Иван Дыховичный — биография, информация, личная жизнь

В начале 2008 года врачи сказали Ивану Дыховичному, что ему осталось жить максимум три-четыре года. Режиссер решил использовать отпущенный ему срок на полную катушку: жить быстрее, делать что-то каждый час и каждый день. Однако завершить все свои творческие планы он не успел — 27 сентября Дыховичный умер в одной из московских больниц.

Иван Дыховичный всегда выглядел человеком, у которого «все хорошо». В юности его считали счастливым «мальчиком с Чистых прудов». Его отец был автором стихов знаменитого утесовского «Мишки», а дядя (несмотря на то, что репрессированный) — архитектором Московского цирка, кинотеатра «Россия» и высотки на Котельнической набережной. В их семье часто бывал Пастернак.

Но в пятнадцать лет Иван Дыховичный стал сиротой — и зарабатывал на жизнь чем попало, например разгружал вагоны. «Сначала картошка, капуста, потом переводили на бананы, — вспоминал Дыховичный. — Компанию составлял Саша Кайдановский. Мы с ним ночевали в мастерской у художника Левинского, где он спал на антресолях, а я на какой-то лавочке, потом снимали одну комнату на Арбате».

Говорят, Дыховичный поступил в Щукинское училище «с горя» — без стажа работы его не взяли на истфак МГУ, и он сдал документы в «Щуку». Окончив ее в 1969 году, он отправился в Ленинград, к Райкину, в Театр миниатюр. Жил там в гостинице «Киевская» и отдавал за комнату почти всю зарплату. «Жил впроголодь, совсем впроголодь, так тяжело не было даже в Москве», — вспоминал он позже в одном интервью.

По-настоящему популярным Дыховичный стал в 70-х годах, когда вернулся в Москву и пошел работать в Театр на Таганке к Юрию Любимову. Там он сыграл Розенкранца в «Гамлете», Керенского в «Десяти днях, которые потрясли мир», Пушкина в «Товарищ, верь». Но больше всего зрителям запомнился Коровьев, исполненный Дыховичным в «Мастере и Маргарите».

А еще Таганка сблизила Дыховичного с Владимиром Высоцким. Они вместе выступали на концертах: Дыховичный пел песни на стихи знаменитых русских поэтов. Вместе с Высоцким он познакомился со своей будущей женой Ольгой Полянской, а затем они приютили Высоцкого с Мариной Влади в своей квартире.

Наконец, именно Дыховичному посвятил Высоцкий свою небольшую поэму «Про Витьку Кораблёва и друга закадычного Ваню Духовичного»:

«Слушай, Ваня, хватит спать!Договаривались в пять -И корабль межпланетныйНикого не должен ждать!»

В конце 70-х — начале 80-х Дыховичный решил, что «свое дело отработал, получил все, что хотел от этой профессии». И ушел из театра в кино. Отучился на Высших режиссерских курсах у Эльдара Рязанова. Уже сейчас, после смерти Дыховичного, Рязанов вспоминал, что тот всегда был белой вороной: «Признаться, мы редко находили общий язык. Я учил съемкам комедийных фильмов, а он все время делал что-то под влиянием Тарковского».

Как режиссер и сценарист Дыховичный успел снять всего несколько фильмов. В 1988 году был «Черный монах», в 1992 году — «Прорва», затем — «Женская роль» и «Музыка для декабря», показанная на Каннском фестивале в программе «Особый взгляд».

В 2002 году вышла трагикомедия про советский автомобиль «Копейка», в 2006 — драма «Вдох-выдох», а последним фильмом Дыховичного стала комедия абсурда «Европа-Азия». Режиссер хотел снять еще одну картину о Маяковском и Лиле Брик — в экранном и телевизионном вариантах. Но не успел…

Дыховичный одно время был главным режиссером телеканала «Россия», вел несколько передач, охотно давал интервью, вел блог на «Сноб.Ру». И нигде и никогда не стеснялся без обиняков говорить то, что думает. И, пожалуй, лучше всего, если такой человек будет рассказывать о себе сам:

«Зал ресторана декорировался в похоронный зал, поставили гроб, менялись караульные. Был и Моисей, парикмахер, который стриг всех писателей в подвале под рестораном, обожавший моего отца. В день, когда я родился, он стриг моего отца и произнес:

— Володя, у вас родился сын, и как вы его назвали?

Наступила пауза.

— Иваном.

Моисей перестал щелкать ножницами и сказал:

— Редкое еврейское имя.»

«Я вообще был жуткий пижон. В 9 лет я влюбился в девочку Софу из балетного училища. Она пригласила меня на день рождения. Дело было зимой, в лютый мороз, а у меня из обуви были только ужасные школьные ботинки и очень красивые сандалии, которые мне родители привезли из Швеции. И я пошел на день рождения в сандалиях. Околел, конечно. Софа потом не стала балериной, пополнела и стала женой Петросяна.»

«Ходили в кафе «Буратино», молодежь употребляла портвейн, я всегда водку пил, воспитанный папой в правильном духе».

«Я не был наглым молодым человеком. Но у меня в 1976 году была машина «Феррари». И я был артистом Театра на Таганке. Еще играл на гитаре. На «Феррари» тогда никто не обращал особого внимания. Это была просто невзрачная небольшая машина. Все знали иномарки «Мерседес», БМВ. А это что? Тарахтелка. Когда я ее продавал, ее никто не хотел у меня покупать».

«Я был популярным человеком в Театре на Таганке, играл главные роли. И туда ходили люди. Шостакович, Шнитке, Солженицын. И, соответственно, с ними директора гастрономов, автомобильных комиссионок и другие столпы общества. Колбаса сидела дальше, чем Шостакович. Сегодня наоборот».

«Сейчас время очень похоже на 1930 год. Я не сказал – 1934-й или 1937-й. Это то, что им предшествует. Когда оптимистическая жизнь вдруг превращается в триллер. Самое опасное для человека время – это когда он успокаивается».

Это, конечно, банально, когда старшее поколение говорит: «Вот в наше время…» Такая позиция приводит к страшной фразе: «Девочка моя…» Я не верю в опыт, потому что чаще он бывает дурной».

Рекомендуем:  Мартин Скорсезе

«Казалось, прожив эти пятнадцать лет в новой эпохе, русский человек должен ощутить какое-то собственное достоинство. Увы, этого не произошло. Люди по-прежнему отдают себя на полное управление другими людьми. И, что удивительно, так думают и богатые люди! Меня вот что удивляет: вот они со своими «гелендвагенами» и «майбахами» стоят в пробке четыреста метров длиной. И дорога пустая – хозяин поедет. А они стоят и не гудят. Кто они такие? Да, народ. Простой народ».

«В нашей стране сейчас «можно жить только изолированно. Я вот живу на даче и делаю то, что хочу делать. Но у меня жуткое настроение. Я вам могу сказать, что я задумался, для кого я работаю… Конечно, я работаю для себя, но я же должен иметь какую-то отдачу. Мне нужна какая-то живая стенка, с которой я могу разговаривать. Я ее давно почти не чувствую. Я обращаюсь к ней, но она мне не отвечает. И у меня нет ощущения, что это я чего-то не понимаю. У меня ощущение, что это у них что-то произошло. Я практически не чувствую обратной связи. И это страшная история».

«Русские женщины полюбили сильных свободных людей – бандитов. Я убежден, что по некоторым из этих женщин до сих пор психотерапевт плачет, потому что это клиника».

«Меня считают режиссером, не способным принести денег. Что в действительности — абсолютный миф, потому что мои фильмы никогда не имели в России нормального проката. Я пришел в кино в 1989-м, когда в кинотеатрах вместо билетов уже продавали мебель».

«Я не могу думать о «востребованности». Разложить все по полочкам и рассчитать можно только тогда, когда вы снимаете заведомую халтуру».

В прокате размещают только те картины, по поводу которых раздаются звонки из «приемных». Таких «продавленных» фильмов в год выходит несколько. И пока это не переломится, будем оболтусами, которые просят у папы-государства деньги и не возвращают. В этой системе возникает искажение. Зачем снимать кино, обращенное к людям? Все равно его не увидят».

«Четырехгодичный простой между картинами — срок приличный. Но мне все же нужен какой-то разгон между проектами. Запуск новой картины чем-то похож на женитьбу. Вот женщина и хорошая, и красивая, и здоровая, и вроде бы можно назвать ее женой. Не хватает одного, но главного — чувства влюбленности».

«Мне нужно восемь минут, чтобы зрители не ушли. Они будут трудными, эти минуты, ведь фильм начинается с монолога. Но если человек пожалеет заплаченные за билет 300 рублей и сразу не уйдет, он останется до финала. За это я отвечаю».

«Тысячи людей сейчас обладают возможностью взять камеру в руки и снимать, снимать, снимать. Они могут цифровать пустоту, — все, что попадается по пути. Такое время сейчас».

Приведу слова Тарковского: «Дайте мне карт-бланш и пленку — и я потрясу мир». Потом он подумал и добавил: «Ничего я не потрясу. Я рыба глубоководная. Могу работать только под давлением».

«Несколько раз в жизни у меня прекращалось все. И сегодня все мои предложения отвергаются практически без рассмотрения. Кто-то там, «за забором», говорит: «Его нам не нужно». Не обижаюсь. Ищу другую дорогу. Поэтому я живой».

«Есть одна фраза. Мне женщина одна в деревне сказала. Я упал, и мне было очень больно. Она сказала: «Если больно – значит жив».

«У меня нет ресторанного бизнеса, поэтому мне надо зарабатывать».

«Мне всегда хватало времени на все, чего хотел. Правда, сплю шесть часов».

«У нашей страны феноменальное умение делать вид, что мы работаем. Есть очень большие умельцы».

«Жизнь не нужно беречь. Художнику вообще не нужно быть здоровым. Здоровье не сохранишь все равно. Болезнь — это твоя участь, и больше ничего. Не надо ее ждать и бояться. Она все равно тебя догонит и найдет. Сопротивляться ты можешь. А так — живи, как удается. И все. Мне никто не сказал, что я буду жить долго. Мне совсем дали маленький срок, а я живу пока. Хочу снять картину, и сниму еще может быть. Мог бы опустить руки наверное. Мог бы. А зачем?»

«Знаете, как я думал там, в больнице? Вот приходит навестить меня человек, смотрит на меня. И я вижу, что он просто физически не может на меня смотреть. Я думаю, ну вот, смешно! Может, ты выйдешь – на тебя кирпич упадет! Что ты жалеешь меня, потому что я умираю? Себя жалей!»

«На самом деле у смерти просто дурная репутация. Никто ведь не доказал, что после нее будет плохо».

«Я считаю, что прожил довольно длинную и интересную жизнь. Не сказал бы – счастливую, но интересную точно».

«Принимайте жизнь такой, какая она есть. Любите и цените ее. И жизнь вам ответит. Не сразу. Но мне кажется, это единственный способ. Бывают страшные обиды на жизнь. Я столько раз обижался! Но знаете, что запоминается? Самые трагичные вещи. Даже в путешествии вспоминается то, как вы опоздали на поезд, а не то, как прекрасно вы на нем ехали. Понимаете?»

«Не сомневайтесь в любви. Мы часто боимся, что за нее расплатимся. Нет, мы расплатимся за сомнение».

Иван Дыховичный — биография, информация, личная жизнь

Содержание

Рекомендуем:  Ольга Дыховичная: "Когда я чего-то боюсь, это точно нужно сделать"

Смерть

После окончания работы над комедией под названием «Европа-Азия» актер узнал о болезни, которая поразила часть органов и лимфатические узлы. Но он слишком поздно услышал диагноз, и 27 сентября 2009 года стремительное распространение метастазов стало причиной скоропостижной смерти.

Иван Дыховичный в последние годы, причина смерти

В 2000-е годы Иван Владимирович поставил три фильма – картины «Вдох-выдох», «Европа-Азия» (в нем снимались Ольга Медынич, Сергей Шнуров, Иван Ургант и другие), а также телесериал «Деньги», над которым трудился в качестве режиссера и продюсера. Данные ленты стали последними работами мастера. Двадцать седьмого сентября 2009-го года в пять часов утра по московскому времени Иван Дыховичный неожиданно для всех скончался от лимфомы. Последним пристанищем известного режиссера, телеведущего и актера стало московское Новодевичье кладбище.

Иван Дыховичный

Иван Владимирович Дыховичный. Родился 16 октября 1947 года в Москве — умер 27 сентября 2009 года в Москве. Советский и российский актёр, кинорежиссёр, сценарист, продюсер, телеведущий.

Иван Дыховичный родился 16 октября 1947 года в Москве.

Отец — Владимир Абрамович Дыховичный, известный советский драматург и поэт-песенник, отсидел несколько лет в лагере, освободился после смерти Сталина.

Мать — Александра Иосифовна Дыховичная (урождённая Синани, 1920-1980), балерина.

В 1969 году окончил актёрский факультет Театрального училища им. Б. Щукина, мастерская Веры Львовой и Леонида Шихматова.

В 1969-1970 годах играл на сцене Ленинградского театра миниатюр.

В 1970-1980 — актёр Театра драмы на Таганке. В целом переиграл в Театре на Таганке половину репертуара. Среди его театральных работ:

«Гамлет» — Розенкранц; «Десять дней, которые потрясли мир» — Керенский, «Товарищ, верь…» — Пушкин, «Мастер и Маргарита» — Коровьев / Фагот.

Иван Дыховичный с актерами Театра на Таганке

Дыховичный пришел на Таганку в 1970 году, когда Владимир Высоцкий уже считался кумиром публики. Но они сразу подружились, несмотря на значительную разницу в возрасте. Интересно, что Иван Дыховичный не очень воспринимал Высоцкого в роли Гамлета, считал, что у того получается слишком «далеко от Шекспира».

Его именем Высоцкий назвал одного из персонажей детской поэмы в стихах «Вступительное слово про Витьку Кораблёва и друга закадычного Ваню Дыховичного», которая также публиковалась под названием «Что случилось в 5-А».

Иван Дыховичный и Владимир Высоцкий

В 1982 окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров, мастерская Эльдара Рязанова. Также среди его преподавателей был Андрей Тарковский.

Иван Дыховичный в молодости

Его называли «актером грустного облика» и режиссером — интеллектуалом.

Несколько раз засветился на экране в качестве актера — в фильмах-спектаклях и лентах «Семья как семья», «Москва, любовь моя», «Доктор философии», «Незнакомое оружие, или Крестоносец 2», «Копейка», «Деньги».

Иван Дыховичный в фильме-спектакле «Семья как семья»

Первой полнометражной картиной Ивана Дыховичного стала экранизация повести Чехова «Чёрный монах» (1988), в которой режиссёр более всего полагался на изощрённое изобразительное решение (оператор Вадим Юсов). Вместе с Сергеем Соловьёвым соавтором сценария фильма. В этом плане эмоциональный, художественный эффект был достигнут, герои остались только силуэтами; им было отказано в психологически углублённых характеристиках.

В 1992 году режиссёр снял фильм «Прорва», имевший успех у отечественных и зарубежных критиков. Картина дала глубинный и вместе с тем пластически совершенный срез послевоенной советской державы и её столицы. Оператор Вадим Юсов снял «Прорву» как яркий, красочный и праздничный лубок — по внешним параметрам. За этим открывалась страшная действительность прогнившей системы палачей.

В 1994 году стал финалистом программы «Номинация. Кино. XXI век» на Кинофоруме в Ялте-94 с фильмом «Прорва».

В 1995-1996 — автор и ведущий программы «Уловка 22» на НТВ. Вёл программу «Невероятные истории» на Рен-ТВ.

В 1998-2000 — главный режиссёр телеканала «Россия».

Учредил московский кинофестиваль «Завтра».

Писал и исполнял песни на стихи поэтов XIX века.

У него были разногласия с Никитой Михалковым. Признавая Никиту Сергеевича «талантливым человеком, владеющим кинематографическим языком», Иван Владимирович на дух не принимал его умение «приспосабливаться ко времени»: «Михалков пытается быть каким-то гуру. Но он — не гуру. Совершенно фальшивый человек, который постоянно пасется при властной кормушке», — возмущался Дыховичный. «Вообще Михалков в душе антисемит. Он, конечно, заигрывает с еврейской темой, но лишь потому, что знает, как понравиться на фестивалях», — говорил он.

В прессе критика часто подвергала нападкам работы Ивана Дыховичного. Его третья жена уже после смерти режиссера говорила: «В момент выхода картин эта шайка-лейка травила его, а спустя два-три года те же самые люди писали, что Иван — классик российского кино. Их я никогда не прощу — за несправедливую травму, которую они нанесли Ивану. Все его картины принимали лишь через два-три года. А это было для него важно. Бывают режиссеры-аутисты, которые заявляют, что им неинтересно, как их кино воспримет зритель. Иван был другим…».

Смерть Ивана Дыховичного

В последнее время режиссер тяжело болел, врачи диагностировали у него онкологическое заболевание. Несмотря на это, он не унывал и до последнего момента активно участвовал в культурной жизни страны.

Вместе с актером Артуром Смольяниновым и другими артистами Дыховичный катался по Кутузовскому проспекту Москвы в инвалидном кресле — не из-за плохого самочувствия, а для того, чтобы поддержать москвичей с ограниченными возможностями. «Москва – страшно неприспособленный для людей с ограниченными возможностями город. Но чиновники этого никогда не поймут. Если, конечно, сами на время не сядут в такие вот кресла», — пояснял он смысл своей акции.

Рекомендуем:  Все, что мы не знали о Федерико Феллини

В последние месяцы Иван Дыховичный рассказывал, как мечтает снять многосерийный фильм о Лиле Брик и Владимире Маяковском. Свою последнюю картину — комедию «Европа-Азия» по пьесе братьев Пресняковых он показал летом на фестивале «Кинотавр». Он монтировал ее, уже зная о своем страшном диагнозе. И часто повторял: «Если больно, значит жив».

Скончался в 5 часов утра 27 сентября 2009 года от лимфомы.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Иван Дыховичный

Рост Ивана Дыховичного: 170 сантиметров.

Личная жизнь Ивана Дыховичного:

Трижды был женат.

Первая жена — Ольга Дмитриевна Полянская, дочь члена Политбюро ЦК КПСС Дмитрия Степановича Полянского. Интересно, что в день своей свадьбы Иван потерял паспорт. Помог Высоцкий. Новый документ Дыховичному выписали за каких-то пару часов, после того, как Владимир дал концерт в паспортном столе одного из отделений милиции. Иван рассказывал, что он довольно долго ходил с тем самым «рукодельным» паспортом. Лишь случайно обнаружилось, что он фактически фальшивый.

Прожили вместе шестнадцать лет.

В браке в 1970 году родился сын Дмитрий Иванович Дыховичный, дизайнер, живёт в Германии, снимался в нескольких фильмах своего отца в 1984-1995 годах, также сыграл в немецком фильме «Чужая кожа» (2005) и ряде телесериалов.

Вторая жена — Ольга Алексеевна Черепанова, родом из Магнитогорска, филолог.

В браке в апреле 1988 года родился сын Владимир Иванович Дыховичный. После развода сын с матерью проживал в США, в Коннектикуте. Ольга повторно вышла замуж за американца. Позже Владимир Дыховичный приехал в Россию, снимался в ряде отечественных фильмов и телесериалов, таковых как «Невидимки», «Времена года», «Припять».

В мае 2016 года Владимир Дыховичный был задержан полицией Москвы с порошком, похожим на кокаин. Скончался 1 января 2019 года от передозировки наркотиков.

Владимир Дыховичный — сын Ивана Дыховичного

Третья жена — Ольга Юрьевна Дыховичная (1980 г.р.), закончила режиссёрские курсы у Алексея Германа, работала вместе с мужем на студии «Воля». Познакомились на телевидении. «Мы сразу почувствовали, что эта встреча надолго. Сразу — в момент знакомства. Я убеждена, что подобное случается с каждым человеком, который встречает свою судьбу», — говорила Ольга. Состояли в браке в период 1999-2009 годов.

Ольга — открытая лесбиянка. Весной 2013 года она вышла замуж за свою подругу — режиссера Ангелину Никонову, которая старше ее на 5 лет. Их отношения начались на съемках фильма «Портрет в сумерках», в котором Ольга снималась, а Никонова была режиссером.

Иван Дыховичный и Ольга Дыховичная

Фильмография Ивана Дыховичного:

1970 — Семья как семья (фильм-спектакль) — студент в кафе 1974 — Москва, любовь моя 1976 — Доктор философии (фильм-спектакль) — Милорад 1997 — Чтобы помнили. Александр Кайдановский (документальный) 1998 — Незнакомое оружие, или Крестоносец 2 — арабский террорист 2002 — Копейка — ассистент режиссера 2002 — Деньги — Эммануил Гедеонович, олигарх 2003 — Французский сон (документальный) 2006 — Как уходили кумиры. Леонид Утесов (документальный) 2006 — Как уходили кумиры. Петр Алейников (документальный) 2006 — Как уходили кумиры. Сергей Эйзенштейн (документальный) 2006 — Сказ про быль Леонида Филатова (документальный) 2007 — Марина Ладынина. От страсти до ненависти (документальный) 2008 — Владимир Высоцкий и Марина Влади. Последний поцелуй (документальный) 2008 — Человек в кадре. Алла Демидова (документальный) 2008 — Человек в кадре. Иван Дыховичный (документальный) 2009 — Острова. Вадим Юсов (документальный) 2009 — Мертвая зона актера Александра Кайдановского (документальный)

Озвучивание Ивана Дыховичного:

1980 — Откуда в траве рыба? (короткометражный) — читает текст

Режиссерские работы Ивана Дыховичного:

1980 — Откуда в траве рыба? (короткометражный) 1981 — Элия Исаакович и Маргарита Прокофьевна (короткометражный) 1982 — Братья (короткометражный) 1987 — Воскресные прогулки (киноальманах) 1987 — Испытатель 1988 — Чёрный монах 1992 — Прорва (Moscou parade) 1994 — Женская роль (документальный) 1995 — Музыка для декабря (Music for December) 1998 — Незнакомое оружие, или Крестоносец 2 2002 — Копейка 2002 — Деньги 2006 — Вдох Выдох 2009 — Европа-Азия

Продюсерские работы Ивана Дыховичного:

2002 — Деньги

Сценарии Ивана Дыховичного:

1980 — Откуда в траве рыба? (короткометражный) 1981 — Элия Исаакович и Маргарита Прокофьевна (короткометражный) 1988 — Чёрный монах 1992 — Прорва (Moscou parade) 1994 — Женская роль (документальный) 1995 — Музыка для декабря (Music for December) 1998 — Незнакомое оружие, или Крестоносец 2 2002 — Копейка 2006 — Вдох Выдох

Этот отрывок (второй) взят из статьи: https://24smi.org/celebrity/23098-ivan-dykhovichnyi.html

Детство и юность

Творческая биография Ивана Владимировича Дыховичного была предопределена задолго до появления, поскольку 16 октября 1947 года его родителями стали балерина и драматург.

Воспитываясь в семье, где чтили традиции еврейской национальности, мальчик участвовал в семейных праздниках и проявлял себя как талантливый актер. Поэтому после окончания среднего общеобразовательного учебного заведения он поступил в Щукинское училище и начал играть в Театре миниатюр.

Личная жизнь Ивана Дыховичного

В жизни нашего сегодняшнего героя было три брака. Первой его супругой была Ольга Полянская, дочь одного из членов Политбюро КПСС. В результате этого союза на свет появился сын режиссера актер Дмитрий Дыховичный, ныне проживающий в Германии.

Второй супругой Ивана Владимировича стала Ольга Черепанова, которая родила режиссеру сына Владимира. Сегодня они вдвоем проживают в США – в штате Коннектикут.

Третьей женой Ивана Владимировича Дыховичного стала белорусская актриса и режиссер Ольга Дыховичная (в девичестве – Голяк). С ней Иван Владимирович прожил последние годы своей жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: