Андрей Тарковский — биография, информация, личная жизнь

Андрей Тарковский — биография

Андрей Тарковский стал не только легендой отечественного кинематографа, но и самым влиятельным европейским режиссером. Прославился своими картинами «Зеркало»,«Жертвоприношение», «Солярис». Его фильмы смотрели зрители в Европе и Америке, они вошли в классику мирового кино. Кино для Тарковского было не ремеслом или развлечением, и даже не источником дохода. Это был смысл его жизни, любовь навсегда. Он уважал искусство, преклонялся перед ним, поэтому его работы так не похожи на творчество других режиссеров.

Детство и юность

Родился Андрей Тарковский 4 апреля 1932 года в маленькой деревушке под названием Завражье под Иваново, куда мама приехала погостить к своим родственникам. Папа Арсений Тарковский – поэт, переводчик, родился в Елисаветграде, на Украине, переименованном в настоящее время в Кропивницкий. Мама Мария Вишнякова из старинного дворянского рода Дубасовых, училась в московском Литературном институте. Этот же вуз в свое время закончил и отец Андрея.

На фото Андрей Тарковский в детстве

В сентябре 1932-го мама с Андрюшей вернулись в столицу. В 1934-м семья Тарковских стала больше на одного человечка – родилась дочь Марина. Детские годы Андрея были не очень счастливыми. Ему было всего четыре года, а сестре два с половиной, когда от них ушел отец, влюбившись в другую женщину. Маме пришлось самой заботиться о детях, семья жила впроголодь. Андрей очень нуждался в твердой отцовской руке, да и сам Арсений старался не терять связи с детьми. В 1941-м он добровольно ушел на войну, был серьезно ранен, и остался без ноги.

В военные годы Тарковские уехали к родным в город Юрьевец, но через некоторое время вернулись в столицу. Мама нашла себе работу корректора в Первой образцовой типографии и работала там вплоть до самого выхода на пенсию. Кроме обычной школы, Андрей посещал и музыкальную по классу фортепиано.

Тарковский никогда не был примерным учеником, у него хромало не только поведение, но и оценки. Он не дружил ни с точными науками, ни с гуманитарными предметами. В старших классах он серьезно увлекся рисованием, и стал заниматься на художественных курсах, где ученикам давали уроки академического рисунка.

После получения школьного аттестата в 1951-м, Андрей Тарковский стал студентом арабского отделения Московского института востоковедения. После первого курса он ушел из института, причиной стало не только полученное на уроке физкультуры сотрясение мозга, но и осознание того, что выбор профессии был несколько поспешным.

Андрей Тарковский в молодости

Оказавшись на раздорожье, Андрей связался с дурной компанией, и неизвестно, чем бы это закончилось, если бы не вмешательство мамы. Женщина нашла простое решение, как вырвать сына из этой компании – отправила его в геологическую экспедицию в должности коллектора. В течении года он мотался по сибирской тайге, был практически вырван из цивилизованного мира, много рисовал. Это стало одним из лучших его воспоминаний на всю жизнь, и именно в этот период Тарковский понял, что хочет попробовать свои силы в режиссуре.

Фильмы

Вернувшись спустя год в столицу, Андрей пошел поступать во ВГИК, на режиссерский факультет. Он попал на курс к прославленному Михаилу Ромму, который любил всех без исключения своих учеников, старался не упустить искру таланта в каждом из них, в любых моментах шел на компромисс, даже если был абсолютно не согласен со своим учеником. Такое отношения было у него и к Тарковскому.

Андрея можно было считать везунчиком. Первой удачей молодого человека был сам факт учебы у прославленного мастера режиссуры, а второй удачный момент состоял в том, что к тому времени исполнился год со дня смерти вождя всех народов. Режим стал понемногу сдавать свои позиции, Союз уже начал потихоньку разрушать тот железный занавес, в котором находился долгие годы. Уже можно было увидеть западные фильмы и получить бесценный опыт общения с зарубежными кинематографистами. В стране начали снимать больше кино, причем немного отличавшего от картин сталинского режима, и Тарковский отлично вписался в эти новые веяния.

Андрей Тарковский на съемках

Режиссерская биография Тарковского началась в 1956-м, когда он выпустил свою первую короткометражку по произведению Хемингуэя. Тогда уже не только Ромм понял, что перед ними настоящий самородок, и у него отличные перспективы в кино. В том же году судьба свела Тарковского с Андреем Кончаловским, который только поступил во ВГИК. Впоследствии они вместе трудились над сценариями, и делились бесценным опытом.

Именно в студенческие годы сформировался стиль режиссера Тарковского – он никогда не отвечал на вопросы, затронутые в фильме, предоставляя возможность самому зрителю думать, анализировать и делать умозаключение. Важным аспектом кино он считал звук и свет, потому что зрители должны ощущать реальность происходящего.

Кадр из фильма Тарковского «Андрей Рублев»

Красный диплом ВГИКа Андрей Тарковский получил в 1960-м, и с головой окунулся в работу. Он хотел снять картину «Андрей Рублев», обратился за разрешением в худсовет СССР, но ему отказали из-за отсутствия опыта.

Режиссер отложил этот сценарий на потом, и взялся воплощать в жизнь ленту «Иваново детство», которая его и прославила. Перед Тарковским стояла очень сложная задача – снять картину при скудном бюджете и в короткий отрезок времени. И вчерашний студент справился с ней на отлично. Его картина была награждена двумя десятками премий, в число которых входил и «Золотой лев» кинофестиваля в Венеции.

После такого триумфа Тарковский уже без труда получил разрешение на съемки «Андрея Рублева». Оператором картины стал Вадим Юсов, музыкальное сопровождение ленты обеспечил композитор Вячеслав Овчинников. В этом же составе они работали над всеми последующими картинами Тарковского, вплоть до его смерти.

Соавторство сценария принадлежит Андрею Кончаловскому. Картина о монахе, искусно писавшем иконы, стала культовой в СССР. И опять многочисленные награды на отечественных и зарубежный кинофестивалях.

Фильмография Андрея Тарковского немного перевалила за десяток картин, некоторые из них документальные. Но даже такое незначительное количество работ смогло оказать большое влияние на формирование творчества многих советских и зарубежных режиссеров.

Эмигрантский период

После окончания творческой командировки в Италии, Тарковский вместе с супругой не торопились покидать Рим. Он написал официальное письмо с просьбой предоставить ему и членам его семьи возможность остаться в Италии в течение ближайших трех лет, после чего обещал вернуться на родину.

Однако просьба режиссера не была удовлетворена, и в 1984 году он сделал официальное заявление о своем решении навсегда остаться на Западе, и таким образом стал невозвращенцем.

После переезда Тарковского на Запад, его фильмы оказались под запретом в СССР, а имя нельзя было упоминать в прессе. Тем временем Правительство Италии подарило режиссеру квартиру во Флоренции и присвоило ему звание почетного гражданина. Последней работой Тарковского стала картина «Жертвоприношение», снятая в 1985 году.

В конце уходящего 1985 года у выдающегося кинорежиссера врачи диагностировали страшное заболевание – рак легких. Узнав о смертельной болезни Тарковского, власти СССР дали разрешение его сыну вылететь в Италию к отцу. В этот же период был снят запрет с показов фильмов Тарковского – их снова начали демонстрировать в кинотеатрах страны.

Андрей Арсеньевич скончался 29 декабря 1986 года в Париже. Похоронен советский кинорежиссер на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Бунуа.

Личная жизнь

С первой женой, актрисой и, будущий режиссёр познакомился на первом курсе ВГИКа. Их роман вспыхнул очень быстро, через пару недель после знакомства Андрей начал ухаживать за девушкой, и она охотно ответила взаимностью. В конце третьего курса пара сыграла свадьбу, в браке родился сын, но супруги разошлись меньше чем через 10 лет.

Андрей Тарковский с женой

Второй женой режиссёра стала Лариса Кизилова, коллега Тарковского. С ней мэтр прожил до самой смерти, удочерив дочь Ларисы Ольгу. В браке у них также появился общий сын Андрей.

Личная жизнь

Личная жизнь режиссера была не очень насыщенной. Свою первую жену Ирму Рауш Андрей Тарковский встретил во ВГИКе. Роман был очень бурным и стремительным, и вскоре молодые люди поженились.

Андрей Тарковский и его жена Ирма Рауш

Рекомендуем:  Мартин Скорсезе

Она была первой, кто поддерживал его во всех начинаниях. В этом браке родился старший сын режиссера – Арсений. Супруги развелись после десяти лет брака – в 1970-м.

Андрей Тарковский с Ларисой Кизиловой и сыном Андреем

Второй женой Тарковского стала Лариса Кизилова, из-за которой собственно и рухнул его первый брак. У нее была дочь Ольга от первого брака, ее Андрей удочерил. Вскоре у них родился совместный ребенок – сын Андрей.

Смерть

В марте 1982-го Тарковский уехал в Италию, чтобы приступить к съемкам фильма «Ностальгия», который спустя год удостоился приза за режиссуру в Каннах. В 1983-м режиссер начал хлопотать о том, чтобы получить разрешение для жены, сына и тещи выехать к нему в Италию на 3 года. Ему отказали. В июле 1984-го в Милане он объявил, что остается на Западе, то есть попал в ряды невозвращенцев. Тут же в СССР запретили к показу его фильмы, и даже имя великого режиссера было под запретом, но лишить его гражданства все же не рискнули.

Могила Андрея Тарковского

В 1985-м Тарковский снял в Швеции свою картину «Жертвоприношение», которая стала его последним шедевром. В декабре 1985-го доктора обнаружили у него онкологию – рак легких. Только после этого с его имени в СССР были сняты все запреты, и сын Андрей получил разрешение на выезд.

Андрея Тарковского не стало спустя год – 29 декабря 1986 года. Он умер во Франции, в Париже, и похоронен на Сент-Женевьев-де-Буа, там, где покоятся все русские. В 1994-м на могиле установлен памятник по эскизу его жены – Ларисы Тарковской, с надписью: «Человеку, который увидел ангела».

Избранная фильмография

  • 1956 Убийцы
  • 1960 Каток и скрипка
  • 1962 Иваново детство
  • 1966 Андрей Рублёв
  • 1968 Один шанс из тысячи
  • 1972 Солярис
  • 1973 Терпкий виноград
  • 1974 Зеркало
  • 1979 Сталкер
  • 1979 Берегись! Змеи!
  • 1983 Ностальгия
  • 1986 Жертвоприношение

Ссылки

  • Сайт посвященный Андрю Тарковскому
  • Творческий архив Тарковского
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Андрей Тарковский

Андрей Арсеньевич Тарковский. Родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье (Юрьевецкий район, Ивановская Промышленная область) — умер 29 декабря 1986 года в Париже. Советский кинорежиссёр и сценарист, c 1980 года работавший в Западной Европе. Народный артист РСФСР. Один из крупнейших кинорежиссёров XX века.

Родился в селе Завражье Юрьевецкого района Ивановской Промышленной области (ныне — село Завражье Кадыйского района Костромской области), на Волге, где жили родственники матери. Спустя несколько месяцев, в сентябре 1932 года, мать с маленьким Андреем вернулись домой, в Москву. Отец, Арсений Александрович Тарковский, был поэтом и переводчиком, уроженцем Елисаветграда (в 1907 году этот город входил в состав Херсонской губернии Российской империи, в настоящее время — Кировоград, Украина).

Мать, Мария Ивановна Вишнякова, принадлежавшая к старинному дворянскому роду Дубасовых, окончила московский Литературный институт, выпускником которого был и Арсений Александрович Тарковский.

В 1935 году Арсений Александрович оставил семью, а в 1941 году ушёл добровольцем на фронт, где после ранения потерял ногу. Мария Ивановна устроилась корректором в Первую образцовую типографию в Москве и проработала там до пенсии.

В 1939 году Андрей поступил в московскую школу № 554 (ныне — Школа № 1060). В начале войны мать увезла Андрея и его младшую сестру Марину (род. в 1934) в эвакуацию в Юрьевец, к родным.

В 1943 году Тарковские вернулись в Москву, а Андрей — в свою старую школу, где он учится в одном классе с Андреем Вознесенским. Детские годы он провёл с бабушкой, матерью и сестрой в деревянном доме в 1-м Щипковском переулке в Замоскворечье. И хотя свою жизнь Андрей прожил в основном в Москве, образом отчего дома остался для него дом его детства в Юрьевце, где сейчас открыт дом-музей Тарковского. Таким он предстал в фильме «Зеркало», где были отражены многие впечатления детства — уход отца, трудности быта, эвакуация, школа, образ матери с двумя детьми на руках.

Судя по аттестату, который хранится в архиве ВГИКа, в школе Андрей не отличался прилежанием и не проявлял интереса ни к естественным, ни к гуманитарным наукам. Его воспитание было традиционно художественным. С семи лет он посещал районную музыкальную школу (по классу фортепиано), а в седьмом классе поступил в художественную школу имени 1905 года, где занимался рисованием.

В 1951-1952 годах Тарковский учился на арабском отделении Московского института востоковедения, однако оставил учёбу, получив сотрясение мозга на занятиях по физкультуре.

В мае 1953 года Тарковский устроился коллектором в научно-исследовательскую экспедицию института Нигризолото в далёкий Туруханский район Красноярского края, где проработал почти год на реке Курейке, пройдя пешком сотни километров по тайге. Свой альбом зарисовок он сдал потом в архив Нигризолота.

По возвращении из экспедиции в 1954 году Тарковский подал документы во ВГИК и был принят на режиссёрское отделение в мастерскую Михаила Ромма. «Выбор этот был скорее случайным, чем осознанным», — признался он позднее.

Годы учёбы и раннего творчества Тарковского совпали с хрущёвским периодом обновления в искусстве.

В 1953 году было принято решение об увеличении производства фильмов.

В 1954 году, когда Тарковский поступил во ВГИК, было снято 45 фильмов, а через год — уже 66. Важную роль в становлении Тарковского сыграло и то обстоятельство, что незадолго до него в институт пришло военное поколение, которому предстояло обновить в кино как темы, так и образные средства выразительности.

В 1955—1956 годах молодые режиссёры сняли около 50 фильмов. В этот период также дебютировали многие молодые сценаристы, операторы, актёры.

Лучшие десять фильмов по Андрею Тарковскому:

«Дневник сельского священника» «Причастие» «Назарин» «Земляничная поляна» «Огни большого города» «Сказки туманной луны после дождя» «Семь самураев» «Персона» «Мушетт» «Женщина в песках»

Это было время «оттепели», начало которой положило разоблачение культа личности Сталина на ХХ съезде КПСС в 1956 году.

Веяние «оттепели» принесло в среду молодёжи западную литературу и музыку, зарубежный авторский кинематограф, итальянский неореализм и французскую «новую волну». В западной кинокритике появился термин «отёр» (от французского auteur), обозначавший единого автора фильма, под контролем которого находились все аспекты кинопроизводства, от сценария до монтажа. Всё это подтолкнуло Тарковского на идею авторского кино. В эти годы большое влияние на него оказали Бунюэль и Бергман, а позже к этому списку прибавились Куросава и Феллини.

Главным педагогом и наставником Тарковского в годы его учёбы стал Михаил Ромм, воспитавший целую плеяду талантливых кинорежиссёров. Будучи представителем повествовательного и жанрового кино 1930-х годов, которое многие его ученики отрицали и критически переосмыслили, Ромм тем не менее развивал в них творческую индивидуальность и верность своей правде. Он выручал их в случае неприятностей, давал им взаймы деньги, покровительствовал им на киностудиях, защищал их работы, порой опровергавшие его собственные.

Первой курсовой работой Тарковского стал короткометражный фильм «Убийцы», поставленный осенью 1956 года совместно с Александром Гордоном и Марикой Бейку по рассказу Хемингуэя. Эта работа получила высокую оценку Ромма. За ней последовал короткометражный фильм «Сегодня увольнения не будет» (1957). На третьем курсе Тарковский встретил в монтажной Андрона Кончаловского, в то время первокурсника режиссёрского отделения. С этого момента началась их творческая дружба и соавторство.

А. Кончаловский вспоминал: «Мы с Тарковским росли под знаком отрицания много­го из того, что было в кинематографе. Нам казалось, что мы знаем, как делать настоящее кино. Главная правда — в фактуре, чтобы было видно, что все подлинное — камень, песок, пот, трещины в стене. Не должно быть грима, штукатурки, скрывающей живую фактуру кожи. Костюмы должны быть неглаженые, нестираные. Мы не признавали голливудскую или, что было для нас то же, сталинскую эстетику. Ощущение было, что мир лежит у наших ног, нет преград, которые нам не под силу одолеть».

Вместе они написали сценарий «Антарктида, далёкая страна» (1959), отрывки из которого были опубликованы в «Московском комсомольце». Тарковский попытался предложить сценарий к постановке на «Ленфильме», но получил отказ. После этого они работали над сценарием «Каток и скрипка» (1960) и успешно продали его только что созданному объединению «Юность» на «Мосфильме». Это был сентиментальный сюжет о короткой дружбе мальчика, играющего на скрипке, и водителя катка.

Рекомендуем:  Аркадий Высоцкий — биография, личная жизнь, фото, фильмы

Получив разрешение поставить «Каток и скрипку» в качестве дипломной работы, Тарковский предложил съёмку фильма молодому оператору Вадиму Юсову. Концепция сложилась под воздействием короткометражного фильма французского режиссёра Альбера Ламориса «Красный шар», удостоенного в 1956 году Гран-при Каннского кинофестиваля и Оскара. Эта первая совместная работа Тарковского и Юсова, отмеченная раскрепощённостью камеры и цветовой выразительностью, получила первый приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке в 1961 году.

В 1960 году Тарковский с отличием закончил ВГИК.

В 1961 году Тарковский подал заявку на фильм «Андрей Рублёв», который требовал большой подготовительной работы. Поэтому его первой полнометражной постановкой стал фильм «Иваново детство» по мотивам военного рассказа Владимира Богомолова «Иван». Пронзительно-трагическая история подростка (Николай Бурляев), в которой светлый мир детства противопоставлялся мрачным реалиям войны, произвела настоящую сенсацию в мировом кино. Фильм был удостоен «Золотого льва святого Марка» Международного кинофестиваля в Венеции (1962) и многих других кинопремий. При очевидном тяготении к стилистике Брессона и Куросавы молодой советский режиссёр показал самостоятельный талант оригинально мыслящего художника.

Тем временем Тарковский приступил к работе над фильмом об Андрее Рублеве. В сценарии, написанном совместно с А. Михалковым-Кончаловским, проглядывала двойственность костюмно-исторического эпоса и авторского фильма-проповеди. Съёмки начались в 1964 году и продолжались больше года. В это время в стране наметился переход от либеральной оттепели к консервативному застою. Работа над фильмом продвигалась медленно и сложно. Советские чиновники от искусства усмотрели в нём невыгодные параллели с современной действительностью, многих из них раздражала и его непривычная форма. «Андрей Рублев» (первоначальный вариант названия — «Страсти по Андрею») подвергся проработкам и цензурным поправкам.

В 1969 году французская фирма, получившая права на зарубежный прокат «Андрея Рублева», показала его вне конкурса на Каннском кинофестивале, где он был удостоен приза ФИПРЕССИ.

19 октября 1971 года фильм был выпущен в отечественный прокат ограниченным числом кинокопий и с тех пор практически не сходил с экрана.

В 1970 году после почти пятилетнего перерыва Тарковский приступил к съёмкам фильма «Солярис». Герои этой философско-фантастической драмы по одноимённому роману Станислава Лема — представители технократической цивилизации будущего, обитающие в искусственном мире космической станции, исследующие планету Солярис. Однако Тарковский и здесь раскрыл свою идею изначальной «божественной» духовности человека, выведя её за пределы национальных и культурных границ (рублёвская «Троица» равноправно уживалась с музыкой Баха и картинами П. Брейгеля, а композиция финального кадра была буквальной цитатой «Возвращения блудного сына» Рембрандта).

В 1972 году «Солярис» был показан на Каннском кинофестивале и, кроме Специального приза жюри, получил также Приз экуменического жюри. В 1973 году фильм вышел в советский прокат.

В 1974 году режиссёр снял свой самый исповедальный фильм «Зеркало», в котором он не стал сковывать себя рамками традиционного сюжета и предложил богатый набор визуальных ассоциаций и воспоминаний художника — автора и героя. Смысловая структура фильма оказалась удивительно многомерной — наряду с философско-поэтическими «кодами» в некоторых эпизодах читался антитоталитарный подтекст (эпизод в типографии и др.). На совместном заседании коллегии Госкино и секретариата правления Союза кинематографистов «Зеркало» признали непонятным, немассовым и в общем неудачным фильмом.

Тарковский высказал на этот счёт своё мнение: «Поскольку кино всё-таки искусство, то оно не может быть понятно больше, чем все другие виды искусства… Я не вижу в массовости никакого смысла… Родился какой-то миф о моей недоступности и непонятности. Утвердить себя личностью своеобразной невозможно без дифференциации зрителя».

Фильм «Зеркало» вышел в ограниченный прокат и обострил скрытое противостояние режиссёра и власти. Готовясь к новому проекту, Тарковский писал сценарии, читал лекции по режиссуре, в Театре Ленинского комсомола поставил спектакль «Гамлет» (1977).

Снятый в 1979 году по повести братьев Стругацких «Пикник на обочине» фильм «Сталкер» выглядел своего рода компромиссом: угрожающе-таинственная и одновременно сулящая исполнение любых желаний Зона воспринималась и как намёк на кризис технократической (то есть «капиталистической») цивилизации, в том же ключе можно было истолковать и смысл диалогов писателя (Анатолий Солоницын) и профессора (Николай Гринько).

В 1980 году «Сталкер» был показан на Каннском кинофестивале и получил Приз экуменического жюри. В советский прокат фильм вышел в количестве 196 копий.

Андрей Тарковский — интервью

В 1980 году Тарковскому было присвоено звание Народного артиста РСФСР. В том же году режиссёр уехал в Италию для работы над фильмом «Ностальгия». В ходе поиска натуры он снял документальный фильм «Время путешествия» (1982). В 1983 году фильм «Ностальгия» был показан в конкурсе Каннского кинофестиваля и получил Приз за режиссуру, Приз ФИПРЕССИ и Приз экуменического жюри.

По окончании фестиваля и завершении срока командировки Тарковский с женой продолжал оставаться в Италии. Из Рима он отправил письмо на имя председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша. Режиссёр просил предоставить ему, его жене, тёще и 12-летнему сыну Андрею возможность в течение трёх лет жить в Италии, после чего он обязывался вернуться в СССР.

По этому поводу Ермаш направил в ЦК КПСС докладную записку: «Рассмотрев обращение Тарковского А. А., Госкино СССР считает, что его решение остаться за рубежом едва ли является только следствием эмоциональной неуравновешенности и определённой неудачи на Каннском фестивале, откуда Тарковский А. А. рассчитывал вернуться с главным призом. Сосредоточившись на собственном эгоцентрическом понимании нравственного долга художника, Тарковский А. А., видимо, надеется, что на Западе он будет свободен от классового воздействия буржуазного общества и получит возможность творить, не считаясь с его законами. … В любом случае Госкино СССР не считает возможным принимать условия Тарковского А. А., имея при этом в виду, что удовлетворение его просьбы создаст нежелательный прецедент».

Режиссер Андрей Тарковский

В результате 10 июля 1984 года на пресс-конференции в Милане Тарковский объявил о своём решении не возвращаться в СССР.

В письме к отцу он писал: «Мне очень грустно, что у тебя возникло чувство, будто бы я избрал роль «изгнанника» и чуть ли не собираюсь бросить свою Россию… Я не знаю, кому выгодно таким образом толковать тяжёлую ситуацию, в которой я оказался «благодаря» многолетней травле начальством Госкино, и, в частности, Ермаша — его председателя. Может быть, ты не подсчитывал, но ведь я из двадцати с лишним лет работы в советском кино — около 17 был безнадежно безработным. Госкино не хотело, чтобы я работал! Меня травили всё это время и последней каплей был скандал в Канне, где было сделано всё, чтобы я не получил премии (я получил их целых три) за фильм «Ностальгия». Этот фильм я считаю в высшей степени патриотическим, и многие из тех мыслей, которые ты с горечью кидаешь мне с упрёком, получили выражение в нём».

На родине запретили показывать его фильмы в кинотеатрах, упоминать его имя в печати. Однако на радикальные меры — лишение Тарковского советского гражданства — так и не решились.

Мэрия Флоренции подарила ему квартиру и присвоила звание почётного гражданина города. Снятый в Швеции фильм «Жертвоприношение» (1985) стал последней работой режиссёра. 13 декабря 1985 года врачи диагностировали у него рак лёгких.

Когда известие о болезни Тарковского достигло СССР, власти наконец разрешили его сыну Андрею вылететь к отцу. В это же время был снят запрет с имени Тарковского — его фильмы снова допустили к демонстрации в кинотеатрах.

Тарковский умер в Париже в возрасте 54 лет 29 декабря 1986 года.

Рекомендуем:  Сарик Андреасян

31 декабря 1986 года радиостанция «Маяк» передала некролог, а 1 января 1987 года он был напечатан в газете «Советская культура» — официальное извещение от Госкино и Союза кинематографистов СССР. В нём были такие слова: «Последние годы — трудное, кризисное для него время — А. Тарковский жил и работал за пределами Родины, о чём приходилось думать с горечью и сожалением. С этим невозможно было ни согласиться, ни примириться…».

Похороны Тарковского состоялись 3 января на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. «Человек, который видел ангела» — такая надпись сделана на памятнике. В основании православного креста высечены семь ступенек по числу фильмов Тарковского.

Многие проекты режиссёра остались нереализованными, в том числе «Гофманиана», «Мой Достоевский», «Гамлет» Шекспира, «Обломов» Гончарова, «Смерть Ивана Ильича» Толстого, «Идиот» и «Подросток» Достоевского, «Жизнь Клима Самгина» Горького, «Очерки бурсы» Помяловского, «Степной волк» Гессе, «Пятое Евангелие» Рудольфа Штейнера, «Волшебная гора», «Иосиф и его братья», «Доктор Фаустус» Томаса Манна.

В 1990 году Андрей Тарковский удостоен Ленинской премии посмертно.

Фильмография Андрея Тарковского:

1956 — кор Убийцы — режиссёр, сценарист, актёр (Второй посетитель) 1958 — кор Сегодня увольнения не будет — режиссёр, сценарист, актёр (Подрывник) 1960 — кор Каток и скрипка — режиссёр, сценарист 1962 — Иваново детство — режиссёр, сценарист 1965 — Мне двадцать лет («Застава Ильича») — актёр (Гость на дне рождения, с тостом про репу) 1966 — Андрей Рублёв — режиссёр, сценарист 1967 — Сергей Лазо — сценарист (в титрах не указан), актёр (Бочкарёв, офицер-белогвардеец, — в титрах не указан), монтажёр 1968 — Один шанс из тысячи — сценарист, художественный руководитель 1968 — Ташкент — город хлебный — сценарист 1972 — Солярис — режиссёр, сценарист 1973 — Терпкий виноград («Давильня») — художественный руководитель 1974 — Зеркало — режиссёр, сценарист 1979 — Сталкер — режиссёр, сценарист (в титрах не указан), художник-постановщик 1979 — Берегись! Змеи! — сценарист 1982 — док Время путешествия (Tempo di viaggio) — режиссёр, сценарист 1983 — Ностальгия (Nostalghia) — режиссёр, сценарист 1983 — Борис Годунов — режиссёр 1983 — док Путь к Брессону (De Weg naar Bresson) 1986 — Жертвоприношение (Offret) — режиссёр, сценарист, монтажёр

Загрузка…

Личная жизнь

С первой женой, актрисой Ирмой Рауш, Тарковский познакомился еще в студенческие годы. Этот брак продлился с 1957 по 1970 годы. В данном союзе у пары родился мальчик Арсений.

Следующей супругой Андрея стала Лариса Кизилова, которая была его ассистентом в ходе съемок «Андрея Рублева». От предыдущего брака у Ларисы была дочь Ольга, которую режиссер согласился удочерить. Позже у них родился общий сын Андрей.

Андрей Тарковский и Валентина Малявина

В молодости Тарковский ухаживал за Валентиной Малявиной, которая отказалась остаться с ним. Любопытно, что как Андрей, так и Валентина тогда состояли в браке.

Также мужчина состоял в близких отношениях с художником по костюмам Ингер Персон, с которой он познакомился незадолго до своей кончины. Результатом этих отношений стало рождение внебрачного ребенка Александра, которого Тарковский так и не увидел.

Фильмы

Вернувшись из экспедиции, Андрей без колебаний подался во ВГИК на факультет режиссуры. Куратором Тарковского стал признанный мэтр кино, обладатель многочисленных Сталинских премий Михаил Ильич Ромм. Ко всем ученикам он относился с отцовской любовью и вниманием, всегда умел распознать в работе молодого поколения будущие шедевры, даже если их взгляды противоречили его собственным. Так было и с Тарковским.

Андрей Тарковский на съемочной площадке

Молодому человеку повезло дважды: в первый раз в том, что он попал к Ромму, а во второй — в политических и социальных течениях того периода. На тот момент прошел год после смерти Сталина. Железная хватка режима несколько ослабилась, появилась возможность обмениваться опытом с зарубежными коллегами и прикоснуться к западному кинематографу.

Было принято решение увеличить количество снимаемых фильмов. Кинопроизводства СССР коснулись новые веяния, которые Андрей Тарковский сумел ассимилировать и воплотить в своих творениях. Но это было позже.

Андрей Тарковский и Маргарита Терехова на сцене Ленкома

Творческая биография Тарковского началась в 1956 году. Дебютный проект кинорежиссёра — короткометражный фильм по рассказу Эрнеста Хемингуэя. Затем были созданы ещё несколько картин такого формата.

Уже тогда студента характеризовали как необычайно одарённого и предрекали большое будущее. А знакомство с Андреем Кончаловским, поступившим во ВГИК в 1956 году, оказалось чрезвычайно плодотворным и полезным для обоих студентов. Вместе они создали ряд киносценариев и в будущем постоянно обменивались опытом.

Кинооператор Вадим Юсов и режиссер Андрей Тарковский во время съемок

В институте окончательно сформировались основные черты Тарковского-режиссёра: иносказательность, стремление поднимать и оставлять без однозначного ответа социальные и этические вопросы, тщательное внимание к свету и звуку, задача которых заключалась в том, чтобы погружать зрителя в реальность картины.

В 1960 году Тарковский закончил учебу в вузе, получил диплом с отличием и сразу же принялся за работу. Режиссёр задумывался о постановке фильма «Андрей Рублёв» и подавал запрос на разрешение в художественный совет СССР, однако там начинающего специалиста осадили и предложили предварительно набраться опыта, а потом уже воплощать такие сложные темы.

Андрей Тарковский

Сценарий картины был отложен в ящик, а сам Тарковский взялся за другой проект – «Иваново детство», которому суждено было сделать постановщика знаменитым. Режиссеру предстояло создать фильм в условиях нехватки денег и времени.

За неполный год вчерашний выпускник снял потрясающую картину, завоевавшую два десятка наград на международных киносмотрах, в том числе и «Золотого льва» на знаменитом Венецианском кинофестивале.

Кадр из фильма Тарковского «Андрей Рублев»

После громкого успеха «Иванова детства» Андрей Тарковский приступил к работе над кинокартиной «Андрей Рублёв». На этот раз художественный совет одобрил смелую заявку молодого режиссёра. Тарковский сотрудничал с оператором Вадимом Юсовым и композитором Вячеславом Овчинниковым. Это творческое трио сохранилось почти до самой смерти режиссёра.

В работе над сценарием участвовал Андрей Кончаловский. Этот фильм, повествующий о монахе-иконописце, стал культовой работой для Советского Союза. И снова картина молодого режиссёра собрала множество наград как на родине, так и за её пределами.

Андрей Кончаловский и Андрей Тарковский

В 1979-м Андрей перенес на экран роман Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине». Путь к зрителю получился долгим: первый вариант фантастического фильма «Сталкер» погиб из-за технической ошибки, пришлось трижды переснимать, причем с разными операторами и художниками. Худсовет Госкино присвоил картине только 3-ю прокатную категорию и разрешил сделать всего 196 копий. Это значит, что охват аудитории был минимальным.

Фильмы Андрея Тарковского

Год Русское название Оригинальное название Кем выступил
1956 Убийцы Убийцы

режиссёр, сценарист, актёр (Второй посетитель)

1958 Сегодня увольнения не будет Сегодня увольнения не будет

режиссёр, сценарист, актёр (Подрывник)

1960 Каток и скрипка Каток и скрипка

режиссёр, сценарист

1962 Иваново детство Иваново детство

режиссёр, сценарист (в титрах не указан)

1965 Мне двадцать лет («Застава Ильича») Застава Ильича

актёр (Гость на дне рождения, с тостом про репу)

1966 Андрей Рублёв Страсти по Андрею

режиссёр, сценарист

1967 Сергей Лазо Сергей Лазо

сценарист (в титрах не указан), актёр (Бочкарёв, офицер-белогвардеец, — в титрах не указан), монтажёр (в титрах не указан)

1968 Один шанс из тысячи Один шанс из тысячи

сценарист, художественный руководитель

1968 Ташкент — город хлебный Ташкент — город хлебный сценарист
1971 Конец атамана Конец атамана

сценарист (в титрах не указан)

1972 Солярис Солярис

режиссёр, сценарист

1973 Терпкий виноград («Давильня») Давильня

монтажёр (в титрах не указан), художественный руководитель

1973 Лютый Лютый

сценарист (в титрах не указан)

1974 Зеркало Зеркало

режиссёр, сценарист

1979 Сталкер Сталкер

режиссёр, сценарист (в титрах не указан), художник-постановщик

1979 Берегись! Змеи! Берегись! Змеи! сценарист
1982 Время путешествия Tempo di viaggio

режиссёр, сценарист

1983 Ностальгия Nostalghia

режиссёр, сценарист

1983 Путь к Брессону De Weg naar Bresson

действующее лицо документального фильма Юрьена Рода и Лео де Бура

1986 Жертвоприношение Offret

режиссёр, сценарист, монтажёр

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: