Балет

Первой партией, которую Рудольф Нуриев исполнил на профессиональном уровне, была роль Фрондосо в балете «Лауренсия». Позднее танцовщик участвовал в VII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене, где был награжден Золотой медалью. За три года Рудольф стал важным звеном в труппе, на него возлагались большие надежды. Он ездил на гастроли с театром в Болгарию, Восточную Германию и Египет, поэтому Нуриеву без проблем выдали французскую визу, и он отправился выступать в Парижской опере. Но буквально после нескольких выступлений пришло требование КГБ снять молодого артиста балета со всех спектаклей и отправить назад в СССР.

Фото Рудольфа Нуриева

Рекомендуем:  Владимир Шаинский — биография, личная жизнь, фото, песни, причина смерти

По официальной версии тот «нарушил режим нахождения за границей». Но очевидцы считают, что в «органах» узнали о нетрадиционной ориентации Рудольфа Нуриева. Танцовщик решил не подчиняться, запросил во Франции политическое убежище и стал одним из самых знаменитых «невозвращенцев» в истории Советского Союза, а на родине его ожидало тюремное заключение. Впрочем, через много лет, в 1985 году, ему позволили на трое суток въехать в страну, чтобы побывать на похоронах матери. При этом все люди, знавшие артиста в молодости, были предупреждены о строгом запрете общения с ним.

С многолетней партнершей, балериной Марго Фонтейн | Dance Heritage Coalition

Во Франции Рудольф примкнул к труппе «Балет маркиза де Куэваса», но через полгода был вынужден покинуть страну, так как в политическом убежище ему было отказано. Зато навстречу талантливому артисту пошла Великобритания: Нуриев переезжает в Лондон и вместе с балериной Марго Фонтейн на сцене Королевского Балета «Ковент Гарден» создает дуэт, до сих пор считающийся эталонным. Позднее танцовщик стал премьером Венской оперы, вследствие чего получил австрийское гражданство. Но он не ограничивался выступлениями в одной конкретной стране. Нуриев работал очень усердно: в 60-е он давал по 200 концертов в год, а к 1975-му году стал выходить на сцену более чем 300 раз, то есть почти ежедневно.

Рудольф Нуреев — биография

Рудольф Нуриев — легенда отечественного и мирового балета, самый выдающийся танцовщик прошлого столетия.

Детские годы

Родился Рудольф Нуриев 17.03.1938 года в семье Фариды и Хамета Нуриевых. Отец его был политруком Красной Армии. Во всех биографиях местом рождения будущей звезды сцены записан Иркутск, а действительное место его рождения — поезд, в котором беременная Фарида ехала вслед за мужем во Владивосток. Хамет очень обрадовался рождению сына и сам назвал его Рудольф. До этого в семье родились три девочки — Роза, Розида и Лидия.

Фото: Рудольф Нуреев в молодости

Полтора года семья жила во Владивостоке, пока отца не перевели на новое место службы, в Москву. Здесь они селятся в небольшом деревянном доме, живут как все, небогато. Постепенно жизнь налаживается, но всем планам и задумкам сбыться не удалось — началась война. Отец уходит на фронт в первых рядах. Семья осталась в Москве, но вскоре была эвакуирована с такими же семьями военных. Они попали в Челябинск, а потом оказались в селе Щучье, недалеко от Уфы. Военные годы Рудольф вспоминает с трудом, кроме холода, голода и постоянной темноты в памяти не осталось ничего. Мальчик был нервный и часто плакал, наверное потому, что приходилось бороться за еду и выживать в жутких условиях.

Когда ему исполнилось 5 лет, он впервые увидел балет. Это была «Журавлиная песнь». Маленький Рудольф твердо решает танцевать. Фарида долго не раздумывала и разрешила сыну заниматься в танцевальном кружке детского сада. Учился мальчик с большой охотой, выступление их кружка очень нравилось раненым бойцам. При виде маленького танцующего мальчика все были в восторге и поражались его огромному таланту.

Юношеские годы

После Победы в 1945 году возвращается отец, но дети разучились видеть в нем близкого человека. Они получили комнату в коммунальной квартире, которая была теплой и светлой, и жизнь стала постепенно налаживаться. Отцу не нравилось занятие сына, в будущем он видел его инженером.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, он начал заниматься в танцевальном кружке дома пионеров. Его первая учительница — А.И.Удальцова, она сразу рассмотрела в ребенке талант и посоветовала ему продолжить обучение танцу в Ленинграде.

Фото: Рудольф Нуреев

В 1955 году юноша получает от судьбы нежданный подарок. В Москве открылся фестиваль искусства Башкирии. Его танцевальной труппе предстояло выступить с балетом «Журавлиная песнь», но внезапно заболел солист. И юный Рудольф предлагает свои услуги, хоть совершенно не знает партию. Его кандидатуру утверждают, но парню приходится в сжатые сроки выучить всю партию. Он смог это сделать, но здоровье было подорвано. Восстанавливаться было некогда, молодой танцор с травмой выходит на сцену и покоряет зал. Именно в этот момент его учителям стало понятно, что в русском балете появился «неистовый татарин».

После этого судьбоносного выступления Рудольф принял решение поступать в столичную студию хореографии, но там иногородним не предоставляли общежитие. Так он попадает в Ленинград и в 1955 году поступает в Ленинградское хореографическое училище. Он не знал, что дети начинают обучаться с 12-ти летнего возраста и его однокурсники ушли далеко вперед в плане мастерства. Над ним подшучивают, он трудно сходится с другими учениками. Дальнейшее проживание в общежитии становится невозможным. Его спасает наставник — Александр Пушкин, которые предложил пожить в его семье.

В 1958 году Рудольф выпускается из училища хореографии и становится членом труппы театра оперы и балета им.Кирова в Ленинграде. Настояла на этом приглашении прима-балерина этого театра Н.Дудинская.

Жизнь в балете

Первое профессиональное выступление артиста состоялось сразу после окончания учебы. Он принял участие в конкурсе, проходившем в Москве. Его партнершей была А.Сизова. Выступление дуэта было блестящим, комиссия была в восторге от сольной партии молодого таланта. Он отличался необыкновенной манерой танца, такую технику исполнения до этого не видел никто. Балет «Лоуренсия» принес им золото на этом конкурсе, но Рудольф отказался принимать награду. По возвращению в Ленинград он танцует «Гаянэ», но уже с другой партнершей — Н.Кургапкиной. После этого была «Спящая красавица», «Лебединое озеро». Мариинский театр в буквальном слове кипел и в эпицентре этого кипения был Нуриев.

Он получает золотую медаль, покорив своим танцем Всемирный фестиваль молодежи и студентов, который проходил в Вене. После трех лет работы в театре, Рудольф занимает важное место в труппе, становится надеждой всего театра. Потом были триумфальные выступления в Болгарии, Восточной Германии, Египте. После этого Нуриев легко получает визу на поездку во Францию. И танцор поехал покорять Парижскую оперу. Но успел выступить во Франции всего несколько раз, по приказу КГБ он был снят из репертуара спектаклей и должен был отравиться домой, в Советский Союз.

Официальная версия причины такого решения — нарушение режима во время пребывания за границей. Но вероятнее всего причиной послужила нетрадиционная ориентация артиста. Рудольф не подчинился, попросил политического убежища во Франции и больше не вернулся в Советский Союз, где его ждала тюрьма. Прошло достаточно много времени, и Рудольфу разрешили въезд в Союз, но он был краткосрочным. Танцор смог приехать всего на 3 дня, чтобы похоронить мать.

Рудольф Нуриев становится членом труппы «Балет маркиза де Куэваса», но спустя 6 месяцев вынужденно покидает Францию — ему отказались предоставлять политическое убежище. Талантливого танцора с радостью приняли в Великобритании, он поселяется в Лондоне и выступает дуэтом с известной балериной Марго Фонтейн. Их знакомство произошло в 1961 году, когда Марго исполнилось 40 лет и она уже собиралась уходить со сцены. Она осталась, и дуэт просуществовал долгих 15 лет. Их партиям в «Жизели» аплодировала английская и американская публика. Их дружба длилась всю жизнь, и закончилась только после смерти Марго.

Рекомендуем:  Биография Галины Волчек

Рудольф Нуриев выступал в разных странах, много и плодотворно работал. В 60-х годах у него было до двухсот концертов за год, после 1975-го он стал давать по 300 концертов, т.е. работал практически каждый день.

Характер танцора

Несомненно, Рудольф на сцене был талантливым и самоотверженным, а вот в повседневной жизни его не очень любили. Он отличался заносчивостью и высокомерием. Детство мальчика было нелегким, это также наложило отпечаток на его судьбу.

Чувствуя свое превосходство над другими, он становился неуправляемым — грубил партнерам, игнорировал правила поведения в коллективе и нарушал дисциплину. Мог сказать коллеге, что она бездарность, причем резко, не подбирая выражений.

Став более зрелым и поднявшись на недосягаемую высоту, при своих заоблачных гонорарах, он не платил в ресторане по счету, истерил в театре, доставал всех своими дикими выходками. Зрители готовы были носить своего кумира на руках, но кто был с ним близко знаком, считали его отвратительным грубияном.

Актерская и дирижерская карьера

Его первая роль в кино была еще в СССР. Фильм «Души исполненный полет» , который сняли специально для Всесоюзного смотра училищ хореографии. Потом были другие роли в разных фильмах-балетах. Но есть и настоящие роли в художественных фильмах — биографической драме «Валентино» и в фильме «На виду» в паре с молоденькой Н.Кински.

Попробовал Рудольф себя и в роли балетмейстера, поставив классические спектакли по собственному варианту. В его постановке вышли и балеты «Танкреди» и «Манфред», отличавшиеся особой оригинальностью.

Во времена руководства труппой Гранд-опера в Париже он старается дать простор молодым артистам, продвигая их на лучшие роли, причем наперекор действующей иерархии уже известных солистов и прим. Мировая практика раньше такого не знала.

В конце жизни о танцах пришлось забыть, но расставание с театром было смерти подобно и Рудольф становится дирижером оркестра. Его даже пригласили в уже постсоветскую Россию как дирижера, когда в Казани нужно было дирижировать балет «Щелкунчик» и «Ромео и Джульетта».

Личная жизнь

В личной жизни Рудольфа были исключительно мужчины — известный танцовщик не скрывал свою нетрадиционную ориентацию. Хотя по свидетельству некоторых его знакомых, он в молодости заводил романтические отношения с девушками.

В разные периоды жизни рядом с великим актером были не менее знаменитые личности. Ему приписывают роман с музыкантом Фредди Меркьюри, модельером Ив Сен-Лораном, певцом Элтоном Джоном. Но любовью всей его жизни можно назвать датского танцовщика Эрика Бруна. Их связь существовала долго — целых двадцать пять лет, пока в 1986 году не стало Эрика. Их отношения складывались непросто, слишком уж разными были темпераменты у русского и датчанина.

Смерть

По официальной версии Рудольф Нуриев умер от болезни сердца, но всем известно, что такое заключение далеко от истины. В 1983 году анализ крови Рудольфа показал наличие вируса иммунодефицита, который называют чумой 20-го века. Болезнь прогрессировала, ведь танцор отказывался признавать что у него СПИД, не проходил никакие обследования и не принимал лекарства. Спустя десять лет после подтверждения диагноза, великого танцора не стало. Это случилось 06.01.1993 года в парижской клинике. Его предсмертное пожелание было исполнено в точности — местом захоронения стало русское кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, а сверху на могилу положили яркий персидский ковер.

Творчество Рудольфа Нуриева очень высоко ценится на его Родине, даже несмотря на то, что он в свое время ее оставил. Его имя носит Башкирский колледж хореографии, улица в городе Уфе, создан музей. Каждый год в Казани проводят фестиваль классического танца, посвященного Рудольфу Нуриеву.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Балет в жизни танцора

Балет был образом жизни актера. Во Франции Рудольф присоединился к Парижской труппе, но в связи с отказом в предоставлении политического убежища через полгода вынужден переехать в Лондон. Единственной женщиной, с которой Рудольф долгие годы сохранял теплые отношения была его партнерша по балетному дуэту Марго Фонтейн. С ней же Нуреев добился головокружительных успехов в венской опере.

Благодаря фурору, произведенному здесь, танцор получил гражданство Австрии. Позднее Нуреев не только выступает на сцене, но и занимается постановкой балетных представлений, пробует себя в качестве дирижера и актера. В память о безграничном таланте артиста Роман Виктюк осуществил постановку «Нездешний сад». Этот спектакль дает возможность прикоснуться к легенде, ощутить тяготы труда балетного танцора, проникнуться его страстью к искусству. В 2012 году был снят документальный фильм «Мятежный демон».

Увлечение танцами с детства

Мать Рудольфа, Фарида Нуреева, была домохозяйкой. Его отец Хамет находился на посту политрука Советской Армии. Кроме будущего танцора в семье было ещё три дочери. Их звали Роза, Розида и Лилия. С младшей из них, Розой, мальчик дружил особенно крепко. В будущем он завещает ей свой дом в Монте-Карло, но в последний момент изменит решение.

Ещё до рождения сына Нуреевы жили в Москве, но потом Хамету пришлось эвакуировать своих родных. В течение следующих нескольких лет семья проживала в Уфе. Именно там прошли детство и юность будущего балетмейстера.

С семилетнего возраста юноша занимался народными танцами. В возрасте 11 лет он поступил в группу классического танца А.И. Удальцовой, затем обучался у Е.К. Войтович. Когда мальчику исполнилось 15, его приняли в кордебалет Уфимского оперного театра, через год он стал полноправным членом труппы.

Нуриев был довольно слабым ребёнком. Семья жила бедно, и он постоянно недоедал. Однажды мальчик случайно опрокинул на себя котелок с картошкой, и попал в больницу. Только там ему удалось наполнить свой желудок. В другой раз Рудольф был членом танцевальной группы, которую пригласили в Ленинград, но он не смог поехать. Отец не имел возможности заплатить 300 рублей за билет, хореограф ещё долго был в обиде на него за это.

Хамет был против увлечений сына, за всю жизнь он ни разу не посетил его выступления. В детстве он бил Рудольфа из-за занятий танцами, считал балет несерьёзной профессией для «настоящего мужчины». Позже танцор старался не вспоминать об этом травмирующем прошлом. Он даже не смог приехать на похороны отца, поскольку находился в эмиграции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: