Алексей Балабанов

Интеллигент и комиксы

«В герое Сергея Бодрова зритель увидел надежность и поверил ему»

Оператор фильма «Брат» Сергей Астахов — о том, как снималась культовая картина 1990-х

Первые полнометражные фильмы — «Счастливые дни» по Беккету и «Замок» Кафки — традиционно служат аргументом у тех, кто пытается затащить Балабанова в лагерь интеллигентного гуманизма. И действительно — если считать, что Алексей Октябринович был автором, герои которого говорят то, что хочет сказать он сам, то, взяв за основу любовь к мировой классике, можно вывести образ радетеля за общечеловеческие ценности (возьмем в скобки тот факт, что оба экранизированных автора гуманистами, в общем, не были). Другой подход — взять за отправную точку тот фильм, который ей, собственно, стал — то есть «Брата». После выхода картины и без того наэлектризованный воздух конца девяностых и правда зримо сгустился, заискрил и зашкворчал с таким характерным звуком, как в позабытом уже слове «беляши». Балабанова подняли на знамя, а Данилу Багрова быстренько объявили героем нашего времени, избегая неудобных определений: по поводу того, олицетворял ли эпоху гопник, джармушевский живой мертвец или всё-таки русский воин, консенсус не достигнут и по сей день.

Биография

Выдающийся отечественный кинорежиссёр Алексей Октябринович Балабанов появился на свет 25 февраля 1959 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). Детство Алексея прошло в родном городе, будущий мастер ничем не отличался от своих сверстников и не проявлял особого интереса к искусству. Как и многие дети, Балабанов мечтал о неизведанных дальних странах и путешествиях — возможно, именно этим объясняется его увлечение иностранными языками, знание которых он рассчитывал применять в будущих странствиях.

Режиссер Алексей Балабанов

После школы юноша поступает в Горьковский педагогический институт иностранных языков, где осваивает профессию переводчика. В 1981 году, после окончания института, биография Алексея Балабанова перемещается в ряды Советской армии.

Находясь в течении двух лет на посту офицера военно-транспортной авиации, Алексей получает жизненный опыт, который впоследствии воплотится в его кинематографических работах. С одной стороны, сбылась детская мечта о путешествиях: в составе своей воинской части офицер Балабанов выполняет различные задачи в странах Азии и на Африканском континенте. С другой стороны, Алексею довелось лично поучаствовать в афганской войне.

Алексей Балабанов в молодости

Противоречивые события, свидетелем которых становится будущий режиссёр, а также истории и армейские легенды, услышанные в кругу сослуживцев, позже лягут в основу одной из самых тяжёлых для восприятия зрителем картин Балабанова «Груз 200». В родной город Алексей возвратился в 1983 году. Октябрин Сергеевич Балабанов в то время работал на Свердловской киностудии. Будучи по образованию научным журналистом, он занимал должность главного редактора объединения научно-популярных фильмов. Отец устраивает сына на киностудию в качестве ассистента режиссёра.

Алексей Балабанов в молодости

В то время Свердловск переживает расцвет андерграундной культуры. Находясь на достаточном удалении от столицы и властных кругов, в городе появляется своя особая школа рок-музыки. Алексей Балабанов был лично знаком с группой «Наутилус Помпилиус». Музыка этого коллектива будет сопровождать многие картины великого режиссёра, сливаясь в единое целое с эстетикой Балабанова, ставшей памятником эпохи в кинематографе.

Алексей Балабанов — биография

Этому режиссеру принадлежит авторство фильмов, которые стали классикой отечественного кино еще при его жизни. Он создал кино, которое будет смотреть не одно поколение зрителей, кино, которое по праву можно считать памятником целой эпохи. Алексей Балабанов ушел из жизни так непредсказуемо и оглушающее неожиданно, что некоторым до сих пор не верится, что это случилось, хоть и прошло уже более пяти лет. Наверное, он чувствовал свой уход, потому что в тот самый роковой день в последнем интервью сказал, что больше фильмов не будет. Слова оказались пророческими.

Оглушительный успех и всесоюзную славу режиссер Алексей Балабанов узнал после выхода его картины «Брат».

Детство и юность

Родной город Алексея Балабанова Свердловск, впоследствии переименованный в Екатеринбург. Он родился 25 февраля 1959 года, и в этом городе провел детские и юношеские годы. Искусство его интересовало мало, он любил проводить время с друзьями. Единственным серьезным увлечением было изготовление бомб, которые продавались в наборе юного химика. Он не понимал, откуда у него такой интерес к пиротехнике, и приписал его к охотничьему инстинкту. В детстве ему нравилось предаваться мечтам о путешествиях в дальние страны. Это подтолкнуло к изучению иностранных языков, которые по его мнению очень нужны для воплощение в жизнь его мечты.

На фото Алексей Балабанов в детстве

После получения школьного аттестата Алексей стал студентом Горьковского пединститута иностранных языков и получил диплом переводчика. Сразу после выпуска из вуза, в 1981-м его призвали в армию.

Два года он отдал службе в войсках военно-транспортной авиации в Витебске. Это опыт впоследствии нашел отражение в его картинах о войне. Именно этот период позволил исполниться детской мечте Алексея – он летал в разные страны Африки и Азии, и даже стал участником войны в Афганистане.

Его творческий ум и наблюдательность помогали заметить и зафиксировать всё, что происходило вокруг. Он как губка впитывал события, разные истории и легенды, рассказанные сослуживцами. Именно они стали основой для его картины «Груз 200», ставшей самой реальной и тяжелой для понимания простых людей.

После демобилизации в 1983-м, Алексей Балабанов вернулся в родной Свердловск. Его отец Октябрин Балабанов в те годы был главным редактором объединения научно-популярного кино на Свердловской киностудии, и смог устроить сына ассистентом режиссера к себе на студию.

Алексей Балабанов в молодости

Свердловск в тот период стал местом, где в полную силу расцвела андерграундная культура. Он был достаточно далеко от столичных веяний и власти, поэтому Свердловск стал местом рождения особого направления в рок-музыке. Именно здесь организовалась группа «Наутилус Помпилиус», с музыкантами которой Балабанова связывала тесная дружба. Их композиции звучали практически во всех фильмах режиссера, и отлично дополняя сюжет, создавали цельную картинку тех времен.

Фильмы

Кинематографическая биография Алексея Балабанова началась именно в павильонах Свердловской киностудии. Он дебютировал как режиссер в 1985 году, причем совершенно неожиданно даже для самого себя. Алексей просто помог одному из операторов в создании дипломного проекта. Молодой человек был сильно ограничен в средствах и во времени, поэтому Балабанов постарался всего за одну ночь придумать сценарий, и задействовать группу «Наутилус Помпилиус». Массовкой стали гости ресторана, в котором и снимался этот фильм.

Алексей Балабанов на съемках

В 1990-м Алексей закончил обучение на режиссерском отделении Высших курсов по подготовке режиссеров и сценаристов. Он учился у Б.Галантера и Л.Николаева. К этому времени он уже успел снять несколько картин, в которых снимались известные в городе рок-музыканты. Свою первую работу режиссер назвал «Раньше было другое время». В том же 1990-м Балабанов поселился в Санкт-Петербурге, и решил всерьез заняться большими проектами.

В 1992 году Балабанов стал одним из создателей кинокомпании СТВ. Его партнером в этом деле был продюсер Сергей Сельянов. На этой киностудии впоследствии родились почти все проекты Балабанова.

В 1991-м режиссер снял свою первую самостоятельную картину под названием «Счастливые дни». Роль главного героя он отдал Виктору Сухорукову. Его персонаж мечется в Петербурге и пытается найти себе комнату, хотя совершенно ничего не помнит о себе. Картина вошла во внеконкурсную программу кинофестиваля в Каннах, и получила множество премий на родине.

Алексей Балабанов и Сергей Бодров

В середине 90-х годов имя Балабанова уже было хорошо известно творческой элите Санкт-Петербурга. Именно в то время, в 1997-м, режиссер узнал, что такое настоящая слава и любовь зрителей. В этом году он выпустил свою известную картину «Брат», которая была награждена Гран-при на кинофестивале «Кинотавр». Потом к режиссеру пришло и международное признание. В своей ленте Балабанов задействовал Сергея Бодрова-младшего, исполнившего роль главного героя, Виктора Сухорукова, Андрея Краско.

Рекомендуем:  Биография Питера Джексона

Свой следующий проект Алексей назвал «Про уродов и людей», и создавал он его не для широкого проката. Но вопреки всему картина получила «Нику», и звание культового проекта во всех постсоветских республиках. В самом начале нового века, в 2000-м году Балабанов снял вторую часть ленты «Брат». Режиссер дал ей название «Брат 2», и она стала своеобразным прощанием с иллюзиями тех лет.

В 2002-м на экраны вышла еще одна лента режиссера Балабанова – «Война», из-за которой его обвинили в политической некорректности. Сюжет переносит зрителя на Северный Кавказ, в разгар Второй чеченской войны.

После этого режиссер принялся за съемки более легкого кино, и в 2005-м выпустил ленту «Жмурки», где с откровенной насмешкой выступает по поводу лихих 90-х. В следующем году Балабанов снял мелодраму «Мне не больно», в которой роль главной героини сыграла Рената Литвинова. Лента тоже была удостоена многочисленных отечественных наград и получила хорошие отзывы критиков.

Алексей Балабанов на съемках фильма «Груз 200»

В 2007-м на экраны вышел еще один проект Алексея на тему войны – картина «Груз 200». Она была напичкана жестокими сценами, поэтому многие города России отказались от ее проката. Роли центральных персонажей ленты достались Агнии Кузнецовой и Алексею Серебрякову.

В 2013-м Алексей Балабанов приступил к работе над картиной, которую назвал «Я тоже хочу». Героям ленты предстоит найти артефакт, так называемую мистическую колокольню счастья, которых осталось не так много в российских глубинках. В этой ленте Алексей снимался сам в роли того режиссера, которого отвергла эта колокольня, и он умирает. Балабанов нашел для съемок подходящую колокольню. Она была старой, покосившейся, и располагалась в Вологодской области, на небольшом острове. Самое интересное, что она рухнула именно в сороковой день после того, как режиссера не стало.

Личная жизнь

В личной жизни Алексея Балабанова было два официальных брака. Первую жену звали Ирина, и она родила ему сына Федора. Он вырос, и получил экономическое образование.

Алексей Балабанов и его жена Надежда Васильева

Второй женой режиссера стала Надежда Васильева, с которой он познакомился на съемках картины «Замок». Она занимала должность художника по костюмам. В 1995 году они стали родителями сына Петра. Этот брак Алексея длился до самой его смерти.

Смерть

Алексея Балабанова не стало 18 мая 2013 года. Он умер в санатории «Дюны», расположенном в поселке Солнечное, от острой сердечной недостаточности. Он просто потерял сознание, и через несколько минут его не стало. Алексею шел 55-й год. Отпевали Балабанова 21 мая в Князь-Владимирском соборе Санкт-Петербурга. Проводить в последний путь великого режиссера пришли несколько сотен человек.

Местом упокоения Алексея Балабанова стало Смоленское кладбище.

Могила Алексея Балабанова

Всю свою творческую жизнь режиссер трудился над созданием собирательного образа постсоветского героя, пытался воссоздать его мысли, желания, мечты. В его картинах запечатлен тот отрезок времени, который ушел безвозвратно, оставшись только на экране и в памяти потомков.

Избранная фильмография

  • 1987 Раньше было другое время
  • 1989 Настя и Егор
  • 1991 Счастливые дни
  • 1994 Замок
  • 1997 Брат
  • 1998 Про уродов и людей
  • 2000 Брат 2
  • 2002 Война
  • 2005 Жмурки
  • 2006 Мне не больно
  • 2007 Груз 200
  • 2008 Морфий
  • 2012 Я тоже хочу

Ссылки

  • Интервью с Алексеем Балабановым
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Алексей Балабанов

Алексей Октябринович Балабанов. Родился 25 февраля 1959 года в Свердловске (ныне Екатеринбург) — умер 18 мая 2013 года в Сестрорецке (Санкт-Петербург). Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер. Постановщик фильмов «Про уродов и людей», «Брат», «Война», «Груз 200».

Алексей Балабанов родился 25 февраля 1959 года в Свердловске (ныне Екатеринбург).

В 1976 году окончил среднюю школу в Свердловске.

В 1981 году окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института иностранных языков.

В 1981-1983 годах служил офицером в Советской Армии — в 339-м военно-транспортном авиационном полку ВТА ВВС военно-транспортной авиации в Витебске, летал в страны Африки и Азии. Этот опыт нашёл отражение в картине «Груз 200». Участник войны в Афганистане. Незадолго до окончания службы был переведён в Военно-морской флот. С тех пор его излюбленной одеждой была морская тельняшка.

Четыре года работал ассистентом режиссёра на Свердловской киностудии.

В 1990 году окончил режиссёрское отделение Высших курсов сценаристов и режиссёров, экспериментальная мастерская «Авторское кино» Л. Николаева, Б. Галантера.

В 1987 году снял свой первый игровой фильм. Съемки проходили на Урале. Сценарий фильма был написан за одну ночь. Эта малобюджетная картина была снята в ресторане. В фильме играла группа Nautilus Pompilius, с лидером которой Вячеславом Бутусовым режиссёр был знаком. В массовке были заняты посетители заведения. После дебюта в каждом последующем фильме Балабанов снимал непрофессиональных артистов, добиваясь наиболее натурального и убедительного воплощения житейских перипетий своих персонажей посредством художественных образов.

Алексей Балабанов в молодости

С 1990 года Балабанов жил и работал в Санкт-Петербурге. В 1992 году вместе с продюсером Сергеем Сельяновым он учредил кинокомпанию «СТВ», при помощи которой снял большинство фильмов.

Первые два полнометражных фильма режиссёра «Счастливые дни» (по мотивам Сэмюэля Беккета) и «Замок» (экранизация романа Франца Кафки) отличались запоминающимися визуальными решениями и искусной передачей чувств абсурда и клаустрофобии, заложенных в литературных источниках.

Фильм «Счастливые дни» стал событием кинематографа начала 90-х. Герой фильма — человек без имени и места жительства. Единственное, чем он владеет, — немного денег, калоши и шляпа, которую он никогда не снимает. Этот фильм стал первой большой совместной работой Балабанова и Виктора Сухорукова. Актер позже появлялся практически во всех фильмах режиссера, а картинам других придавал «балабановский дух». Сухоруков вспоминал, как на съемках Балабанов заставил его надеть ботинки на полразмера меньше: «Мы снимали зимой на кладбище, я ноги себе отморозил. Говорю ему: «У меня ноги мерзнут…» А он: «Ничего-ничего, потерпи…» Потом оказалось, что это все специально. Ему нужно было, чтобы мои мучения через глаза передавались».

Широкую известность ему принёс фильм «Брат», вышедший в 1997 году. Картина рассказывает историю молодого человека, ставшего киллером. Фильм стал одной из культовых российских кинокартин 1990-х, а исполнителя главной роли Сергея Бодрова младшего стали называть героем поколения. Из-за неприязни, которую испытывает к иностранцам главный герой «Брата», Балабанова обвиняли в национализме и ксенофобии.

Балабанов говорил, что фильм снимали как любительское кино, почти без бюджета: «Денег не было снимать интеллектуальные фильмы… В то время уже была очень популярна бульварная литература. Я прочел «Антикиллер» Корецкого и решил снять фильм про бандитов — модно было».

Данила Багров — улыбчивый парень в грубом свитере, который точно знает «в чем правда», и вершит справедливость, потому что больше некому, в одночасье стал для зрителей своим. Это заслуга и режиссера, и исполнителя главной роли Сергея Бодрова-младшего. Балабанов не раз признавался, что без Бодрова фильм и герой получился бы другим, неприятным, отталкивающим: «Эту историю я писал специально под Сережу Бодрова — к тому времени я уже видел «Кавказского пленника», где он сыграл одну из главных ролей, немного представлял, какой Сережа в жизни. Какой он? Обаятельный. И совсем не актер… Он просто органично существует в пространстве».

Рекомендуем:  Эмир Кустурица

В 2000 году Балабанов снял «Брат 2» — сиквел «Брата», действие которого происходит в Москве и в США. Обвинения в неполиткорректности вызвал и фильм «Война» (2002), местом действия которого стал Северный Кавказ во время Второй чеченской войны. Затем Балабанов, изменив сложившийся почерк, снял два «лёгких» фильма: криминальную комедию «Жмурки» и мелодраму «Мне не больно».

Алексей Балабанов и Сергей Бодров младший

В 1998 году Балабанов поставил фильм «Про уродов и людей» по сценарию, который он написал за пять лет до этого, но не мог реализовать из-за отсутствия финансирования. Несмотря на спорность тематики — фильм рассказывает о производителях порнографии в Российской империи — картина была удостоена премии «Ника» за лучший фильм.

В этой стилизованной черно-белой драме режиссер показывает крайности человеческого уродства, физического и морального, которое, конечно, еще ужаснее. Конец XIX–начало XX века, главный герой — фотограф Иоганн, владелец студии, в подвальном помещении которой снимают порнографическое фото. В первоначальном варианте фильм назывался «Ехать никак нельзя», потом «Уроды и люди», а для Балабанова он стал логическим продолжением короткометражки «Трофимъ» о крестьянине, убившем собственного брата. Главные роли в обеих лентах сыграл Сергей Маковецкий.

Балабанов говорил: «Герой Сергея Маковецкого не есть воплощение зла. Он делает свое дело с увлечением и растлевает, не осознавая этого. В результате он сам оказывается жертвой». «У каждого режиссера есть только один хороший фильм. Мне «Про уродов и людей» нравится», — отмечал Алексей Балабанов.

В 2005-м на экраны вышла криминальная комедия в стиле нуар «Жмурки», в которой главные роли сыграли Алексей Панин и Дмитрий Дюжев. Начало 90-х годов ХХ века. Эпоха «стрелок», малиновых пиджаков, кровавых разборок, нарядов от Версаче и шестисотых мерсов. Если «Бумер» расставался с ней на полном серьезе, то «Жмурки» прощаются смеясь. Сюжет фильма крутится вокруг чемоданчика с героином. Саймон и Сергей либо вернут его Михалычу — главному местному авторитету, который контролирует незаконные перемещения наркотиков, либо распрощаются с жизнью. Два молодых беспредельщика знают только один способ конкурентной борьбы — выстрел в голову.

Алексей Балабанов с Дмитрием Дюжевым и Алексеем Паниным

В 2007 году на экраны вышел фильм «Груз 200», в котором автором была натуралистично показана изнанка поздней советской действительности времён афганской войны, страшная и жестокая сторона человеческой натуры, сценарий вызвал отказ ряда известных актёров сниматься в картине и расколол российское киносообщество. Во многих городах России лента была снята с проката. Публика тоже реагировала неоднозначно, что неудивительно, показанная в фильме история вряд ли может вызвать какие-то чувства, кроме отвращения.

Балабанов о фильме «Груз 200» говорил: «Это же очень спорная с точки зрения нравственности картина… Да, это все на самом деле было. А очень многие детали я почерпнул из личного опыта. 1984-й год для меня лично был временем расцвета. Я был молодым, только из армии пришел. Но именно тогда я и мое поколение в целом почувствовали, что все скоро рухнет. Вот этот момент я и хотел передать на экране — момент распада страны, духовного распада конкретных людей, таких вот, как главный герой, этот милиционер. Получилось жестко, но и время было таким».

В последней своей картине 2012 года «Я тоже хочу» режиссёр осмысливает проблему ухода человека из жизни. Балабанов появляется в кадрах фильма в эпизодической роли. По сюжету музыкант, бандит, приятель бандита со стариком отцом и проститутка едут по России в поисках Колокольни Счастья, которая есть где-то под Питером. Но Колокольня принимает не всех. Оказавшись на месте герои видят сотни трупов так и не добравшихся до счастья людей и «режиссера, члена европейской академии».

Всего Балабанов снял 14 игровых фильмов, не считая любительских и документальных. Фильмы режиссера всегда вызывали противоречивые оценки, кто-то хвалил его за то, что он чувствовал время, кто-то, напротив, ругал за чрезмерное насилие и «чернуху». Но равнодушным его работы не оставляли никого. Балабанов как-то сказал: «Я не знаю, хороший я человек или плохой. Не мне судить. Умру — узнаю».

Балабанов выступил режиссёром нескольких видеоклипов. Снял 3 клипа группы «Наутилус Помпилиус»: 1988 — «Взгляд с экрана», 1992 — «Чистый бес», 1997 — «Во время дождя» (саундтрек к фильму «Брат»). В 1989-м — клип группы «Настя» («Стратосфера»). В 2000-м совместно с режиссёром Валерием Макущенко клип группы «Би-2» — «Полковнику никто не пишет» (саундтрек к фильму «Брат 2»).

Смерть Алексея Балабанова

Умер 18 мая 2013 года около 16 часов дня, работая над очередным сценарием в санатории «Дюны» в городе Сестрорецке (Курортный район Петербурга) от сердечного приступа. Он умер дома, на руках у родных — упал в обморок и больше не пришел в сознание. Режиссер был тяжело болен и свой последний фильм «Я тоже хочу» сам называл прощанием. И тем не менее не хотел останавливаться, продолжал работать.

Гражданская панихида на «Ленфильме» по воле режиссёра не проводилась. Отпевание прошло 21 мая в Князь-Владимирском соборе, похороны состоялись в тот же день на Смоленском кладбище.

Смерть режиссера остановила реализацию и завершение ряда проектов. В 2003 году Балабанов начал снимать фильм «Американец», съёмочный период которого был запланирован на ноябрь-декабрь. Это история про разорившегося американца, приехавшего в Россию в попытке вернуть свои деньги. Главные роли в фильме должны были сыграть Майкл Бин и Алексей Чадов. Также, одну из ключевых фигур должен был исполнить музыкант Сергей Шнуров, который вместе с группой «Ленинград» был указан в сценарии. Большинство эпизодов фильма было отснято в Иркутске, но в Норильске Майкл Бин ушёл в запой и сорвал съёмки. Работу над фильмом пришлось прекратить. На судебное разбирательство конфликта Балабанов ездил в Лос-Анджелес. В дальнейшем Балабанов в своих интервью говорил, что доснимать этот фильм не собирается, так как перегорел, и дважды в одну реку входить не привык. Но в 2013 году он всё же решил снова взяться за этот фильм и для этого решил переписать сценарий под чернокожего боксёра Майка Тайсона, но этот проект он не успел завершить.

В планах Балабанова был фильм по собственному сценарию о молодости Иосифа Виссарионовича Сталина. Фильм должен был повествовать о бандитской юности Сталина. Для этого Балабанов собирал о нём факты, неизвестные широкой общественности.

Балабанов работал над фильмом, который должен был называться «Мой брат умер», но не успел закончить его сценарий. Олег Гаркуша и Рената Литвинова были кандидатами на роли в данной картине.

Алексей Балабанов

Личная жизнь Алексея Балабанова:

Дважды был женат.

Первая жена — Ирина. В браке родился сын Фёдор (1989 г.р.), стал экономистом.

Вторая жена — Надежда Васильева, художник по костюмам «Ленфильма». Их познакомил в коридоре «Ленфильма» продюсер фильма «Счастливые дни». Вдова режиссера вспоминала: «Леша сказал мне: «Давайте работать вместе». Потом мы разговорились, и он заявил, что ему очень нравится, что я в юбке, а не в брюках. С этого все началось».

О своем супруге Надежда рассказывала: «Леша был всегда неполиткорректен, но я за это в него и влюбилась, с первого взгляда! Ему было плевать, если скажут, что надо обязательно прийти в белой рубашке и галстуке, – муж надевал тельняшку. Его особенность: Леша никогда никуда не опаздывал. Если говорил, что придет в 5.37, то ровно во столько и приходил. И считал это очень важным качеством для мужчины. Часто повторял: «Главное – не балаболить»… А еще Леша считал, что плохое всегда побеждает хорошее, что и продемонстрировал в своем фильме «Про уродов и людей»: по сюжету там новые и сильные герои победили хороших и слабых».

Рекомендуем:  Юрий Грымов - биография, информация, личная жизнь

В браке в 1995 году родился сын Пётр.

Алексей Балабанов и Надежда Васильева

Фильмография Алексея Балабанова:

1995 — Прибытие поезда (киноальманах) — помощник режиссера 2000 — Как снимался Брат-2 (документальный) 2010 — Ингеборга Дапкунайте. Без комплексов и вредных привычек (документальный) 2011 — Где ты, брат? (документальный) 2012 — Я тоже хочу — режиссер 2013 — Андрей Панин. Всадник по имени Жизнь (документальный)

Режиссерские работы Алексея Балабанова:

1987 — Раньше было другое время (короткометражный) 1988 — У меня нет друга (короткометражный) 1989 — О воздушном летании в России (документальный) 1989 — Настя и Егор (документальный) 1991 — Счастливые дни 1994 — Замок 1995 — Прибытие поезда (киноальманах) 1997 — Брат 1998 — Про уродов и людей 2000 — Брат-2 2002 — Река (короткометражный) 2002 — Война 2003 — Американец (не был завершен) 2005 — Жмурки 2006 — Мне не больно 2007 — Груз 200 2008 — Морфий 2010 — Кочегар 2012 — Я тоже хочу

Продюсерские работы Алексея Балабанова:

1995 — Откровения незнакомцу (Confidences a un inconnu)

Сценарии Алексея Балабанова:

1987 — Раньше было другое время (короткометражный) 1988 — У меня нет друга (короткометражный) 1989 — Настя и Егор (документальный) 1991 — Счастливые дни 1994 — Замок 1995 — Прибытие поезда (киноальманах) 1997 — Брат 1998 — Про уродов и людей 2000 — Брат-2 2002 — Река (короткометражный) 2002 — Война 2003 — Американец (не был завершен) 2005 — Жмурки 2006 — Мне не больно 2007 — Груз 200 2010 — Кочегар 2012 — Я тоже хочу

Призы и награды Алексея Балабанова:

За фильм «Счастливые дни»:

1991 — Приз «Грёзы Парижа» на кинофестивале в Заречном; 1991 — Приз жюри критиков «За создание целостного кинематографического мира и бескомпромиссное следование изначальному авторскому выбору» на кинофестивале в Заречном; 1992 — Приз за лучший полнометражный фильм на кинофестивале «Дебют» в Москве

За фильм «Замок»:

1994 — Приз жюри киноклубов на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи; 1995 — Специальный приз жюри на кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине; 1995 — Премия им. Г. Козинцева на конкурсе профессиональных премий киностудии «Ленфильм»; 1995 — Приз «Золотой гвоздь» в номинации «Киноманифест» Международного кинофестиваля молодого кино «Кинофорум» (Суздаль)

За фильм «Прибытие поезда»:

1995 — За лучший фильм года — приз кинопрессы; 1996 — Приз «Кентавр» Международного кинофестиваля «Послание к Человеку» в Санкт-Петербурге; 1996 — Приз FIPRESCI на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи; 1996 — Приз Гильдии киноведов и кинокритиков на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи

За фильм «Брат»:

1997 — Специальный приз жюри Международного кинофестиваля в Котбусе; 1997 — Приз FIPRESCI Международного кинофестиваля в Котбусе; 1997 — Гран-при «Золотая медаль» Международного кинофестиваля в Триесте; 1997 — Специальный приз жюри Международного кинофестиваля молодого кино в Турине; 1997 — Приз FIPRESCI Международного кинофестиваля молодого кино в Турине; 1997 — Гран-при кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи

За фильм «Про уродов и людей»:

1998 — Гран-при «Фестиваль фестивалей» в Санкт-Петербурге; 1998 — Специальный приз жюри «За режиссёрский профессионализм и цельное стилевое решение» на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи; 1998 — Гран-при — премия «Золотой Овен»; 1998 — За лучший игровой фильм — премия «Ника»; 2007 — Главный приз «Золотая роза» на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи

За фильм «Груз 200»:

2007 — Премия Российской гильдии кинокритиков на кинофестивале «Кинотавр»

За фильм «Кочегар»:

2010 — Приз «Сталкер» за лучший игровой фильм на Международном Фестивале фильмов о правах человека «Сталкер»

За фильм «Я тоже хочу»:

2012 — Приз «Лучший режиссёр» на Санкт-Петербургском международном кинофестивале

Этот отрывок (второй) взят из статьи: https://iz.ru/849110/iaroslav-zabaluev/brat-nash-aleksei-balabanov-sumel-stat-svoim-dlia-vsekh-rossiian

Народный герой

Алексей Балабанов: «Главное — любить людей, которые рядом с тобой»

Не публиковавшееся ранее интервью выдающегося режиссера

Тельняшка, бороденка, панама — едва ли с ходу можно вспомнить русского режиссера, создавшего настолько иконический, что называется, образ. Даже удивительно, что по случаю юбилея не проводятся заседания фанатских кружков, включающих не только ученые дискуссии, но и ролевые игры с переодеванием. Балабанов — абсолютный классик, единственный режиссер, которого если не любят, то «уважают» во всех слоях нашего разнородного общества. Он стал своим для всех и потому не избежал обязательных попыток покрыть его посмертный образ каким-нибудь красиво играющим на солнце металлом. Образ этот, описанный в первой строке, сложился в последние годы, и для людей, не склонных слишком погружаться в аналитические штудии, Балабанов — Гениальный Русский Режиссер. Да-да, именно так, лучше с заглавных букв, потому что, во-первых, усиливается торжественное рычание формулировки, а во-вторых — масштаб и особенности дарования тут едва ли не менее важны, чем то, что Алексей Октябринович объяснил про него каждому русскому человеку.

Балабанов

Режиссер Алексей Балабанов

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

И вот тут главное не уточнять, потому что объяснил он всем очень разные вещи. Одним — что сила в правде, другим — что правда в силе, третьим — что-то про милость к павшим и русскую хтонь, четвертым — что некоторые народности нам совсем не братья, а другие — еще так-сяк. Ладно, продолжая список этих выкладок, легко погрязнуть в ерничестве, так что лучше и надежнее обратиться к биографии и фильмографии автора — чтобы испытать всё ту же растерянность.

Уральский самородок

Получив аттестат об окончании средней школы, Алексей покинул родной город и уехал в Горький, где стал студентом местного педагогического института иностранных языков. Выбрал юноша специальность переводчика. После успешного окончания вуза в 1981 году Балабанова призвали на воинскую службу.

Как человек с высшим образованием, он оказался в офицерском составе военно-транспортной авиации. За два года, проведенных в рядах Советской Армии, Алексей повидал всякого. С одной стороны – узнал другой мир, побывав в разных уголках Азии и Африки, с другой – непосредственно участвовал в афганской войне.

События, которые происходили на его глазах, и судьбы людей, с которыми он встречался, как и множество историй из уст сослуживцев, позже легли в основу одного из самых тяжелых фильмов под названием «Груз 200».

Отслужив положенный срок, Алексей Балабанов вернулся домой. Отец (а Балабанов-старший работал на Свердловской киностудии) помог сыну устроиться на кинопроизводство на должность ассистента режиссера. Свердловск в те времена был одним из центров советской андерграундной культуры. На значительном расстоянии от столицы все виделось не в таком официозе, как у властных кругов.

В уральском городе появилась своя звездная группа – «Наутилус Помпилиус», с музыкантами которой Алексей был в дружеских отношениях. Музыка коллектива в фильмах будущего режиссера стала одной из составляющих кинематографичного стиля Балабанова.

На Свердловской киностудии Алексей Балабанов проработал четыре года. Там он создал свой первый фильм – «Раньше было другое время». Но как режиссер большого кино он состоялся уже в Санкт-Петербурге, куда переехал на постоянное место жительства.

С помощью продюсера Сергея Сельянова в Петербурге Алексей Балабанов создал кинокомпанию «СТВ». На ней и были сняты практически все известные фильмы режиссера.

У Алексея Балабанова было два брака. Первая жена – Ирина – родила режиссеру сына Федора, но вместе втроем они долго не жили.

Второй супругой Алексея стала Надежда Васильева, художник-костюмер по профессии. Они познакомились на съемках кинокартины «Замок». В 1994 году в этом браке у Балабанова родился сын Петр.

Фильмография

  • Раньше было другое время
  • Настя и Егор
  • Счастливые дни
  • Замок
  • Брат
  • Брат 2
  • Война
  • Жмурки
  • Груз 200
  • Я тоже хочу
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: