Биография Эльдара Рязанова

Имя: Эльдар Рязанов ( Eldar Ryazanov )

Дата рождения: 18 ноября 1927 года

Дата смерти: 30 ноября 2015 года

Возраст: 88 лет

Место рождения: Самара

Место смерти: Москва

Деятельность: кинорежиссер, актер, драматург, писатель

Семейное положение: был женат на Эмме Абайдуллиной

Эльдар Рязанов — биография

Недавно страна простилась с любимым режиссером Эльдаром Рязановым. Его ироничные и трогательные фильмы много лет сопровождали нас, согревая душу и настраивая на романтический лад…

Многие приходят в ужас от мысли о возможной смерти, но Эльдар Рязанов, уже зная, что дни его сочтены, спокойно готовился к своему уходу. Еще шесть лет назад в книге «Грустное лицо комедии, или Наконец подведенные итоги» режиссер написал: «Это только в песнях поют: «Еще не вечер!» Уверяю вас, вечер, и довольно поздний. Пришло время закругляться, пора прекратить свою активную деятельность в кино. Я пока еще редко чувствую себя стариком. Но все-таки хватит хорохориться, пора и честь знать…»

Последние семь лет режиссер Рязанов то и дело попадал в больницы. То инфаркт, то инсульт, операция на ногах, на глазах…

— Все из-за лишнего веса, — признавался Эльдар Александрович. — А ведь я пытался худеть. Да что толку!

Из-за полноты у режиссера был и еще и деформирующий остеохондроз позвоночника — очень мучительный недуг.

— Боль в спине, суставах ног и рук — адская. Неделями не покидал отделение спинальной хирургии. Книгу не поднять, на ступеньку не встать…

Но что довело режиссера до такого состояния, почему на закате лет на его долю выпали такие страдания?

Эльдар Рязанов — биография детства

У Эльдара Александровича было тяжелое детство. Родился он в 1927 году. Отец Александр Семенович сначала служил в разведке в Китае, потом с женой Софьей (в девичестве Шустерман, но по понятным причинам в то время свои еврейские корни она не афишировала) переехал в Иран. Когда вернулся в Москву, стал начальником винного главка и на этой должности запил по-черному.

Домой иной раз в буквальном смысле приползал, а жену, которая пыталась его образумить, — бил. От такой жизни мама будущего режиссера сбежала, взяв его, трехлетнего, в охапку. Впоследствии она вышла замуж за инженера Льва Михайловича Коппа, и Эльдара воспитывал отчим.

Отца, успевшего жениться вторично и родить дочь, репрессировали и отправили в лагеря. В общей сложности он отсидел 17 лет. Спустя годы, в начале 1960-х, Александр Семенович все-таки нашел сына благодаря его фильмам. «Близкого контакта не получилось: пришел совершенно чужой, сломанный жизнью человек, — рассказывал потом Рязанов. — Жену и дочку он не нашел… Я дал ему все деньги, которые имел при себе, и он исчез на четыре года, не имея права жить в Москве. После реабилитации все-таки перебрался в столицу, а через несколько месяцев умер, и я приехал на его похороны…»

Началась Великая Отечественная война. На фронт Рязанов не попал по возрасту — был 13-летним мальчишкой. Но он навсегда запомнил пронизывающий холод и жуткий голод, который пришлось тогда пережить в эвакуации в Куйбышеве. Режиссер не мог забыть, как вместе с мальчишками искал на свалках резиновые шины, которыми топили печку, и сражался с полуметровыми крысами; как стоял в длиннющих очередях, чуть не сходя с ума от того, что нечего было есть.

— Я всю войну недоедал, поэтому потом и растолстел. Все никак не могу наесться…

А еще в эвакуации юный Эльдар пристрастился к алкоголю.

— Он притуплял чувство голода, — объяснял Рязанов. — Но однажды в 16 лет я допился до того, что чуть не умер! Врач, который меня откачал, сказал: «В этот раз повезло, но тебя смысла спасать нет. Ты ведь пить не перестанешь, значит, все равно умрешь!» Его слова так меня напугали, что 10 лет я не брал в рот спиртное вообще. Зато курить не бросал: смолил с семи лет.

— Тридцать пять годков не вынимал папиросу изо рта, — признавался Эльдар Александрович. — Так утром кашлял, что на лбу лопались сосуды!..

Эльдар Рязанов — работа в кино

Вторым разрушительным фактором был постоянный стресс. В работу над своими фильмами Рязанов уходил с головой и себя не щадил — каждой картине отдавал все свои силы и знания по максимуму.

А препятствий на пути было множество. Например, когда он снял половину своего первого фильма «Карнавальная ночь», в студии «Мосфильм» собрался худсовет — посмотреть, что же там «наваял» молодой дебютант.

— Они тогда разгромили меня полностью, — вспоминал Рязанов. — И в выражениях не стеснялись. «Какая ужасная пошлость! Жаль, что половина уже снята, -уже большой перерасход средств. Придется доснять и забыть и о фильме, и о режиссере, как о кошмарном сне». Это была проверка моего характера. Я мог обидеться на всех, плюнуть и плыть «как дерьмо по течению», но я сжал зубы и решил: «Я им покажу, как снимать комедии!»

В итоге картина стала лидером проката 1956 года. И все же забыть тот худсовет Рязанов не мог до конца своей жизни. Впрочем, и в съемочной группе «Карнавальной ночи» режиссера тоже испытали на прочность.

— Работали у меня профессионалы, и все вроде как знали, как снимать музыкальные комедии, -рассказывал Эльдар Александрович. — Не знал этого тогда только один человек — я. И вот все меня пытались учить «как надо». Однажды дело зашло слишком далеко. Пока я отошел к начальству, оператор занял мое место, скомандовал: «Мотор!» — и актеры начали играть. Устраивать истерику я не стал. Подошел, сказал: «Этот дубль в пленке не проявляем» — и попросил переснять сцену. Больше такого они себе не позволяли…

Зрителям «Карнавальная ночь» пришлась по душе, но критики все равно остались недовольны: в образе завклуба Огурцова они увидели спекуляцию на теме борьбы с бюрократизмом. Прошлись цензоры и по другим комедиям Рязанова. Так, после фильма «Берегись автомобиля» моралисты обвиняли режиссера в идеализации вора. «Служебный роман» восприняли как карикатуру на коллектив советских служащих, «Старики-разбойники» как попытку оклеветать органы правопорядка. А в «Иронии судьбы» цензоры углядели… открытую пропаганду алкоголизма.

Самая смешная история, по признанию самого Эльдара Александровича, — у музыкальной комедии «Гусарская баллада», которую он снял к 150-летию Бородинской битвы. Министр культуры Екатерина Фурцева возмутилась: почему на роль Кутузова режиссер пригласил Игоря Ильинского, при одном взгляде на которого зритель начинает смеяться? Рязанов попытался убедить строгую чиновницу, что комедия вовсе не искажает историю Отечества, а романтизирует ее. Но та все равно требовала переснять все эпизоды с Кутузовым. Смягчилась, только когда за картину заступился Алексей Аджубей, зять генсека Никиты Хрущева.

Больше всего досталось ленте «Человек ниоткуда», снятой еще в 1961 году. В ней глазами наивного дикаря была показана советская действительность, что не могло не задеть партийных идеологов страны. «В художественном и идейном отношении этот фильм явно не оттуда», -объявил на съезде КПСС Михаил Суслов, и картину на долгие годы положили на полку.

Впрочем, нервы режиссеру трепали не только на родине, но и заграницей. Когда Рязанов поехал в Рим снимать «Невероятные приключения итальянцев в России», он был в бешенстве от того, что в СССР заграничным актерам созданы все условия, а советским в Италии — наоборот. Поселили в дешевой гостинице, кроме того, чинили всевозможные препятствия во время съемок. Режиссер тогда заперся в своем скромном номере и сказал, что не выйдет оттуда, пока им не предоставят нормальные условия. Итальянцы вынуждены были согласиться. Рязанов умел добиваться своего, но лишь он один знал, скольких нервных клеток ему это стоило.

Съемки «Итальянцев» были сложными в том числе и из-за обилия сложных трюков. Это сейчас на компьютере нарисуют все, что угодно, а тогда летчик шесть раз сажал настоящий авиалайнер на шоссе!

А съемки со львом? Андрей Миронов играл буквально в полуметре от хищника. На актера Нинетто Даволи лев даже напал — к счастью, итальянец отделался царапинами. А за все эти ЧП кто отвечает? Режиссер. И так — в каждом фильме…

Эльдар Рязанов — личная жизнь

В личной жизни Эльдара Александровича кипели настоящие страсти. С первой женой Зоей Фоминой режиссер познакомился еще студентом, когда учился во ВГИКе. Вместе сняли дипломную работу, устроились на студию документальных фильмов, расписались. Через год родилась дочка Оля. Супруга поддерживала Рязанова долгих 20 лет, помогала ему в работе, делила все бытовые трудности — они прошли и через коммуналки, и через безденежье. А потом ее родной Эльдар. .. полюбил другую.

Редактор «Мосфильма» Нина Скуйбина была женщиной с трагической судьбой. За пять лет до встречи с Рязановым она похоронила мужа, режиссера Владимира Скуйбина. Того подкосила редкая болезнь — атрофия мышц. Он медленно угасал, сохраняя при этом ясное сознание и память и работая до последнего дня. И верная жена помогала ему вставать, одеваться, на съемочной площадке перелистывала для него страницы сценария и даже поворачивала мужу голову…

В 34 года Владимир скончался. Нина долгое время была в тяжелейшей депрессии, но рос сын Коля, и надо было жить для него. Она решила посвятить себя только ребенку, а о мужчинах — забыть навсегда. Но встретила Эльдара — и в ее жизнь ворвалась новая любовь. Эльдар Александрович этим чувством тоже был окрылен.

Рекомендуем:  Гений и муза Микеланджело Антониони

Скрыть свою связь от жены Зои было невозможно. Весь «Мосфильм» знал о романе в личной жизни режиссера Рязанова. И тогда супруга поставила ультиматум: или она с дочкой — или любовница! Эльдар пообещал порвать «порочную связь», но не смог: сердцу ведь не прикажешь. Около двух лет он метался между женщинами, пока однажды не ушел к Нине навсегда.

Вторую жену режиссер считал самой большой своей любовью. Их личная жизнь продлилась 22 года, и за это время Рязанов снял свои лучшие картины: «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс». Скуйбина всегда была рядом с мужем — именно с ней он обсуждал идеи, сценарии, актеров.

А потом пришла беда. Врачи обнаружили у Нины рак. Причем в таком запущенном состоянии, что шансов на излечение не было. Ей сделали операцию, но это не помогло. Тогда Рязанов, пытаясь спасти жену, повез ее в Германию, однако и там врачи оказались бессильны перед страшным недугом. Супруги вернулись в Москву. Нина ужасно страдала от болей. Однажды, по словам друга семьи режиссера Василия Катаняна, Нина достала лекарство, чтобы прекратить свои мучения. Простилась с мужем и сыном Колей и вечером сделала себе укол…

Потеря жены в 1994 году стала страшным ударом для Эльдара Александровича.

— У нас с Ниной была трудная, но счастливая любовь, — рассказывал режиссер. — Когда ее на стало, мне казалось — жизнь кончена.

От одиночества и тоски ему хотелось выть. Снова сильно болело сердце. Но Рязанову дало силы жить… новое большое чувство!

С Эммой Абайдуллиной Рязанов познакомился давно, еще в 1987 году, когда она, журналистка, брала у него интервью.

— Она мне была симпатична и я ей, наверное, тоже. Но мы просто дружили.

Однако после смерти Нины все изменилось, и судьба свела их вместе. Это была поздняя и нежная любовь двух одиноких сердец в личной жизни Эльдара Рязанова.

— Конечно, никто не ожидал, что я выкину такой фортель — сразу женюсь на другой, — объяснял Рязанов. — Но Эмма меня просто спасла. Она подарила мне новую жизнь.

Это не мешало режиссеру в своем кабинете и на даче оставить портреты Нины, и Эмма отнеслась к этому с пониманием. Поженились они в 1995 году. На долю Эммы выпала самая тяжелая доля — ухаживать за больным мужем.

— Мы с ней как лошади, которые вместе кладут головы одна на холку другой. Если бы не Эмма, то, может, и не стоило бы мне жить! -признавался Эльдар Александрович. — Но по счастью она рядом — благородное сердце, замечательная женщина, родной, ненаглядный друг. Куда бы ни забрасывала меня судьба, Эмма ездила со мной. И оттого, что мы вдвоем, мы еще живы. Она как бы в шутку говорит мне: «Держись за меня!», — а я вроде с юмором, а на самом деле серьезно отвечаю: «Только за тебя и держусь…»

Эльдар Рязанов — Болезнь и смерть

За последние пять лет биография Рязанова — это мучительная борьба со смертью: Эмма много раз вырывала мужа из костлявых рук смерти, но все неизбежно шло к трагическому финалу. Он устал бороться за жизнь.

— Все, мне пора. Я больше не буду снимать фильмы. Я стар и болен. И это — самое гадкое, что происходит с человеком, если его душа все еще молода. Ну ее, такую жизнь! — говорил мастер.

В ноябре прошлого года Рязанов снова попал в НИИ имени Бурденко с ишемическим инсультом и частичной парализацией левой половины головного мозга. Он лежал, не в состоянии даже говорить, мог только закрывать и открывать глаза. Выжил. Поправился. Выписали домой. А в сентябре этого года угодил в реанимацию уже с инфарктом. Опять обманул смерть — в ноябре даже отметил 88-й день рождения в кругу близких, но пророчески заметил:

— Это последнее наше совместное фото!

Через два дня режиссер снова попал в реанимацию. Истрепанное инфарктами сердце нормально работать уже не могло — в легких скопилась жидкость. Врачи сделали прокол, однако это не спасло -в ночь на понедельник 30 ноября сердце Эльдара Рязанова перестало биться.

Через два дня режиссер снова попал в реанимацию. Истрепанное инфарктами сердце нормально работать уже не могло — в легких скопилась жидкость. Врачи сделали прокол, однако это не спасло -в ночь на понедельник 30 ноября сердце Эльдара Рязанова перестало биться.

Автор биографии: Евгений Строков

ТАСС-ДОСЬЕ /Ирина Макоева/. Эльдар Александрович Рязанов родился 18 ноября 1927 года в Самаре. Его детство прошло в Тегеране, где родители — Александр Семенович и Софья Михайловна (в девичестве Шустерман) — работали в советском торговом представительстве. В 1930-х гг. семья переехала в Москву. Вскоре родители развелись, а в 1938 г. отец был репрессирован.

В 1950 г. Эльдар Рязанов с отличием окончил режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК), мастерскую Сергея Эйзенштейна и Григория Козинцева. Его дипломным фильмом стала документальная лента «Они учатся в Москве», снятая совместно с сокурсницей Зоей Фоминой. По окончании института пять лет работал на Центральной студии документальных фильмов, где снимал сюжеты для киножурналов «Пионерия», «Советский спорт», «Новости дня».

В 1955 г. Эльдар Рязанов стал режиссером киностудии «Мосфильм». В том же году совместно с Сергеем Гуровым поставил фильм-концерт «Весенние голоса».

Через год снял свой первый художественный фильм — музыкальную комедию «Карнавальная ночь». Картина не только возглавила список самых кассовых лент 1956 г., но и вошла в так называемый золотой фонд отечественного кинематографа. В 1958 г. на экраны вышла лирическая комедия «Девушка без адреса», в 1961 г. — «Человек ниоткуда», в 1962 г. — «Гусарская баллада», в 1965 г. — комедия «Дайте жалобную книгу».

Всего на счету режиссера около 30 картин, почти все из которых стали классикой российского кино. Сценарии к большинству из них были написаны самим Эльдаром Рязановым или в соавторстве с Эмилем Брагинским. Среди самых популярных — «Берегись автомобиля» (1966), «Зигзаг удачи» (1968), «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975), «Служебный роман» (1977), «Гараж» (1979), «Вокзал для двоих» (1982) и др. В 1991 г. на экраны вышел фильм «Небеса обетованные», а спустя два года — «Предсказание» (по одноименной повести Эльдара Рязанова). В 1996 г. зрители увидели фильм «Привет, дуралеи!», в 2000-м — картины «Тихие омуты», «Старые клячи». Среди последних работ Эльдара Рязанова — «Андерсен. Жизнь без любви», «Карнавальная ночь-2 или пятьдесят лет спустя», снятые в 2006 г. В декабре 2009 г. режиссер представил свой новый фильм «Музыка жизни».

В его фильмах снимались такие известные актеры советского и российского кино, как Андрей Мягков, Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих, Лия Ахеджакова, Людмила Гурченко, Валентин Гафт, Светлана Немоляева, Леонид Филатов, Никита Михалков и другие. Сам режиссер играл эпизодические роли почти во всех своих картинах.

Эльдар Рязанов известен также как автор и ведущий ряда телевизионных программ. Он вел популярную в СССР «Кинопанораму» (1979-1985), которая выходила на Первой программе Центрального телевидения Гостелерадио СССР. Кроме того, им создано более двухсот авторских телепрограмм. Наиболее популярными стали циклы: «Восемь девок, один я» (1992, 1-й канал «Останкино»), «Белоснежка и семь гномов» (1993, REN-TV), «Разговоры на свежем воздухе» (1992-1994, 1-й канал «Останкино»), «Парижские тайны Эльдара Рязанова» (1996-1997, REN-TV), «В гостях у Эльдара Рязанова» (с 2007 г., «Россия-Культура»).

С 1980 г. преподавал на Высших курсах режиссеров и сценаристов. Среди его учеников — Юрий Мамин, Иван Дыховичный, Исаак Фридберг.

25 января 2005 г. в Москве открылся созданный по инициативе режиссера киноклуб «Эльдар». В нем демонстрируются отечественные и зарубежные фильмы, проходят презентации новых картин, встречи с мастерами искусств.

Член Союза писателей СССР, секретарь правления Союза кинематографистов СССР (1987-1990), президент Академии кинематографических искусств «Ника» /2001-2007/. В 2010 г. стал одним из учредителей Киносоюза.

Эльдар Рязанов — автор книг «Грустное лицо комедии», «Эти несерьезные, несерьезные фильмы», «Неподведенные итоги», «Убийство в библиотеке», «Пять вечеров с Владимиром Высоцким», «TV Эльдар или Моя портретная галерея», сборника стихов «Ностальгия». В 2010 г. вышла его автобиографическая книга «Грустное лицо комедии, или Наконец подведенные итоги». В некоторых фильмах Эльдара Рязанова звучат песни и романсы, написанные на его стихи («У природы нет плохой погоды» из фильма «Служебный роман», «Любовь — волшебная страна» из «Жестокого романса» и др.).

Народный артист СССР /1984/. Лауреат Государственной премии СССР в области литературы искусства и архитектуры (1977, за фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!»), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1979, за фильм «Служебный роман»), премий «Ника» (1991, 2006), «Триумф» (2006), ТЭФИ (1997), Национальной премии «Россиянин года» (2008). Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени (1967, 1977), орденами «За заслуги перед Отечеством» II и III степеней (2008, 1996) и Дружбы народов (1987), знаком отличия «За заслуги перед Москвой» (2007). Призер многих российских и международных кинофестивалей.

Рекомендуем:  Майкл Бэй (Michael Bay) – биография режиссера, фото

В 1950 г. женился на своей однокурснице по режиссерскому курсу ВГИКа Зое Фоминой. Через год у них родилась дочь Ольга. Супруги развелись после более двадцати лет брака. Вторая жена — Нина Скуйбина (1930-1994) — редактор «Мосфильма». Третья супруга — Эмма Абайдуллина, киноредактор (брак заключен в 1995 г.).

Именем Эльдара Рязанова названа одна из малых планет солнечной системы — астероид 4258 (Ryazanov).

Эльдар Рязанов

Эльдар Александрович Рязанов. Родился 18 ноября 1927 года в Самаре. Умер 29 ноября 2015 года в Москве. Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, поэт, драматург, педагог, профессор. Народный артист СССР (1984). Лауреат Государственной премии СССР (1977) и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1979).

Эльдар Рязанов родился 18 ноября 1927 года в Самаре, где жили родители матери. Родители — Александр Семёнович Рязанов и Софья Михайловна Рязанова (Шустерман, 1902-1969) — работники советского торгпредства в Тегеране.

Вскоре семья Рязановых переехала в Москву, где его отец работал начальником винного главка.

В 1930-х годах семья распалась, и будущий кинорежиссёр воспитывался матерью.

Затем мать вышла замуж за инженера, вдовца с ребёнком. С семи лет Эльдара воспитывал отчим, который к пасынку относился, как к родному сыну.

Эльдар Рязанов с мамой Софьей Михайловной

Отец Рязанова женился вторично, у него родилась дочь. В 1938-м его арестовали и дали пять лет. Рязанов-старший бежал из лагеря, после поимки ему добавили десять лет, а в общей сложности он отсидел 17.

В годы войны Эльдар написал отцу письмо и получил ответ с лаконичным описанием северной природы. В начале 1960-х отец нашел сына по его фильмам.

Эльдар Рязанов в детстве

Эльдар Рязанов с детства любил читать, собирался стать писателем, мечтал о путешествиях.

После окончания десятилетки он даже отправил письмо-заявление в Одесское мореходное училище. Но шла война, и ответа он не дождался.

Эльдар Рязанов в 1941 году

Волею случая Рязанов стал студентом 1-го курса ВГИКа (мастерская Г. М. Козинцева). К тому времени Козинцев был уже всемирно знаменитым режиссёром, автором таких фильмов, как «Шинель» (1926), «С. В. Д.» (1928), «Новый Вавилон» (1929), «Одна» (1931), трилогия о Максиме (1934-1939) (все — совместно с Леонидом Траубергом).

Эльдар Рязанов в молодости

В 1950 году Эльдар Рязанов окончил ВГИК, защитившись (совместно с однокурсницей З. П. Фоминой) документальной лентой «Они учатся в Москве». Молодые режиссёры получили диплом с отличием.

На протяжении 5 лет Рязанов работал в документальном кино на Центральной студии документальных фильмов. Он снимал киносюжеты для киножурналов «Пионерия», «Советский спорт», «Новости дня», несколько выпусков смонтировал целиком.

Рязанов также сделал киноочерки «Дорога имени Октября» (с Л. Дербышевой, 1951), «На первенство мира по шахматам» (1952), «Твои книжки» (с З. П. Фоминой), «Недалеко от Краснодара» (оба 1953), «Остров Сахалин» (с В. В. Катаняном, 1954).

В 1955 году Рязанов стал режиссёром киностудии «Мосфильм» и поставил (с Сергеем Гуровым) первый советский широкоэкранный фильм-ревю «Весенние голоса», в котором были и игровые эпизоды. А через год руководитель киностудии «Мосфильм» И. А. Пырьев буквально заставил Рязанова взяться за кинокомедию. Фильм «Карнавальная ночь» (1956) имел колоссальный успех. Знаменитый Игорь Ильинский сыграл одну из своих лучших ролей — бюрократа Огурцова, а молодые актёры Людмила Гурченко и Юрий Белов стали кинозвёздами.

В последующие несколько лет Рязанов поставил лирическую комедию «Девушка без адреса» (1957), героическую комедию «Гусарская баллада» (1962), бытовую комедию «Дайте жалобную книгу» (1964), эксцентрическую комедию «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973).

В 1961 году Рязанов сделал две сатирические ленты: «Как создавался Робинзон» (по одноимённому рассказу И. Ильфа и Е. Петрова, новелла в комедийном альманахе «Совершенно серьёзно») и «Человек ниоткуда» (1961, в прокате почти не шёл из-за цензурного запрета). В «Человеке ниоткуда» выступили Сергей Юрский и Анатолий Папанов. Папанов, уже известный в театральном мире, сыграл в фильме 4 роли.

В создании фильма «Гусарская баллада» большую помощь Э. А. Рязанову снова оказал И. А. Пырьев, добившийся разрешения постановки и уговоривший сниматься в роли поручика Ржевского Юрия Яковлева. Самому Рязанову стоило огромных усилий убедить киноначальство, что лучшая кандидатура на роль Михаила Кутузова — Игорь Ильинский, и что фильм не искажает русскую историю, а романтизирует её. Пьесу Александра Гладкова «Давным-давно», послужившую драматургической основой для фильма, Рязанов сократил, в то же время ему пришлось дописать несколько стихотворных эпизодов. Сделано это было настолько корректно и в стиле диалогов пьесы, что не вызвало у автора никаких возражений.

В 1960-е годы сложился своеобразный коллектив творческих единомышленников Рязанова: Эмиль Брагинский (сценарист), Андрей Петров (композитор), Владимир Нахабцев (оператор), актёры: Юрий Яковлев, Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, Валентина Талызина; позднее также Лия Ахеджакова, Андрей Мягков, Олег Басилашвили, Валентин Гафт, Георгий Бурков, Светлана Немоляева, Алиса Фрейндлих.

В 1966 году Рязанов снял одну из своих лучших картин — «Берегись автомобиля». Фильм был основан на городском анекдоте про благородного угонщика машин.

Большим успехом пользовались дальнейшие работы Рязанова: 1968 — «Зигзаг удачи», 1971 — «Старики-разбойники», 1973 — «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973), 1975 — «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», ставший неотъемлемым атрибутом Нового года.

Эльдар Рязанов на съемках фильма «Ирония судьбы или с легким паром»

В 1977 году Рязанов снял картину «Служебный роман», в 1979-м — «Гараж», в 1980-м — «О бедном гусаре замолвите слово».

Эльдар Рязанов и Станислав Садальский

В 1982-м году был снят «Вокзал для двоих», в 1984-м — «Жестокий романс» по мотивам пьесы А. Н. Островского «Бесприданница».

В 1979-1985 годах Эльдар Рязанов работал в качестве ведущего телепередачи «Кинопанорама», автором и режиссёром которой была Ксения Маринина.

В перестроечную эпоху Рязанов снял картины «Забытая мелодия для флейты» (1987), «Дорогая Елена Сергеевна» (1988), «Небеса обетованные» (1991).

Эльдар Рязанов — «4/4 Пути» (о Высоцком, 1987 год)

Снимал Рязанов и в 1990-е — 2000-е, но меньше.

Рязановым создано более 200 авторских телевизионных программ. Наиболее популярными стали телевизионные циклы: «Восемь девок, один я», «Белоснежка и семь гномов», «Разговоры на свежем воздухе», «Поговорим о странностях любви» (цикл передач о выдающихся людях), «Парижские тайны Эльдара Рязанова (ОРТ)» (в этом цикле вышло, в частности, интервью Рязанова с Жаном Маре).

Был членом жюри на финальной игре Высшей лиги КВН 1987 года.

В 2002 году Э. А. Рязанов стал президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника».

Эльдар Рязанов и Людмила Гурченко

23 января 2005 года открылся киноклуб Эльдара Рязанова. Киноклуб задуман, по выражению самого Рязанова, как своеобразный центр отечественной комедии.

Рязанов преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров (среди его учеников — режиссёры Ю. Б. Мамин, И. В. Дыховичный, Е. Цымбал, И. Фридберг).

В 2010 году стал одним из учредителей КиноСоюза.

Рязанов имел особую общественно-политическую позицию. В марте 2014 года вместе с другими подписал письмо российского «Союза кинематографистов и профессиональных кинематографических организаций и объединений» своим коллегам с Украины, осуждающее «российскую военную интервенцию» на Украину. Также в марте 2014 г. вместе с другими подписал обращение инициативной группы по проведению Конгресса интеллигенции «Против войны, против самоизоляции России, против реставрации тоталитаризма».

Болезнь и смерть Эльдара Рязанова

С 2010 года у режиссера обозначились серьезные проблемы со здоровьем.

31 августа 2010 года был госпитализирован c диагнозом деформирующий остеохондроз позвоночника. Из-за этого заболевания у артиста возникли проблемы со зрением и слухом.

24 ноября 2014 года Рязанов был госпитализирован в тяжелом состоянии в НИИ нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко с диагнозом «острое нарушение мозгового кровообращения». 28 января 2015 года Эльдар Рязанов был выписан из больницы.

В начале августа 2015 режиссер перенес инфаркт, вызванный отеком легкого. В ночь с 5 на 6 сентября 2015 ряд СМИ сообщили, что у 87-летнего режиссера начался приступ удушья. После осмотра прибывшая бригада врачей приняла решение госпитализировать кинорежиссера в одну из столичных клиник, сославшись на предварительный диагноз — инфаркт. 21 ноября 2015 года Эльдар Рязанов был повторно госпитализирован, а его состояние оценено как тяжёлое.

В ночь с 29 на 30 ноября, около полуночи, он скончался в больнице в Москве в возрасте 88 лет от острой сердечной недостаточности. Прощание с режиссером прошло 3 декабря в Центральном Доме литераторов. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Эльдар Рязанов — Острова

Личная жизнь Эльдара Рязанова:

Первая супруга — Зоя Петровна Фомина (1924-1999), режиссёр. Они познакомились в 1944 году, когда вместе учились во ВГИКе на курсе Григория Козинцева. Как рассказывала дочь режиссера, Эльдар Рязанов очень ценил мнение Зои Фоминой, всегда прислушивался к нему. Так, Рязанов поначалу не хотел снимать знаменитую комедию «Карнавальная ночь», но его уговорила Фомина. «Съемки этой популярной кинокомедии шли тяжело. Отец не укладывался в сроки, был перерасход пленки и сметы. Он нервничал. Однажды в отчаянии бросился на диван и сказал маме, что никогда не простит ей, что она уговорила его снимать этот фильм. Но картина вышла и имела большой успех», — рассказывала дочь.

Дочь — Ольга Эльдаровна Рязанова (1951 г. р.), окончила МГУ, филолог, киновед.

Внук — Дмитрий Трояновский, телекорреспондент.

Рекомендуем:  Жора Крыжовников - биография, информация, личная жизнь

Эльдар Рязанов и Зоя Фомина

Эльдар Рязанов с дочерью Ольгой

Эльдар Рязанов с дочерью Ольгой и внуком Дмитрием

Вторая супруга — Нина Григорьевна Скуйбина (1930-1994), редактор на Мосфильме (1970-1994). Умерла от рака.

Эльдар Рязанов и Нина Скуйбина

Третья супруга — Эмма Валериановна Абайдуллина (1941 г. р.), киноредактор.

Эльдар Рязанов и Эмма Абайдуллина (на заднем плане старший сын Абайдуллиной)

Фильмография Эльдара Рязанова:

Документальные фильмы

1950 — «Они учатся в Москве» (совместно с З. Фоминой) 1951 — «Дорога имени Октября» (режиссёр, совместно с Л. Дербышевой) 1951 — «На первенство мира по шахматам» (режиссёр) 1953 — «Твои книжки» (режиссёр, совместно с З. Фоминой) 1953 — «Недалеко от Краснодара» (режиссёр) 1954 — «Остров Сахалин» (режиссёр, совместно с В. Катаняном) 1956 — «В дальневосточных морях» (режиссёр, совместно с В. Катаняном) 1987 — «Четыре встречи с Владимиром Высоцким» (автор сценария и ведущий, реж. М. Добросельская) 1993 — «День в семье президента» (режиссёр, автор сценария и ведущий) 1994 — «Я — легкомысленный грузин» (ведущий, реж. А. Пищулин) 1996 — «Артист совсем не то же, что актер…» (ведущий, реж. В. Фоменко) 1997 — «Единица порядочности — один Галлай» (режиссёр)

Режиссёрские работы:

1955 — «Весенние голоса» (совместно с С. Гуровым, в прокате — «Счастливая юность») 1956 — «Карнавальная ночь» 1957 — «Девушка без адреса» 1961 — «Как создавался Робинзон» (новелла в альманахе «Совершенно серьёзно») 1961 — «Человек ниоткуда» 1962 — «Гусарская баллада» 1965 — «Дайте жалобную книгу» 1966 — «Берегись автомобиля» 1968 — «Зигзаг удачи» 1971 — «Старики-разбойники» 1973 — «Невероятные приключения итальянцев в России» 1975 — «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» 1977 — «Служебный роман» 1979 — «Гараж» 1980 — «О бедном гусаре замолвите слово» 1982 — «Вокзал для двоих» 1984 — «Жестокий романс» 1987 — «Забытая мелодия для флейты» 1988 — «Дорогая Елена Сергеевна» 1991 — «Небеса обетованные» 1993 — «Предсказание» 1996 — «Привет, дуралеи!» 2000 — «Старые клячи» 2000 — «Тихие омуты» 2003 — «Ключ от спальни» 2006 — «Андерсен. Жизнь без любви» 2006 — «Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя» 2009 — «Музыка жизни»

Сценарист:

1961 — «Как создавался Робинзон» (новелла в альманахе «Совершенно серьёзно») 1962 — «Гусарская баллада» (совместно с А. Гладковым) 1966 — «Берегись автомобиля» (совместно с Э. Брагинским) 1968 — «Зигзаг удачи» (совместно с Э. Брагинским) 1971 — «Старики-разбойники» (совместно с Э. Брагинским) 1973 — «Невероятные приключения итальянцев в России» (совместно с Э. Брагинским, Ф. Кастеллано, Д. Пиполо) 1975 — «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (совместно с Э. Брагинским) 1977 — «Служебный роман» (совместно с Э. Брагинским) 1979 — «Гараж» (совместно с Э. Брагинским) 1980 — «О бедном гусаре замолвите слово» (совместно с Г. Гориным) 1982 — «Вокзал для двоих» (совместно с Э. Брагинским) 1984 — «Жестокий романс» 1987 — «Забытая мелодия для флейты» (совместно с Э. Брагинским) 1988 — «Дорогая Елена Сергеевна» (совместно с Л. Разумовской) 1991 — «Небеса обетованные» (совместно с Г. Альтман) 1993 — «Предсказание» 1996 — «Привет, дуралеи!» (совместно с А. Тиммом) 2000 — «Старые клячи» (совместно с В. Моисеенко) 2000 — «Тихие омуты» (совместно с Э. Брагинским) 2003 — «Ключ от спальни» 2006 — «Андерсен. Жизнь без любви» (совместно с И. Квирикадзе) 2009 — «Музыка жизни»

Актёрские работы Эльдара Рязанова:

Как правило, Э. Рязанов играет эпизодические роли в своих фильмах.

1957 — «Цель его жизни» — лётчик 1965 — «Дайте жалобную книгу» — главный редактор газеты 1971 — «Старики-разбойники» — прохожий за окном тюрьмы 1973 — «Невероятные приключения итальянцев в России» — доктор на крыле самолёта, отбивавший лёд с заледенелого мафиозо 1975 — «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» — пассажир в самолёте, на плече которого спал Женя Лукашин 1977 — «Риск — благородное дело» (реж. Я. Сегель) — Э. Рязанов (камео) 1978 — «Служебный роман» — пассажир автобуса 1979 — «Гараж» — спящий пайщик, начальник отдела насекомых 1980 — «О бедном гусаре замолвите слово» — трактирщик-кондитер 1982 — «Вокзал для двоих» — заместитель начальника железнодорожной станции 1987 — «Забытая мелодия для флейты» — астроном 1988 — «Дорогая Елена Сергеевна» — сосед 1991 — «Небеса обетованные» — человек в кафе 1996 — «Привет, дуралеи!» — Николай Тимофеевич, директор книжного магазина 2000 — «Старые клячи» — судья 2000 — «Тихие омуты» — врач-рентгенолог 2003 — «Ключ от спальни» — полицейский пристав 2006 — «Андерсен. Жизнь без любви» — хозяин гробовой мастерской 2006 — «Карнавальная ночь 2, или Пятьдесят лет спустя» — Э. Рязанов (камео) 2007 — «Ирония судьбы. Продолжение» (реж. Т. Бекмамбетов — пассажир в самолёте, на плече которого спал Костя Лукашин 2009 — «Музыка жизни» — Э. Рязанов (камео)

Продюсер:

2000 — «Тихие омуты» (совместно с Л. Бицем) 2003 — «Ключ от спальни» (совместно с Л. Бицем) 2006 — «Андерсен. Жизнь без любви»

Автор стихотворений, текстов песен и романсов:

1964 — «Дайте жалобную книгу» 1977 — «Служебный роман» 1982 — «Вокзал для двоих» 1984 — «Жестокий романс» 1991 — «Небеса обетованные» 1993 — «Предсказание» 1996 — «Привет, дуралеи!» 2000 — «Старые клячи» 2006 — «Андерсен. Жизнь без любви» 2006 — «Карнавальная ночь-2, или Пятьдесят лет спустя» 2009 — «Музыка жизни»

Библиография Эльдара Рязанова:

1977 — Грустное лицо комедии 1983 — Неподведённые итоги 1988 — Внутренний монолог. Стихи 1990 — Заэкранье 1994 — Предсказание 1995 — Уходящая натура. Стихи 1997 — Ностальгия 2004 — Четыре встречи с Владимиром Высоцким 2005 — Неподведённые итоги 2005 — Любовь — весенняя страна 2006 — Андерсен. Жизнь без любви 2007 — Служебный роман 2007 — Чем живу и жив 2007 — Мчатся годы-непогоды 2008 — Старики-разбойники 2010 — Грустное лицо комедии, или Наконец подведённые итоги 2011 — У природы нет плохой погоды: стихотворения.

последнее обновление информации: 10.02.2020

Юность

Не в пример своим одноклассникам, Эльдар Рязанов всегда отличался любовью к литературе и искусству. Несмотря на трудные времена, он старался посещать театры и даже участвовал в школьных постановках, которые пользовались большим успехом.

Пробовал Эльдар и сочинять стихотворения, однако первые его работы воспринимаются одноклассниками весьма прохладно, поэтому парень быстро бросает это занятие.

После десятого класса средней школы юное дарование решает поступить в Морское училище. Он даже пишет туда письмо с просьбой рассмотреть его кандидатуру, но из-за начавшейся Отечественной войны оно не доходит до адресата, поэтому спустя пару месяцев Эльдар поступает во ВГИК на курс Козинцева. По словам самого кинорежиссера, он никогда не хотел быть связанным с искусством, несмотря на то, что всегда боготворил его.

Личная жизнь

За годы личной биографии Эльдар Рязанов трижды состоял в браке. Его первой женой была Зоя Фомина, которая также работала режиссером. В этом союзе родилась девочка Ольга, ставшая в будущем филологом и киноведом.

После этого мужчина взял в жены Нину Скуйбину, которая трудилась редактором на «Мосфильме». Она ушла из жизни от серьезной и неизлечимой болезни.

Эльдар Рязанов с женой Эммой

В третий раз Рязанов женился на журналистке и актрисе Эмме Абайдуллиной, с которой прожил до конца жизни. Следует отметить, что у Эммы было двое сыновей от предыдущего брака – Игорь и Олег.

Смерть

Жизнь мастера российского кинематографа Эльдара Рязанова оборвалась в ноябре 2015 года. Режиссер неоднократно попадал в больницу то с нарушением мозгового кровообращения, то с воспалением легких.

Тревожные вести о состоянии здоровья Эльдара Александровича опять появились в СМИ 21 ноября. Медики оценивали состояние режиссёра как крайне тяжёлое, ввиду чего подключили к аппарату искусственной вентиляции лёгких. Но спасти мужчину не удалось. Причиной смерти названа сердечная недостаточность.

Последним пристанищем Рязанова стало Новодевичье кладбище, где покоятся люди, внесшие неоценимый вклад в культуру, образование, науку и оборону страны. По словам актера Станислава Садальского, Эмма нарушила последнюю волю Эльдара Александровича: якобы режиссер хотел быть погребенным рядом с могилой Нины Скуйбиной. Вторая жена тоже похоронена на Новодевичьем, но на другом участке.

К третьей годовщине смерти Рязанова на его могиле установлен памятник, выполненный по широко узнаваемому фото, где режиссер сидит верхом на стуле.

Власти Москвы установили памятную табличку на доме, где жил Женя Лукашин, главный герой из «Иронии судьбы». Кроме этого, в столице на Ленинском проспекте работает основанный Эльдаром киноклуб, названный его именем. В состав заведения входят 3 кинозала, театрально-концертная площадка и 4 экспозиции, посвященные создателю, Алле Суриковой, Леониду Гайдаю и Георгию Данелии. Еще в «Эльдаре» есть буфет «Братья Люмьер», ресторан «Жестокий романс» и кафе «Берегись автомобиля».

На родине Эльдара Александровича, в Самаре, в доме по улице Фрунзе открыт музей. Там кинематографист провел первый месяц жизни, и туда же семья вернулась в эвакуацию. На первом этаже восстановлена комната Рязановых, выставлены предметы той эпохи, причем часть подарена друзьями и родственниками мэтра. На втором – экспозиция, посвященная лично режиссеру. На третьем – кинозал на 100 мест и интерьеры снятых Рязановым фильмов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: