Петр Тодоровский

26 августа исполнилось 85 лет кинорежиссеру, кинооператору, сценаристу, актеру и композитору Петру Ефимовичу Тодоровскому. Обычно юбиляры сами рассказывают о своей жизни. «Известия» решили нарушить традицию и обратились к супруге Петра Ефимовича — продюсеру Мире Тодоровской.

Во-первых, они прожили вместе 49 лет, а во-вторых, в отечественном кинопейзаже Мира Григорьевна — сама по себе яркое явление. Компания «Мирабель», которую в 1992 году учредила Мира Григорьевна, произвела восемнадцать фильмов и, естественно, продюсировала фильмы Петра Тодоровского — «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра», «Ретро втроем», «Жизнь забавами полна», «В созвездии Быка», «Риорита». Миру Григорьевну Тодоровскую расспрашивала обозреватель «Известий».

известия: Вас Петр Ефимович увидел на сцене и влюбился. А каким вы его увидели?

мира тодоровская: Он был невероятный красавец. Каждая одесская девушка мечтала познакомиться с кинооператором, лауреатом всесоюзного фестиваля за фильм «Жажда». А еще все знали и любили фильмы «Два Федора», «Весна на Заречной улице», которые он снимал. К тому же Петр Ефимович был не женат, да еще был обладателем однокомнатной квартиры и машины «Москвич». Словом, местная знаменитость, первый парень Одессы. А я была из простой небогатой семьи, не одесситка. Жила в общежитии Института инженеров морского флота, получила диплом инженера-лейтенанта. Случилось так, что Петр Ефимович обратил внимание именно на меня. И с тех пор мы не расстаемся.

и: Ухаживал красиво?

тодоровская: У нас была всего одна неделя для ухаживаний и развития наших отношений. На первое свидание в общежитии он пришел с гитарой. Решил завлечь основательно. Петь-играть у него талант от мамы. И под его песни я, конечно, не устояла. Петр Ефимович тогда готовился ехать в Ленинград — на съемки фильма «Никогда». Это был его режиссерский дебют — совместно с Владимиром Дьяченко. Сначала он предложил мне пожить в его квартире, а на следующий день — и вовсе поехать с ним в экспедицию. Я и поехала. А в Питере мы сыграли свадьбу.

и: Так быстро?

тодоровская: У нас была очень смешная свадьба. Автором сценария фильма «Никогда» был Григорий Поженян. Он нашими с Петей отношениями вначале был недоволен. Как-то в Одессе пытался «клеиться» ко мне на улице, кричал: «Я — член Союза писателей!» Но я была скромной девушкой и отвергла его попытки. А тут он увидел меня рядом с Петей. Тем не менее Гриша организовал нам свадьбу, сказав, что у его друга — фронтовика, драматурга и поэта Александра Володина в Питере есть трехкомнатная квартира, и там хорошо будет гулять. Пришла съемочная группа, кто-то из ленфильмовцев. Прекрасная была свадьба. Небогатая, но очень душевная. Все напились, кто-то подрался — все как надо… В итоге мы подружились с семьей Володина, и Петя для спектакля Товстоногова «Фабричная девчонка» по пьесе Володина напел «Милая моя, взял бы я тебя…» И лишь лет через двадцать пять после той питерской свадьбы мы от Володина узнали, что он не был знаком с Григорием Поженяном. Вот как бывает.

и: Профессия режиссера — сплошные нервы. Режиссеры нервничают всегда — и когда в простое, и когда снимают. Каков в этом отношении Петр Ефимович?

тодоровская: Да, профессия нервная, но Петя отличается от других. Во время съемок он не нервничает, потому что снимать кино — для него счастье. Веселый, обаятельный. На съемочной площадке уверен в себе — всегда знает, какой результат ему нужен, и всегда его получает. «Риориту» он снимал в 2008 году, в возрасте не юношеском. Но на площадке ему невозможно было дать его 83 года. Он помолодел лет на двадцать. И выглядел, и держался, и бегал, и со всеми шутил. И всегда съемочной группе передается его состояние, поэтому работа идет споро, без лишних криков. А актеры так просто влюблены в него.

и: А во время простоя?

тодоровская: Когда не было съемок, он писал. А я читала, правила. Он ведь перед войной успел закончить только девять классов украинской школы. Уже после войны как-то добыл аттестат, но грамотнее от этого не стал, хотя и поступил во ВГИК на операторский. Петр Ефимович для меня уникальный человек. Ведь его после первого курса отчислили за профнепригодность. Но он сумел пересдать экзамен, вернуться, а потом и призы за операторское мастерство получал. Он — самородок. И не скрывает, что понимает свой комплекс: мол, вот Никита и Андрон (Михалков и Кончаловский. — «Известия») в каком поколении интеллигенты? А я — простой парень из деревенской украинской школы…

и: Петр Ефимович и сегодня продолжает писать сценарии?

тодоровская: Да, у него есть история. Военная. Называется «Оглушенные тишиной». Действие происходит 8 мая, во время встречи советских и американских солдат на Эльбе. Он же там был. А сразу по окончании войны, в девятнадцать лет, его назначили комендантом маленького немецкого городка. Что такое сегодня девятнадцать лет? А у него в эти годы уже был колоссальный опыт. Вот об этом фильм. Вообще, все его картины, конечно, отражение его жизни. Но сегодня время такое, что о запуске думать невозможно. А быть в простое очень тяжело. Ему хочется работать. И чтобы хоть как-то заполнить паузу, я придумала один проект. Мы собрали все кассеты с записями Петра Ефимовича. Так появился диск из 25 мелодий. Обычно он играл дуэтом с Сергеем Никитиным, а в этом альбоме он один.

и: Петр Тодоровский — сценарист, режиссер и еще композитор. Для продюсера это экономия или головная боль?

тодоровская: Пожалуй, экономия. Я оплачивала аранжировщика, а композитору уже не платила. Иногда он обижался: мол, где мой гонорар? Я тогда говорила: «Ешь суп, это и есть твой гонорар». Я с Петром Ефимовичем за восемнадцать лет сделала семь фильмов. Так получилось, что, выйдя замуж за режиссера, сама постепенно перешла в кино. Начинала как сценарист научно-популярных фильмов. Деньги были маленькие, но, когда Петр Ефимович не снимал, они были нашим подспорьем.

и: Сегодняшнему поколению трудно поверить в то, что успешный советский режиссер был небогат.

тодоровская: А в те времена почти не было богатых режиссеров. Постановочные зависели от категории фильма, и порой они были совсем небольшие, к тому же не стабильные, не ежегодные. Между фильмами перерывы были по два-три года, а кушать надо было каждый день. Но даже ради денег Петр Ефимович не шел на компромисс и снимал только то, что сам очень хотел. Его, например, долго не запускали с фильмом «Верность», но он сказал, что будет работать только по сценарию Булата Окуджавы. И победил. Но пока он воевал за фильм, мы жили впроголодь, а ведь был уже Валера. С другой стороны, Петр Ефимович и я — из бедных семей. Знали цену хлебу и были неизбалованными. Шесть котлет к обеду на три дня. Ребенок не может прибежать со двора и схватить котлетку на перекус, иначе потом не будет обеда. И Валера все понимал. Наше окружение тоже так жило. Есть деньги — радовались, что-то покупали. Не было их — не страдали.

и: Из фильмов, которые вы сделали вместе, какой у Петра Ефимовича самый любимый?

тодоровская: «Анкор, еще анкор!» и «Военно-полевой роман».

и: Я предполагала, что вы скажете «Интердевочка» — первый продюсерский проект в Советском Союзе. Как вы уговорили Петра Ефимовича снять этот фильм?

тодоровская: Этот фильм я очень люблю. Это мое дитя. А Петра Ефимовича я поймала просто «на слабо». Прочитала повесть Владимира Кунина «Проститутка» и сказала Петру Ефимовичу, что он всю жизнь снимал нежные и трогательные фильмы. А слабо ли ему снять коммерческий фильм? Был 1987 год, в Москве шел международный кинофестиваль. На приеме в шведском посольстве я искала кого-то, кто мог бы стать моим партнером для съемок в Швеции. И ведь нашла! Один парень загорелся — через месяц позвонил и сказал, что нашел двести тысяч долларов. Сложнее было в нашем Госкино. И общественное мнение было против. Письма шли возмущенные: как же так, в Советском Союзе будут снимать фильм о проститутках? Боялись темы, но тут Армен Медведев, тогдашний заместитель председателя Госкино, во всеуслышание сказал: «О чем бы ни снимал Тодоровский, все равно будет лирическая история о любви». Так и получилось.

и: И с этим фильмом закончилась ваша бедность.

тодоровская: А членов съемочной группы на «Мосфильме» завистники рвали на части. Завидовали со страшной силой, так как сумма постановочных в несколько раз превышала обычные. Мы купили дачу. Но для меня работа над «Интердевочкой» запомнилась другим. Госкино не знало тогда такого слова «продюсер», поэтому заявку на съемки я оформляла как член Союза кинематографистов. Выделенные деньги были отправлены на «Мосфильм». И гендиректор киноконцерна Владимир Досталь на мое «я — продюсер фильма» только хмыкнул: «Ну, тогда езжайте в Голливуд» — мол, мы тут сами займемся, без самозванцев. Кто бы мог подумать, что пройдет совсем немного времени, и Владимир Николаевич станет президентом Гильдии продюсеров и будет добиваться, чтобы продюсеров вписали в реестр профессий. А тогда было обидно. Но меня поддержали шведские партнеры, и для них я делала короткую версию.

и: Как проходил отбор актеров?

тодоровская: Было очень смешно. Петр Ефимович исходя из своих деревенских представлений о проститутках искал девушек со статными фигурами — чтобы и грудь была, и попа. Когда я привела ему Елену Яковлеву, в главной роли он ее не увидел. Но Елена оказалась с характером и на пробах доказала, что эта роль — только ее. И он полюбил ее, как актрису, и потом писал для нее роли.

и: У Петра Ефимовича снимались красавицы. Не боялись, что уведут?

тодоровская: Нет, не боялась. Я с ними дружу. Его по праву называют «дамский мастер». Он любит женщин, любит пококетничать. Как посмотрит своими серыми глазами! У него до сих пор ресницы по два сантиметра. Любовь к актрисам всегда выражалась в образах, которые он для них писал. И как раскрывались Галина Польских в «Верности», Людмила Гурченко в «Любимой женщине механика Гаврилова», Инна Чурикова и Наталья Андрейченко в «Военно-полевом романе»! В «Интердевочке» кроме Елены Яковлевой — Ингеборга Дапкунайте, Ирина Розанова и Любовь Полищук. «Анкор, еще анкор!» — опять же Ирина Розанова, Елена Яковлева и Лариса Малеванная. А как ярко сыграла Лариса Удовиченко в фильме «Какая чудная игра»! Мне очень жаль, что этот глубокий фильм не получил внимания, которое заслуживает. А насчет ревности — Петр Ефимович никогда не давал повода. Для него святое — сын Валерий, поэтому семья — тоже святое.

Рекомендуем:  Александр Митта - биография, информация, личная жизнь

и: В следующем году вы будете отмечать золотую свадьбу. Яркое опровержение легких нравов в киномире.

тодоровская: Однажды в него влюбилась по-серьезному совсем молоденькая девушка. Она снималась в картине «Городской романс» и тихо страдала. Зато съемочная группа во время экспедиции начала «варить бульон» и носить сплетни по всей Одессе. Я приехала на съемки, познакомилась с Машей и старалась, чтобы вне съемок она с нами проводила как можно больше времени. Сплетни утихли, а Маша потом вышла замуж за Виталия Соломина.

Очень непростое дело — прожить вместе 49 лет и по-прежнему любить друг друга. Для меня у него нет отрицательных черт. Я все так же вижу в нем мужскую красоту, которая покорила меня в молодости. Он по-прежнему для меня самый музыкальный и самый талантливый. И если мы спорим сегодня, то лишь о еде. Я ему говорю: чем старше человек, тем меньше должен есть. Игорь Моисеев, например, ел как птичка. А Петр Ефимович любит вкусно поесть, но ему нельзя. 

13 ОТВЕТОВ ЮБИЛЯРА

По просьбе «Известий» Петр Ефимович Тодоровский ответил на некоторые пункты анкеты Марселя Пруста.

Достоинство, которое вы больше всего цените в людях?

Порядочность.

Достоинство, которое вы больше всего цените в мужчине?

Цельность.

Достоинство, которое вы больше всего цените в женщине?

Верность.

Ваша отличительная черта?

Скромность.

Недостаток, который вы скорее всего склонны извинить?

Отсутствие воли.

Ваше любимое занятие?

Музицировать.

Ваши любимые поэты?

Александр Пушкин, Давид Самойлов.

Ваш любимый прозаик?

Владимир Войнович.

Ваш любимый цвет?

Белый.

Ваше любимое имя?

Мира.

Ваше любимое блюдо?

Гречневая каша.

Ваше любимое изречение?

Все проходит.

Ваш любимый девиз?

Все проходит. 

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Петр Ефимович Тодоровский родился в городе Бобринец Кировоградской области (Украина). Окончил Саратовское пехотное училище, затем воевал. Победу встретил на Эльбе. В 1954 году завершил обучение на операторском факультете ВГИКа (мастерская Бориса Волчека). Как оператор снял фильмы «Жажда», «Весна на Заречной улице», «Два Федора». В 1962 году дебютировал как режиссер фильма «Никогда». Всего снял семнадцать картин, к тринадцати из них написал сценарии, к восьми сочинил музыку.

В 1996 году стал лауреатом Государственной премии РФ за фильмы «Военно-полевой роман», «Анкор, еще анкор!» и «Какая чудная игра». За выдающийся вклад в отечественный кинематограф был награжден Почетным призом президента России (2000), орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени (2005).

Жена — продюсер и режиссер Мира Тодоровская. Сын Валерий Тодоровский — продюсер, режиссер и сценарист. Внук Петр работает на телевидении, пишет сценарии. Недавно подарил дедушке правнука Илью, названного в честь брата Петра Ефимовича, погибшего на фронте в 1941 году. Внучки — 15-летняя Катя и годовалая Зоя.

Петр Тодоровский сегодня и в 1945 году

«Военно-полевой роман» (в кадре Николай Бурляев и Инна Чурикова) — один из любимых фильмов режиссера

Кадр из фильма «Интердевочка». Супруга режиссера стала первым продюсером в СССР и «взорвала» кинопрокат

Кадр из фильма «Анкор, еще анкор!». Роль Любы Тодоровский специально писал для Ирины Розановой (рядом Евгений Миронов)

Петр Тодоровский — биография, информация, личная жизнь

Биография

О детстве мэтра советской и российской режиссуры Петра Ефимовича Тодоровского известно очень мало ведь он появился на свет в середине трудных для Советского Союза 20-ых годов. Родина мальчика городок Бобринец — центр одноименного района, расположенный в Кировоградской области Украинской ССР.

Его родители — этнические евреи. Петр рос усидчивым, воспитанным мальчиком. Местную девятилетку он закончил без нареканий со стороны учителей. Практически сразу после этого грянула война. Население Бобринца эвакуировали, Тодоровские в этот момент попали в Сталинград. Настало трудное время, которое заставляло детей быстро взрослеть.

Так произошло и с Петром. Вместе с отцом юноша ходил на электростанцию, где они разгружали вагоны с углем. Уже в конце осени 1941 года из-за приближения немцев семья была вынуждена покинуть Сталинград и перебраться в один из колхозов Саратовской области.

В 1943 году Петр Тодоровский вступает в ряды Красной Армии и практически сразу становится курсантом Саратовского военно-пехотного училища. Времени постигать военную науку практически не было и поэтому уже через год юноша отправляется на фронт, где принимает командование над минометным взводом.

Позже военные годы Петр Тодоровский много раз вспоминал в своих интервью, более того, часть его работ в кино так или иначе связана с Великой Отечественной.

На долю молодого парня выпало многое — он воевал на Белорусском фронте, ощутил все опасности и лишения времени, но сумел выжить и в составе 93-го стрелкового полка 76-й стрелковой дивизии 47-й армии даже дошел до Эльбы.

После победы Петр не ушел из армии и продолжил службу в гарнизоне под названием Песочное, что был расквартирован вблизи Костромы. Через три года Петр уволился, стал работать на заводе стеклотары, но главное — наконец закончил школу.

Мечта стать режиссером зародилась у Тодоровского еще в военные годы. Именно тогда он впервые увидел вблизи фронтового оператора и поразился его умению работать с камерой. В 1949 году мечта молодого человека начала становиться реальностью — он поступил во ВГИК на операторский факультет.

Наставником будущего мэтра стал кинорежиссёр, сценарист и оператор Борис Израилевич Волчек. Через положенные пять лет юноша получил диплом и отправился в Одессу, где начал работать на местной киностудии.

Естественно, что сначала Петр Тодоровский попробовал себя как оператор. В 1955 году он участвует в съемках ленты «Молдавские напевы», в 1956 мелодрамы «Весна на Заречной улице» и драмы «Моя дочь», в 1958 снимает ленту «Два Федора» с Василием Шукшиным в главной роли, 1959 год отмечен съемками военно-приключенческого фильма «Жажда».

Только в 1962 году имя Тодоровского можно впервые увидеть в титрах на должности сорежиссера — в паре с Владимиром Дьяченко он снимает фильм «Никогда». С этого момента Петр полностью уходит от работы оператора, далее он становится полноценным режиссером, постановщиком, сценаристом и даже композитором собственных фильмов.

В 1965 году в тандеме с Булатом Окуджава Тодоровский пишет сценарий, а затем снимает свою первую картину «Верность». В ней он рассказал о влюбленных, которых разлучила война. Следующим проектом Петра стала драма «Фокусник», снятая в 1967 году. Ее сюжет об истории дружбы артиста и студентов эффектно дополняется глубокой актерской игрой Зиновия Гердта.

Через четыре года зритель получает возможность увидеть картину Тодоровского «Городской романс», в 1973 году выходит его телевизионный фильм «Своя земля», в 1975 снимается «Последняя жертва», в 1978 драма «В день  праздника», а в 1981 мелодраматическая комедия «Любимая женщина механика Гаврилова» с Людмилой Гурченко и Евгением Евстигнеевым в главных ролях.

Все эти картины принесли Петру Ефимовичу известность на территории Советского Союза, сделали его уважаемым режиссером.

Мировая же известность приходит к Тодоровскому в 1984 году, когда его новая мелодрама «Военно-полевой роман» становится номинантом на главную награду Берлинского кинофестиваля «Золотой медведь». К сожалению, взять статуэтку фильму не удалось, но зато актриса Инна Чурикова удостоилась Серебряного Медведя за лучшую женскую роль в этой картине.

В 1985 году творение Петра Ефимовича Тодоровского снова на устах у кинолюбителей и кинокритиков, ведь «Военно-полевой роман» номинируется на премию «Оскар».

К сожалению, лента не стала лучшим фильмом на иностранном языке, но зато именно в тот момент имя советского режиссера был навсегда вписано в историю одной из самых престижных кинопремий мира.

В 1989 году Петр Тодоровский снимает провокационную картину «Интердевочка», где рассказывается история жизни отдельно взятой валютной проститутки. Ленту посмотрело более 44 миллионов зрителей, многими из которых она любима и по сей день.

В 1993 году Петр Тодоровский впервые получает награду — за фильм «Анкор, еще анкор!» он берет Гран-при фестиваля «Кинотавр».

После этого режиссер снимает еще пять картин, последняя из которых «Риорита» 2008 года, но они на фестивалях не отмечены. При этом сам Тодоровский не раз отмечен различными призами. Если собрать их вместе, то получается внушительный список:

  • Заслуженный деятель искусств Украинской Советской Социалистической Республики, 1967 год;
  • Народный артист РСФСР, 1985 год;
  • Специальный приз президента за выдающийся вклад в развитие российского кино, 2000 год;
  • За вклад в отечественный кинематограф награжден статуэткой «Ника» в номинации «Честь и достоинство», 2004 год;
  • Лауреат российской независимой премии поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф», 2005 год;
  • Золотая медаль премии «Ника», 2012 год.

Не стоит забывать и военное прошлое режиссера. Оно осталось с ним не только как тяжелые воспоминания, но и в качестве наград — медалей и орденов Отечественной войны.

Как уже говорилось выше, Петр Ефимович не только режиссер, который снял семнадцать фильмов. Если рассмотреть его фильмографию подробно, то станет понятно — в качестве сценариста он поучаствовал в создании четырнадцати проектах, как композитор в тринадцати, как актер сам снялся в двух.

Помимо этого, поклонники знают, что Петр Тодоровский очень любил играть на гитаре и петь. В этом амплуа он даже аккомпанировал Владимиру Высоцкому, а также записал в дуэте с исполнителем авторской песни Сергеем Никитиным две пластинки — «Ретро вдвоем» и «Ретро вдвоем-2».

Первый брак мэтра имел место еще до его режиссерской карьеры. Супругой Тодоровского стала невероятная красавица, актриса Надежда Чередниченко. Брак распался через полтора года, после развода пара осталась в теплых и дружеских отношениях.

Рекомендуем:  Оливер Стоун

Второй официальный союз Петра Ефимовича продлился с 1962 года до… его смерти в 2013 году. Супруга Мира Григорьевна оказалась великолепной спутницей жизни для великого режиссера и подарила ему сына Валерия Тодоровского, который пошел по стопам отца. Сейчас Валерий Тодоровский известен как успешный режиссер.

Жизнь Петра Ефимовича Тодоровского оборвалась на 88 году жизни, а именно 24 мая 2013 года — его сердце не смогло оправиться от приступа.

Личная жизнь

Первой супругой именитого деятеля культуры была актриса Надежда Чередниченко. На момент знакомства Петр был никому не известным оператором, а Надежда – артисткой, которую узнавали на улице. Роман развивался стремительно. Через месяц после знакомства молодые люди расписались. Как вспоминает сам режиссер, супружеская жизнь не приносила ему счастье. Молодой студент, который только начинал покорять кинематографический олимп, с самого начала чувствовал себя некомфортно в этих отношениях.

Петр Тодоровский и Надежда Чередниченко

На фоне барышни, у которой, помимо квартиры на Котельнической набережной, машины и дачи в Сухуми, за плечами имелось два брака с людьми, по социальному статусу превосходившими его, Тодоровский просто терялся. В итоге стремление к самореализации взяло верх над желанием построить семью. Союз просуществовал полтора года. Официально пара развелась в 1961 году, сумев сохранить дружеские отношения.

Петр Тодоровский с женой Мирой

Со второй супругой Мирой Григорьевной Петр познакомился в 1962 году. Избранница кинематографиста училась в институте инженеров морского флота и танцевала в студенческом ансамбле, в репертуаре которого была популярнейшая в то время песня Тодоровского «Где ты, где ты, друг любимый мой?». Именно на сцене приехавший на съемки в Одессу Петр и увидел Миру, которая покорила его с первого взгляда. Несмотря на то что привлекательному мужчине выказывали симпатию многие, Тодоровский остановился на прелестной танцовщице, которая впоследствии стала продюсером всех его фильмов.

Петр Тодоровский с женой и сыном

Молодые люди расписались в 1962 году. Организатором свадьбы, проходившей в Ленинграде, стал близкий друг Тодоровского – поэт Григорий Поженян. Семейная жизнь супругов никогда не была рутинной. По темпу она более походила на творческий круговорот безумия. Петр, будучи человеком харизматичным и умным, как магнит притягивал к себе талантливых, идейных людей. Двери их квартиры были открыты и днем и ночью. Частыми гостями в доме были Булат Окуджава, Александр Володин, Василий Шукшин и даже Владимир Высоцкий.

Рождение в мае 1962 года сына Валерия Тодоровского нисколько не остудило пыл жадного до идей Петра. Мира неоднократно рассказывала журналистам, как непросто ей было убаюкать постоянно плачущего Валеру, который, слыша хоровое распевание песен и звонкий смех, доносящийся с кухни, никак не мог успокоиться. Несмотря на периодически возникающие трудности, супруги были счастливы. Стоит отметить, что Петр являлся не единственным добытчиком в семье. Мира также вносила весомый вклад в пополнение совместного бюджета. Жена сценариста ткала, вязала и вышивала, продавая поделки и получая за работу неплохие деньги.

Петр Тодоровский с семьей

Художественный промысел – не единственное занятие, приносившее выручку. После рождения ребенка супруга именитого режиссера начала втягиваться в индустрию кинематографа. Инженерное образование поспособствовало вовлечению деятельной барышни в сферу кино. Известно, что Мира писала сценарии для студии «Киевнаучфильм». Первой работой, где она дебютировала в качестве продюсера, стала картина Тодоровского «Интердевочка». Мира стала для Тодоровского и музой, и другом, и женой, и коллегой. Только смерть Петра поставила точку в их полувековой истории любви.

Детство и юность

26 августа 1925 года у Ефима Тодоровского и его жены родился сын, которого назвали Петром. Семейство проживало в городе Бобринце (Кировоградская область Украины). Во время Второй мировой войны родители будущего режиссера перебрались в Сталинград, где Петр и его отец некоторое время трудились разгрузчиками угля на местной электростанции.

Петр Тодоровский

После смещения линии фронта на восток семья Тодоровского вновь переехала, на этот раз в деревню Песчаный Мар (Саратовская область). В 1943 году Петр стал курсантом Саратовского военного училища, а уже год спустя в качестве командира минометного взвода отправился в Беларусь, где впоследствии участвовал в ряде боевых операций. В составе Красной армии Петр дошел до Эльбы, но после полученного во время боя ранения был отправлен за линию фронта.

Петр Тодоровский в молодости

После окончания Второй мировой Тодоровский непродолжительное время служил офицером в Костромском гарнизоне, а после демобилизации пошел трудиться на завод стеклотары, где проработал полгода. В 1949 году будущий режиссер поступил на операторский факультет московского ВГИКа. Учебное заведение Петр окончил в 1954 году, после чего на протяжении 10 лет работал на Одесской киностудии.

Петр Ефимович Тодоровский

Петр Ефимович Тодоровский. Родился 26 августа 1925 года в Бобринце (Зиновьевский округ, УССР, ныне Кировоградская область) — умер 24 мая 2013 года в Москве. Советский и российский кинорежиссер, кинооператор, сценарист, актер, композитор. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1967). Народный артист РСФСР. Номинант на премию «Оскар» (1985).

Петр Тодоровский родился 26 августа 1925 года в городке Бобринец (Зиновьевский округ, УССР, ныне Кировоградская область Украины) в еврейской семье.

Отец — Ефим Гильевич Тодоровский.

Мать — Розалия Цалевна Островская.

В Бобринце окончил 9 классов средней школы.

После начала Великой Отечественной войны вместе с родителями эвакуировался в Сталинград, где работал с отцом разгрузчиком угля на электростанции. В ноябре 1941 года семья перебралась в колхоз Песчаный Мар Новоузенского района Саратовской области, где он работал около двух лет.

С апреля 1943 года — в рядах Красной армии. Он вспоминал: «Война — это моя молодость, это самые яркие впечатления, которые остались. Я попал на фронт в 1944-м. А в 1943-м пошел в Саратовское военно-пехотное училище. Оно было шестимесячным. Один взвод из всего училища послали пилить дрова для Приволжского военного округа. А в училище три тысячи курсантов. И мы целый месяц на острове пилим деревья, а когда возвращаемся — ни одного человека. Все училище по тревоге подняли — и на Курскую дугу. Там была мясорубка. Больше никого я не встретил потом. А мы спаслись…».

Летом 1943-го стал курсантом Саратовского военно-пехотного училища, с августа 1944 года — командир миномётного взвода во 2-м батальоне 93-го стрелкового полка 76 сд, входившей в состав 125 ск 47-й армии 1-го Белорусского фронта. На фронте вступил в ряды ВКП(б).

Принимал участие в освобождении Варшавы, Быдгоща, Щецина и взятии Берлина. Закончил войну лейтенантом у Шёнхаузена на Эльбе. Был ранен, контужен. Награждён орденами Отечественной войны І и ІІ степеней, медалями.

Петр Тодоровский в молодости

Именно на фронте у него и появилась мечта снимать кино. Он рассказывал: «Дело было в Германии. Мы шли после тяжелых боев, грязные, уставшие, легко раненные тоже среди нас. И я увидел кинооператора, он снимал проходящих ребят. И подумал, что эти лица сохранятся. И еще подумал, что, если останусь живым, попытаюсь стать кинооператором. Хотя совершенно не был подготовлен. До войны только-только начал заниматься фотографией. Девять классов школы, училище, армия. Десятый класс оканчивал после войны».

После войны до 1949 года служил в военном гарнизоне Песочное под Костромой. После увольнения в запас работал на заводе стеклотары и одновременно получил аттестат зрелости.

В 1949 году поступил и в 1954 году окончил операторский факультет ВГИКа , мастерская Б.И. Волчека.

Дебютировал в качестве кинооператора в фильме «Молдавские напевы» (1955) на Кишинёвской киностудии хроникальных и документальных фильмов, где также работал оператором хроники для киножурнала «Советская Молдавия» (1954-1955).

С 1955 года около десяти лет работал оператором на Одесской киностудии.

В 1956 году был оператором знаменитого фильма «Весна на Заречной улице», снятого режиссёрами Феликсом Миронером и Марленом Хуциевым.

Сыграл несколько ролей как актер. Самая известная — старший лейтенант Владимир Яковенко в военной драме «Был месяц май».

Петр Тодоровский в фильме «Был месяц май»

Самоучкой пришёл в режиссуру, чтобы снимать свое кино. В нем открылись многие дарования: драматурга, композитора, и, главное, режиссёра.

Свой первый фильм — психологическую социальную драму «Никогда» — представил в 1962 году вместе с режиссёром Владимиром Дьяченко. Далее были ленты «Верность», «Фокусник», «Городской романс», «Своя земля», «Последняя жертва», «В день праздника», «Любимая женщина механика Гаврилова».

По-настоящему всемирное признание пришло к нему в 1983 году, когда он поставил свою легендарную картину «Военно-полевой роман», выдвинутую на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

В 1989 году представил другой свой легендарный фильм — «Интердевочка» по одноимённой повести Владимира Кунина. Первая отечественная лента о представительницах древнейшей профессии. Картина стала одной из самых популярных фильмов времён перестройки и лидером советского проката 1989 года.

Петр Тодоровский и Елена Яковлева на съемках фильма «Интердевочка»

В 1990-е снял ленты «Анкор, ещё анкор!», «Какая чудная игра», «Ретро втроём».

В 2000-е поставил фильмы «Жизнь забавами полна», «В созвездии Быка», «Риорита».

В 2004 году по мотивам автобиографической повести Петра Тодоровского «Вспоминай — не вспоминай. (Лучшие годы нашей жизни)» был снят телевизионный сериал «Курсанты» режиссёра А. Кавуна, впервые в истории российского телевидения номинированный на премию «Emmy International».

Петр Тодоровский был блестящим гитаристом, несмотря на то, что плохо слышал на одно ухо. Выступал как композитор и автор песен к ряду фильмов. Иногда аккомпанировал Владимиру Высоцкому при записях его песен.

Смерть Петра Тодоровского

Петр Тодоровский страдал ишемической болезнью сердца, и она постоянно давала о себе знать. В 2013 году проблемы со здоровьем у него начались 5 апреля, когда режиссер почувствовал себя неважно. В больнице города Троицка, рядом с которым жила семья Тодоровского, врачи установили: у режиссера — стенокардия, обусловленная атеросклерозом сосудов. Назначили терапию. После лечения Петр Ефимович почувствовал себя лучше и отправился домой. Но через пару недель развилась пневмония, поднялась температура, что спровоцировало новый приступ. Родные решили, что лучше, чтобы Тодоровский подлечился в Бакулевке, тем более что директор Центра сердечно-сосудистой хирургии Лео Бокерия — его старый друг. По словам вдовы Миры Григорьевны, Петр Ефимович тогда пришел в себя, но состояние его резко ухудшилось 24 мая с утра. Тодоровского перевели в реанимацию, но спасти не смогли — развилась острая сердечная недостаточность.

Рекомендуем:  Илья Найшуллер - биография, информация, личная жизнь

Умер 24 мая 2013 года в московской больнице от острой сердечной недостаточности.

«Перед смертью он не произносил никаких завещаний потомкам — это не в его характере. Он жил, любил, работал, думал, создавал», — рассказывала его вдова Мира Григорьевна.

Прощание с режиссёром прошло 28 мая в Большом зале Дома кино. Похоронен на Новодевичьем кладбище (10 уч).

Актриса Инна Чурикова отмечала: «Он нашел меня, а я нашла его, просто я была в него влюблена как в человека и как в режиссера, для меня это были светлые минуты, когда я снималась в «Военно-полевом романе». Он удивительный — прошел войну, он знает жизнь и цену жизни. Знал… А режиссер он удивительный, чувствующий правду, любящий человека, знающий человека. У Петра самая светлая и нежная душа, и он был мне очень близок — мы с ним существовали на одной волне. Работать с ним было очень легко. Он не носился с собой, он не был важным».

Актриса Елена Яковлева говорила: «А он всегда был моим любимым режиссером. И мне безумно нравился его «Военно-полевой роман», после которого я мечтала сняться у Тодоровского хотя бы раз в жизни в любой роли… Мне повезло — я стала талисманом Петра Ефимовича. В каждой картине он находил для меня пусть малюсенькую роль. Жизнь прожита… И сейчас, оценивая ее, я могу сказать, что самое счастливое, что со мной случилось в кино, — это Тодоровский. Так было приятно и талантливо с ним работать. И боже мой, как его все любили, как его все боготворили… «Интердевочка» снималась в сложное время. Постоянно чего-то не хватало: то пленки, то еще чего-то. Но на съемочной площадке все пытались сделать так, чтобы Петр Ефимович не расстроился. Тодоровский — такой большой человек, такой многогранный, такой талантливый…».

Петр Тодоровский

Рост Петра Тодоровского: 168 сантиметров.

Личная жизнь Петра Тодоровского:

Дважды был женат.

Первая жена — актриса Надежда Чередниченко. Брак распался в 1961 году.

Петр Тодоровский и Надежда Чередниченко

Вторая жена — Мира Григорьевна Тодоровская (род. 30 июля 1933 года), продюсер. Были женаты с 1962 года.

В браке 8 мая 1962 года родился сын Валерий Тодоровский, режиссёр.

Внук — Пётр Валерьевич Тодоровский (1986 г.р.), журналист, режиссёр.

Петр Тодоровский с женой Мирой и сыном Валерием

Фильмография Петра Тодоровского:

1970 — Был месяц май — Владимир Яковенко, старший лейтенант 1977 — Трясина — эпизод 1984 — Мои современники (документальный) 1996 — Жизнь замечательных людей. Зиновий Гердт. Зяма. (документальный) 2000 — Чтобы помнили. Олег Борисов (документальный) 2003 — Кино, которое было. Марлен. Прощание с шестидесятыми (документальный) 2004 — Курсанты — местный житель 2005 — Как уходили кумиры. Зиновий Гердт (документальный) 2005 — Как уходили кумиры. Нинель Мышкова (документальный) 2006 — Правдивая история киномузыки (документальный) 2006 — Арбатский романс (документальный) 2006 — Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя — эпизод 2007 — Фильм про фильм. Весна на Заречной улице. Неоконченный рассказ… (документальный) 2009 — Монолог в четырёх частях. Пётр Тодоровский (документальный) 2010 — Ингеборга Дапкунайте. Без комплексов и вредных привычек (документальный) 2011 — Три жизни Евгения Евстигнеева (документальный) 2011 — Олег Митяев. «Фантазии завтрашнего дня» (документальный) 2011 — Елена Яковлева. ИнтерЛеночка (документальный)

Режиссерские работы Петра Тодоровского:

1962 — Никогда 1965 — Верность 1967 — Фокусник 1970 — Городской романс 1973 — Своя земля 1975 — Последняя жертва 1978 — В день праздника 1981 — Любимая женщина механика Гаврилова 1983 — Военно-полевой роман 1986 — По главной улице с оркестром 1989 — Интердевочка 1992 — Анкор, ещё анкор 1995 — Какая чудная игра 1998 — Ретро втроём 2001 — Жизнь забавами полна 2003 — В созвездии быка 2008 — Риорита

Сценарии Петра Тодоровского:

1965 — Верность 1970 — Городской романс 1975 — Последняя жертва 1978 — В день праздника 1983 — Военно-полевой роман 1986 — По главной улице с оркестром 1989 — Интердевочка 1992 — Анкор, ещё анкор 1995 — Какая чудная игра 1998 — Ретро втроём 2001 — Жизнь забавами полна 2003 — Личная жизнь официальных людей 2003 — В созвездии быка 2008 — Риорита 2015 — В далёком сорок пятом… Встречи на Эльбе

Операторские работы Петра Тодоровского:

1955 — Молдавские напевы (Melodii moldoveneşti) 1956 — Весна на Заречной улице 1956 — Моя дочь 1958 — Два Фёдора 1959 — Жажда 1962 — Никогда

Работы Петра Тодоровского как композитора:

1960 — Сильнее урагана — песня «Чужие волны плещут у руля…» (слова — Г.Поженян) 1965 — Над нами Южный крест — автор музыки к песне на стихи Г.Поженяна 1983 — Военно-полевой роман 1986 — По главной улице с оркестром 1992 — Анкор, ещё анкор 1995 — Какая чудная игра 1999 — Пришельцам новым (документальный) 2001 — Праздник 2001 — Жизнь забавами полна 2003 — Личная жизнь официальных людей 2003 — В созвездии быка 2008 — Риорита 2009 — Монолог в четырёх частях. Пётр Тодоровский (документальный) 2015 — В далёком сорок пятом… Встречи на Эльбе

Вокал Петра Тодоровского в кино:

1965 — Рабочий посёлок — текст песни Г.Шпаликова (нет в титрах) 1974 — Вылет задерживается 2001 — Жизнь забавами полна — песня «Нужно чтоб кто-то кого-то любил…»

Призы и награды Петра Тодоровского:

— Два ордена Отечественной войны I степени (1945, 1985 гг.); — Орден Отечественной войны II степени (1945 г.); — Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени — за выдающийся вклад в развитие отечественного кинематографа и многолетнюю творческую деятельность (31 декабря 2005); — Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (26 августа 2000) — за большой личный вклад в развитие киноискусства; — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени — за заслуги перед государством и успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами (11 августа 1995); — Лауреат премии «Золотой Овен» (1995, за гуманизм творчества); — Лауреат Государственной премии РФ (1996, за фильмы «Военно-полевой роман», «Анкор, ещё Анкор!» и «Какая чудная игра»); — Премия II-го Всесоюзного кинофестиваля за фильм «Верность» (Киев, 1966 год); — Премия «Опера-прима» за лучшую первую режиссерскую работу, фильм «Верность» (МКФ в Венеции, 1965 год).

Загрузка…

Фильмография Петра Тодоровского

Год Фильм
1962 Никогда
1965 Верность
1967 Фокусник
1970

Городской романс

1973 Своя земля
1976

Последняя жертва

1978

В день праздника

1981

Любимая женщина механика Гаврилова

1983

Военно-полевой роман

1986

По главной улице с оркестром

1989 Интердевочка
1992

Анкор, ещё анкор!

1995

Какая чудная игра

1997 Ретро втроём
2001

Жизнь забавами полна

2003

В созвездии Быка

2008 Риорита

Фильмы

Режиссерским дебютом Петра Тодоровского стал фильм «Верность» (1964 год), после чего он снял картины «Фокусник» (1967 год), «Городской романс» (1969 год), «Своя земля» (1973 год), «Последняя жертва» (1975 год) и «В день праздника» (1978 год).

Режиссер Петр Тодоровский

В 1970 году Тодоровский дебютировал как актер, сыграв одну из главных ролей в фильме Марлена Хуциева «Был месяц май». За основу сценария был взят рассказ Григория Бакланова «Почем фунт лиха». Особенностью киноленты было полное отсутствие игрового фона. Благодаря этой хитрости грань между главными и второстепенными героями стиралась, и зритель мог захватить все аспекты межличностных отношений героев, не оставив никого без внимания.

Петр Тодоровский в фильме «Был месяц май»

В 80-ых Тодоровский выпустил в свет картины, ставшие классикой отечественного кинематографа. 8 марта 1982 года состоялась премьера фильма «Любимая женщина механика Гаврилова». День для премьеры был выбран неслучайно: картина, ориентированная преимущественно на женский пол, рассказывала о выстраданном, хрупком женском счастье. Прекрасно исполнившая главную роль Людмила Гурченко рассказывала, что в работе над фильмом ей нравилось, что ее персонажа не нужно обыгрывать словами, мимикой и жестами. Его необходимо было чувствовать.

Людмила Гурченко в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова»

В 1983 году на большие экраны вышла драма «Военно-полевой роман». Фильм, повествующий о первой любви и ее отголосках в жизни главного героя, собрал призы на фестивалях в Жданове, Берлине, Киеве и Праге, а также стал лауреатом «Оскара» в номинации «Лучший иностранный фильм» (1984 год).

Наталья Андрейченко в фильме Петра Тодоровского «Военно-полевой роман»

Кинолента «По главной улице с оркестром» (1986 год) давала зрителю возможность увидеть незримый для глаза процесс выбора. Главный герой фильма в один прекрасный день осознал, что ходить по кругу, циклично выполняя одни и те же действия, он больше не хочет. Уже немолодой бунтарь увольняется с работы и уходит от жены, доказывая, что человек вне зависимости от возраста, семейного и социального положения в любой момент может начать жизнь с чистого листа.

Елена Яковлева в фильме Петра Тодоровского «Интердевочка»

Звездный путь одной из самых ярких актрис современности Елены Яковлевой начался после выхода в 1989 году на перестроечные экраны фильма Тодоровского «Интердевочка». В ленте, разрушившей закостенелый стереотип о том, что в СССР секса нет, рассказывалась история обычной ничем на первый взгляд не примечательной девушки Тани Зайцевой, которая днем работала медсестрой, а вечером превращалась в ночную бабочку.

Петр Тодоровский и актерский состав фильма «Анкор, еще анкор!»

Последующие кинокартины Тодоровского – «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра» и «Ретро втроем» – также пришлись по нраву зрителям. По биографической повести Петра «Вспоминай, не вспоминай» был снят сериал «Курсанты», который вышел на большие экраны в 2004 году. В середине 2000-х фильмография кинематографиста пополнилась работами «Риорита», «Последний забой», «Тиски» и «Стиляга».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: