Серафим Саровский (Прохор Исидорович Мошнин)

Имя: Серафим Саровский ( Serafim-Sarovskiy )

Дата рождения: 30 июля 1754 года

Дата смерти: 14 января 1833 года (78 лет)

Место рождения: Курск

Место смерти: Тамбовская губерния

Деятельность: Иеромонах Саровского монастыря

Серафим Саровский — биография

Серафим Саровский предсказывал будущее и видел то, что обычным глазом не рассмотришь. В своей биографии он не раз избегал смерти, находясь на волоске от гибели. Сама Богородица 12 раз приходила к нему с посланиями. В том, что этот человек был избранным, никто не сомневался…

Чудеса великого старца — Серафима Саровского

Шел 1761 год. Строительство продвигалось полным ходом — в городе Курске возводилась новая церковь. Деньги пожертвовал купец Исидор Мошнин, но сам, бедняга, не дожил до окончания работ.

Все уже почти было готово. Жена Исидора, Агафья, присматривала за стройкой и часто приводила с собой 7-летнего сына Прохора. Вот и в этот раз он помчался наверх на недостроенную колокольню. Миг — и мальчонка полетел вниз. Оступился…

Люди в ужасе бежали к распластанному на земле щуплому тельцу, на чудо никто и не надеялся. Вдруг Прохор открыл глаза и удивленно посмотрел вокруг. Агафья схватилась за сердце. В тот момент она поняла, что ее сын — особенный ребенок.

Серафим Саровский — Явление Богородицы

Семью Мошниных прихожане местной церкви знали хорошо. Что ни день, Агафья в храме молится. Да и сыночек всегда рядом с ней — то на службе стоит, то свечные огарки убирает, то священные книги в уголке читает.

«Небось, Богу служить собирается?» — то и дело спрашивали докучливые соседки. Агафья улыбалась, а сама втайне боялась: Прохор уже не раз спрашивал про монашество. Дело, конечно, хорошее, но куда же она без сына? С другой стороны, если уж Бог позвал — с тропы не свернешь. А в том, что кто-то свыше зовет ее мальчика, мать не сомневалась. Сын сам рассказал, как к нему впервые пришла Богородица.

Он тогда сильно болел. Никакое лечение не помогало, и все, что оставалось, — это молиться. И когда страдания Прохора были особенно сильны, мальчику явилась Матерь Божия. «Надо потерпеть», — ласково сказала она. На следующий день мимо дома Мошниных шел крестный ход — несли икону Знамения Пресвятой Богородицы. Агафья взяла сыночка на руки и поднесла к образу. Болезнь с этого дня начала отступать.

Чудесное исцеление сына не выходили у матери из головы. И когда 17-летний Прохор в очередной раз попросил у нее благословения отправиться в монастырь, Агафья не стала противиться. Только дала ему в качестве оберега большой медный крест, который он не снимал всю жизнь.

Не раз потом люди присматривались к этому кресту и четкам, которые юноша всегда носил с собой. Именно такие атрибуты веры часто держали старообрядцы. Уж не относился ли и он к ним? Сам Прохор ни единого слова об этом не проронил…

Серафим Саровский — Благословленный спасителем

Куда податься, в какой монастырь пойти служить? В раздумьях юноша отправился в Киев, в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей подсказал ему: «Иди в Саровскую обитель. Там ты обретешь спасение, там и окончишь свои дни».

Приняли его радушно, но предупредили, что трудиться придется много и усердно. Работы Прохор не боялся. Он с радостью выполнял любое монастырское послушание. Оставалось время и на молитву. Молился юноша усердно, а чтобы ему не мешали, все чаще стал удаляться в лес.

Серафимом Прохор Мошнин стал в 32 года, когда его постригли в монахи. Новое имя пришлось по душе: оно означает «пламенный». Молитва его с тех пор стала еще продолжительнее и вдохновеннее.

Однажды, когда Серафим находился на службе в храме, ему явился Христос. Два часа после этого монах не мог подняться с колен, шепча в изумлении: «Он меня благословил…»

Людское окружение отныне тяготило Серафима, и вскоре он поселился в деревянном домике в лесу.

Бывало, идет монах или послушник из Саровской обители через лес и видит Серафима. Серьезный, даже грозный, бредет он с сумой за спиной, а в ней груда камней. Сверху лежит Евангелие. «Что же вы, батюшка, такой груз таскаете?» — обязательно спросит путник. А тот ему: «Томлю томящего меня».

Один раз прохожий увидел, как отшельник кормит с руки сухариками медведя. Удивился не на шутку, уже собрался разнести весть о монахе, приручившем хищного зверя, да Серафим остановил его: «Дождись моей смерти, после расскажешь».

А монах любил каждую божью тварь — и зверя, и человека. И обиды всем прощал. Рубил он однажды дрова в лесу и видит — идут трое путников. У одного топор за плечами. Подходят и говорят: «А ну, давай золото! Наверняка много у себя прячешь!» Серафим, не тая, ответил, что никаких богатств у него нет. Те не поверили и ударили монаха обухом по голове. Начали рыскать в его скромном жилище, да только ничего, кроме книг и свечей, не нашли. Испугались преступники, что человека ни за что жизни лишили, и поторопились убраться восвояси.

Не умер тогда Серафим, выжил. Никто не понимал, как с такими травмами в нем еще держалась жизнь. Лекари разводили руками, сам монах был в забытьи. В одну из таких полудрем вновь явилась ему Богородица. Посмотрела на лекарей и произнесла: «Что вы там трудитесь? Сей от рода моего». Конечно, слова ее никто не слышал, только больной вскоре пошел на поправку. Правда, спина после этого нападения у него так и осталась сгорбленной.

Преступников тех потом нашли. Привели к Серафиму, а он отказался их наказывать. Отпустил с Богом.

Рекомендуем:  Биография Ксении Петербургской

Прожив долгие годы отшельником, Серафим мечтал и старость встретить в одиночестве. Но этому не суждено было случиться. В очередной раз пришла к нему Богородица и велела принимать всех, кто будет приходить к нему за помощью.

Серафим вернулся в обитель и открыл дверь своей кельи. Люди хлынули целым потоком, а по окрестностям разнеслась весть о том, что в Саровской обители принимает святой старец. Каждого посетителя Серафим встречал с улыбкой и неизменными словами: «Радость моя!»

Были и особые гости. Например, Александру I старец в личной беседе предсказал будущее России. Согласно легенде, Серафим сообщил: «Появится царь, который меня прославит. А после будет великая смута на Руси, много крови прольется за то, что восстанут против этого царя, но Бог его возвеличит».

Можно верить этому или нет, но действительно, именно во время правления последнего царя Николая II Серафим Саровский был канонизирован. Царская семья в то время особо почитала старца. Императрица Александра Федоровна, например, молила святого о наследнике, и вскоре он появился. А ее супруг даже повесил лик саровского старца у себя в кабинете.

Спустя 70 лет после смерти Серафима Николаю II передали от него письмо. Оно было заклеено хлебным мякишем и подписано «Последнему царю». Император дрожащими руками вскрыл его, нетерпеливо пробежал глазами и… горько заплакал. Никто не мог остановить его слез. Не о скорой ли гибели своей семьи он прочел в послании старца?..

Незадолго до своей смерти Серафим Саровский основал женский монастырь в Дивеево и всячески помогал его послушницам. Страждущие все так же стремились к старцу, мечтали хотя бы дотронуться до его одежд, но им овладели уже другие мысли. Серафим знал, что скоро умрет — Богородица сообщила ему об этом, и с радостью ждал своего часа.

2 января 1833 года (14 -по новому стилю) старец, как всегда, скрылся за дверью своей кельи, накануне со всеми попрощавшись. Там его и нашли, почуяв запах дыма. Свеча упала, и загорелись священные книги старца. Сам он принял смерть, стоя на коленях перед иконами.

Серафима Саровского долго не хотели канонизировать — возможно, из-за слухов о его принадлежности к старообрядцам. Много лет понадобилось, чтобы, наконец, решение было принято. Тщательно рассматривалось каждое совершенное чудо, а всего в документах их было более 90. Признали лишь малую долю из них, но это не столь уж важно для его почитателей. К мощам саровского старца до сих пор толпами идут люди, которым подтверждения его чудес не требуется.

Автор биографии: Саша Туманова

Жития Святых. Преподобный Серафим Саровский, чудотворец 1754—1833

Жития Святых Серафим Саровский

Чудотворец Серафим Саровский

Саровская пустыня

В 1776 году Прохор совершил паломничество в Киево-Печерскую лавру. Там была старица Досифея, указавшая юноше место для принятия пострига и послушания. Таким местом стала Саровская пустыня, куда и направился будущий монах. До этого он ненадолго вернулся домой, чтобы попрощаться с родными и близкими.

Добрался до Сарова священнослужитель 20 ноября 1778 года. Там он встретил отца Пахомия, который был настоятелем. Юноше назначили в духовники старца Иосифа, под чутким руководством которого Прохор и получал знания о жизни в монастыре. Он трудился в хлебне и столярне, помогал своему наставнику во всех делах. Парень делал всё с искренним усердием, его вело непреодолимое желание служить Господу. Одновременно с этим он постоянно искал себе занятия, чтобы избежать скуки. Именно её Саровский считал самым страшным злом для новичков.

Старец благословил юношу на походы в лес для молитвы. Там он мог оставаться в полном одиночестве. Через два года после начала службы Прохор серьёзно заболел: всё его тело распухло, каждое движение вызывало невыносимую боль. Настоятель намеревался вызвать врача, но юноша отказался, мотивируя это тем, что отдал душу и тело своему Богу. В этот период у него было новое видение, в котором Пресвятая Дева коснулась его жезлом, мгновенно исцелив.

В обители послушник провёл немногим более восьми лет, после чего он принял постриг, избрав для себя имя Серафим. По его словам, именно это имя отлично выражало его невероятно сильную любовь к Господу и желание всецело посвятить себя служению. Уже через год мужчину посвятили в сан иеродиакона. Он постоянно молился, оставался надолго после службы, неоднократно Саровского посещали различные видения. Второго сентября 1793 года Серафим был назначен иеромонахом.

Биография

Наречённый при рождении именем Прохор, ставший в будущим иеромонахом Серафимом Саровским, появился на свет 19 июля 1759 года (или 1754) в городе Курск Белогородской губернии. Достоверной информации на этот счёт нет. Прохор родился в обеспеченном роду Мошниных. Его отца звали Исидор, мать — Агафия. Кроме Прохора в семье Мошниных уже был старший сын по имени Алексей.

Серафим Саровский

Отец Прохора — купец — владел несколькими небольшими кирпичными заводами Курска и занимался строительством разного рода зданий. В то время он строил как обычные жилые дома, так и церкви. Так, он начал возведение храма в честь преподобного Сергия Радонежского, но дело своё довести до конца не успел. Когда Прохору было не более трёх лет, Исидор Мошнин умер. Все оставшиеся дела, связанные со строительством храма, продолжила его супруга.

С детства мальчик тяготел ко всему церковному, поэтому часто просился с матерью, когда та ездила в храм. Так, в возрасте семи лет он взобрался на колокольню строящегося храма, откуда и упал с большой высоты. Однако остался цел и невредим.

Серафим Саровский в детстве

Рекомендуем:  Матрона Московская

Позже Прохора одолел сильнейший недуг. Однажды утром сын рассказал матери о том, что ему во сне явилась дева Мария, которая дала обещание исцелить от недуга. Тогда неподалёку от их дома проходило церковное шествие, во главе которого несли икону Знамения Пресвятой Богородицы. Женщина вынесла сына в забытьи на улицу и приложила его к лику Богородицы. Болезнь отступила. С той поры Прохор твёрдо решил, что будет служить Богу.

Серафим Саровский: биография

Наречённый при рождении именем Прохор, ставший в будущим иеромонахом Серафимом Саровским, появился на свет 19 июля 1759 года (или 1754) в городе Курск Белогородской губернии. Достоверной информации на этот счёт нет. Прохор родился в обеспеченном роду Мошниных. Его отца звали Исидор, мать — Агафия. Кроме Прохора в семье Мошниных уже был старший сын по имени Алексей.

Серафим Саровский

Отец Прохора — купец — владел несколькими небольшими кирпичными заводами Курска и занимался строительством разного рода зданий. В то время он строил как обычные жилые дома, так и церкви. Так, он начал возведение храма в честь преподобного Сергия Радонежского, но дело своё довести до конца не успел. Когда Прохору было не более трёх лет, Исидор Мошнин умер. Все оставшиеся дела, связанные со строительством храма, продолжила его супруга.

С детства мальчик тяготел ко всему церковному, поэтому часто просился с матерью, когда та ездила в храм. Так, в возрасте семи лет он взобрался на колокольню строящегося храма, откуда и упал с большой высоты. Однако остался цел и невредим.

Серафим Саровский в детстве

Позже Прохора одолел сильнейший недуг. Однажды утром сын рассказал матери о том, что ему во сне явилась дева Мария, которая дала обещание исцелить от недуга. Тогда неподалёку от их дома проходило церковное шествие, во главе которого несли икону Знамения Пресвятой Богородицы. Женщина вынесла сына в забытьи на улицу и приложила его к лику Богородицы. Болезнь отступила. С той поры Прохор твёрдо решил, что будет служить Богу.

Серафим Саровский — биография

Серафим Саровский – иеромонах в Саровском монастыре, основал Дивеевскую женскую обитель. Канонизирован Российской церковью в 1902-м по предложению царя Николая II

Если к имени Серафима Саровского применять художественные термины, то его можно назвать «золотое сечение» русской православной церкви, если использовать музыкальные значения, то он камертон Истины. Но это все высокие материи, а многие верующие воспринимают его как родного, близкого и самого любимого покровителя Руси, заступника грешных душ. Биография Преподобного Серафима Саровского – это доказательство того, что спасение подобно полноводной реке, которая может стремительно очистить берега, убрав весь хлам с души, то подобно исповеди, погрузить в мутную воду искушения, то напоминает сердечную молитву, исцеляющую душу.

Детство

Родился Прохор Мошнин(именно так при рождении звали великого старца) 19 июля 1754 (по некоторым данным 1759) года в Курске Белогородской губернии. Его родители – Исидор и Агафия, были достаточно обеспеченными людьми. К моменту рождения Прохора, родители уже растили старшего сына Алексея.

Детство Серафима Саровского

Исидор Мошнин был купцом и владельцем нескольких кирпичных заводов в Курске. Помимо этого он занимался строительством жилых домов и церквей. Он заложил фундамент храма Сергея Радонежского, однако достроить не успел – умер. На тот момент Прохор был трехлетним ребенком. Продолжателем его дела стала супруга Агафия.

Прохору с ранних лет нравилось все церковное, и он всегда навязывался с матерью, когда та посещала храм. Когда ему было 7, он умудрился залезть на колокольню в строящемся храме, и упасть с нее вниз. Несмотря на значительную высоту, мальчик совершенно не пострадал.

Немного позже он серьезно заболел. Однажды после пробуждения он сказал маме, что видел во сне деву Марию, которая пообещала вылечить его. Рядом с их домом как раз проходило шествие, которое начиналось с иконы Знамения Пресвятой Богородицы. Мать не знала что делать, вынесла Прохора к шествующим. Ему разрешили прикоснуться к Богородице. Мальчик выздоровел, и с того самого времени решил, что его жизнь принадлежит Богу.

Подвижничество

В 17-летнем возрасте Мошнин стал паломником, и побывал в Киево-Печерской лавре. Он понял, что именно здесь примет монашеский постриг. Мама приняла выбор сына, она поняла, что у него действительно есть непостижимая связь со Всевышним. В 19-ть он начал подготовку к постригу в мужской монастырь Саровская пустынь.

В 1786-м Прохор стал монахом Серафимом. Сперва он был иеродиаконом, а после семи лет пребывания в монастыре стал иеромонахом.

Серафим был настоящим аскетом, впрочем, как и все, кто пошел по пути служения Богу. Местом его жительства стала лесная келья. До монастыря он добирался пешком, спокойно преодолевая пятикилометровый путь.

Зимой и летом он одевался в одну и ту же одежду, питался дарами леса, мало спал и строго постился. Он проводил много часов за чтением святого писания, много молился. Рядом с кельей он устроил себе огород и завел пасеку.

Столпничество Серафима Саровского

Много лет он питался одной травой, которая называется сныть. Помимо этого он выполнял обряд столпничества, который предусматривает непрерывную молитву на камне на протяжении тысячи дней и ночей. Его стали называть преподобным, что подразумевает уподобиться Богу с помощью определенного образа жизни. Иногда приходящие к нему миряне заставали его за кормлением огромного медведя.

В его биографии был случай, когда разбойники собрались его ограбить. Они видели, что Серафим часто принимает обеспеченных гостей, и подумали, что он тоже богат. Пока он читал молитву, его начали бить. Иеромонах не сопротивлялся, хотя был молод и силен. К великому разочарованию преступников, келья Серафима была пустой.

Он остался в живых, но зато спина его так и осталась сгорбленной. Когда преступники были пойманы, Серафим их простил, и их отпустили.

Отшельничество Серафима Саровского

Рекомендуем:  Биография Андрея Ткачева

Начиная с 1807-го года, Саровский ограничил общение с людьми. Он отважился принять обет молчания. Спустя три года он снова появился в монастыре, но на протяжении пятнадцати лет пребывал в затворничестве. Единственным утешением для него были молитвы. После этого Серафим снова начал прием людей, но теперь к нему потянулись не только миряне, но и монахи. Книга его жизни гласит, что он стал целителем и прорицателем. Его посетил сам император Александр I.

Смерть настигла иеромонаха Серафима 2 января 1833 года, когда он читал коленопреклоненную молитву в своей келье. Ему шел 79 год.

Житие

Жизненный путь Серафима подробно описан иеромонахом Сергием, который начал работу через 4 года после его кончины. Сейчас это основной источник знаний о Серафиме, хотя он редактировался несколько раз.

В 1841-м житие Серафима было переписано митрополитом Филаретом. Это было вынужденной мерой – цензура того времени требовала соответствия определенным требованиям.

Следующее издание вышло в авторстве настоятеля Георгия. Он включил в описание жития детали о кормлении зверей, о том, как Серафиму явилась дева Мария.

Канонизация

Слава пришла к Серафиму при жизни. А вот канонизировали его 19 июля 1902 года, по настоянию Александры Федоровны, жены императора Николая II. Царская чета была убеждена, что именно молитвы Серафима помогли им родить наследника. Ярым противником канонизации был Константин Победоносцев, который являлся представителем императора в Святейшем Синоде. Он был твердо убежден, что царь не имеет права издавать указ в этом случае, потому, что такие вопросы должны решаться только Синодом.

Наследие

Серафима Саровского и сейчас почитает весь православный мир. Часто в СМИ появляются публикации, которые свидетельствуют о чудесах исцеления от многих болезней людей, прикоснувшихся к его мощам.

Прижизненная икона Серафима Саровского написанная Серебряковым

В наши дни сохранилась икона с ликом преподобного иеромонаха. Она написана с портрета, созданного художником Серебряковым за 5 лет до смерти Серафима. Существует и множество молитв, которые дошли до наших дней, и с которыми обращаются к преподобному за помощью. Верующие считают, что Серафим может исцелить от недугов, принести в смятенную душу покой и умиротворение, гармонию и душевную стойкость. Иногда его просят наставить на истинный путь, девушки обращаются к нему с просьбой о достойном спутнике жизни. Не обходят Серафима стороной и бизнесмены, которым он помогает в торговле и прочих делах.

Храмы Серафима Саровского расположены во многих городах России. Поклониться великому старцу могут жители Москвы, Казани, Санкт-Петербурга. Даже в некоторых селах есть приходы в его честь. Верующие продолжают чтить его память.

Пророчества

Некоторые источники, сохранившиеся до нашего времени утверждают, что преподобный сделал предсказание Александру I, касающееся рода Романовых. Он сказал, что род зародился и закончится в одном месте – доме Ипатьева. Это полностью подтвердилось — первый царь Михаил короновался в Ипатьевском монастыре, а в доме Ипатьева в Екатеринбурге нашли свою гибель все члены царской семьи.

Серафим каким-то непостижимым образом сумел предсказать восстание декабристов, Крымскую войну 1853 года, отмену крепостного права, российско-японскую войну, мировые войны, Великую Октябрьскую революцию. Великий старец считал, что через 600 лет случится пришествие антихриста.

Служение Господу до конца дней

Двенадцатого июня 1787 года Серафим совместно с отцом Пахомием посещает Дивеево. Там они отпевали основательницу общины ─ Александру Мельгунову. После смерти отца Пахомия 27 августа 1794 года иеромонаха собирались назначить архимандритом, отправив его на строительство Алатырского Троицкого монастыря. Но Серафим отказался от этого предложения, направившись в Дальнюю пустыню. Там он придерживался строжайшего поста, часами молился на камне, постоянно работал. Принял на себя он и другие испытания, в числе которых трёхлетнее молчание. За ним следовало затворничество в течение пяти лет.

В 1823 году Серафим впервые смог исцелить больного помещика Михаила Мантурова. 25 ноября 1825 года Саровский получил очередное видение, во время которого Матерь Божия велела ему выйти из затвора. Она сообщила, что отныне иеромонах обязан принимать у себя в доме всех, кому необходимо лечение и утешение. Серафим щедро делился с людьми своей любовью, наставляя их на путь истинный и исцеляя.

Он чувствовал себя неловко в обществе женщин, но понимал, что не имеет права отказать в помощи нуждающимся. С 1829 по 1833 годы иеромонах всячески помогает расширению Дивеевской женской общины. Также он способствовал обустройству Ардатовской обители и Зеленогорской общины.

Умер Серафим 2 января 1833 года. Известно, что он находился на коленях перед иконой во время своей кончины. Книги и другие вещи в келье начали гореть, но монах был мёртв ещё до этого. Ещё при жизни он говорил, что не будет в его доме пожара до тех пор, пока не наступит время умирать. Похоронили Саровского у алтаря Успенского Собора, на месте, которое он сам указал незадолго до кончины. Гроб также был заранее вырублен из дерева собственноручно иеромонахом. 

Народное почитание и канонизация

Почитать Серафима начали ещё при жизни. Однако канонизирован он был после смерти по требованию супруги Николая II — Александры Фёдоровны. Это случилось 19 июля 1902 года. Николай II и Александра Фёдоровна верили, что именно благодаря молитвам отцу Серафиму в царской семье появился наследник.

Иконы Серафима Саровского

Такое развитие событий вызвало целый скандал, во главе которого стоял Константин Победоносцев, занимавший пост представителя императора в Святейшем Синоде. Последний не считал распоряжение царя, соответствующим церковным канонам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: