Акира Куросава

Для европейского зрителя японское кино связано прежде всего с именем его ведущего режиссера Акиры Куросавы. Еще в 1950 году своим фильмом «Расемон» по рассказам Акутагава Рюноскэ он представил зрителям Европы и Америки национальное кино Японии. Тогда же Куросава был удостоен главной премии международного кинофестиваля в Венеции и высшей американской премии «Оскар».

В то же время Акира показал, что является режиссером мирового класса, так как в своем творчестве использовал не столько японский опыт, сколько достижения мирового киноискусства.

Впрочем, на родине в Японии режиссера упрекали в излишнем иностранном влиянии уже с первого фильма «Сугата Сангиро» об истории дзюдо, снятого им в 1943 году по собственному сценарию.

Однако речь скорее следует вести о том, что талантливый режиссер творчески осваивал опыт всего мирового кинематографа. В равной степени Акира Куросава увлекался и русской литературой, особенно ему нравились произведения Достоевского.

Он получил неплохое образование, учился в Академии изящных искусств. В 1929 году участвовал в деятельности Ассоциации пролетарского искусства Японии. Политические взгляды Куросавы впоследствии скажутся в том, что свои фильмы он посвящает острым социальным проблемам и показывает яркие, исключительные характеры.

Работать в кино он начал с 1936 года. Акира Куросава прошел ассистентскую школу у режиссера Кадзиро Ямато, а в 1941 году закончил его фильм «Лошадь».

С середины сороковых годов Куросава начал работать самостоятельно и в течение нескольких десятилетий почти каждый год снимает по новому фильму. Первые его ленты были посвящены современным темам: «Самые красивые» — о жизни девушек, работавших на военных заводах, «Люди, творящие завтра». Демократические устремления Акиры Куросавы отразились в фильмах «Я не жалею о своей юности» (1946) и «Великолепное воскресенье» (1947).

Своеобразным выражением взглядов художника стал и его фильм «Пьяный ангел» (1948), где он воплотил идею необходимости творить добро, жить для людей. В этом фильме снялся замечательный актер Тосиро Мифунэ, с которым режиссер сотрудничал многие годы. Подобным же сочувствием к людям пронизан и фильм «Жить» (1952), удостоенный приза международного кинофестиваля в Берлине.

Однако всемирную славу Акире Куросаве принесли его фильмы, которые называли «восточными вестернами». Первым из них стал фильм о борцах дзюдо — «Сугато Сангиро» (продолжение появилось в 1945 году), потом появился фильм «Мужчины, идущие по следу тигра». И, наконец, вершиной творческих поисков режиссера стал фильм «Семь самураев», снятый по средневековой японской повести.

Действие этих фильмов происходит в самые напряженные и драматические периоды феодальной истории Японии. Однако Куросава попытался по-новому представить традиционный жанр японского кино «кэнгэки» об эпохе самураев. Режиссера интересует не только само действие, где герои эффектно сражаются на мечах, а глубокая нравственная философия, причины, побуждающие людей взяться за оружие. Кроме того, Акира Куросава всегда этнографически точен в своих фильмах, тщательно и последовательно воссоздавая быт и обычаи давно минувших времен.

Правда, иногда он обращался к популярному жанру «кэнгэки» и ради чисто коммерческого успеха. Примером тому стал его фильм « Трое негодяев в скрытой крепости», снятый в 1958 году, фильм 1961 года «Телохранитель» и «Цубаки Сандзюро», поставленный в 1962 году.

Интересно, как Куросава подходил к экранизации европейской классики. Сохраняя идею первоисточника, он переносил события на японскую почву. Так, в фильме «Идиот» (1951) по Достоевскому события разворачиваются в послевоенной Японии, а трагедия Шекспира «Макбет» происходит в средневековой Японии в пору междоусобиц, отсюда легко выявляется смысл его символического названия — «Замок паутины».

Акира Куросава снимал и современную русскую классику. В 1957 году он поставил фильм по пьесе М.Горького «На дне». В 1975 году режиссер приезжал в Советский Союз, где в течение года снимал фильм по книге Владимира Арсеньева «Дерсу Узала», за который также получил премию «Оскар».

Рекомендуем:  Ольга Дыховичная: "Когда я чего-то боюсь, это точно нужно сделать"

Акира Куросава еще не раз сотрудничал с русскими режиссерами. В свое время он собирался делать фильм по своему сценарию в Голливуде. Однако замысел его фильма «Стремительный поезд» оказался нереализованным из-за разногласий режиссера с фирмой. Однако этот сюжет, основанный на реальном происшествии, привлек внимание русского режиссера А. Кончаловского, и он снял свой вариант фильма по сценарию Куросавы, изменив лишь его название на «Поезд-беглец» . Всего же по сценарию Акиры Куросавы разные режиссеры сняли более 20 фильмов.

В мировом кинематографе трудно найти другого режиссера, который получил столько международных наград, почти на всех европейских кинофестивалях. В 1982 году Акира Куросава был удостоен международной юбилейной премии кинофестиваля в Венеции. Но вершиной его признания явилась премия «Оскар» 1990 года за уникальный вклад в историю мирового кинематографа.

Фильмы

Творческая биография Акиры Куросавы развивалась неспешно. Куросава присматривался к работе знаменитых японских режиссеров и все больше понимал, что хотел бы оказаться на их месте. Но начал Куросава деятельность в кино не как режиссер, а как сценарист.

Кадр из фильма «Пьяный ангел»

Дебютная картина Акиры Куросавы называлась «Лошадь». Успеха эта картина не имела, зато позволила начинающему режиссеру «набить руку». Фильм «Легенда о великом мастере дзюдо» (или «Гений дзюдо»), вышедший 2 года спустя, оказался более удачным. На молодого мастера обратили внимание критики. Картина о боевых искусствах, показывающая историю дзюдо в конце 19-го века, получила и зрительское признание. Через пару лет режиссер даже снял продолжение этого фильма.

Каждый следующий фильм Акиры оказывался более успешным, чем предыдущий. После окончания войны, в 1948 году, Куросава подарил зрителям драматическую картину «Пьяный ангел». Главного героя – врача, который пытается спасти гангстера от тяжелой болезни, сыграл Тоширо Мифуне. На тот момент Мифуне был малоизвестным актером. Можно сказать, что Куросава открыл эту звезду зрителям. Впоследствии Мифуне снялся в 15-ти лентах знаменитого режиссера и стал самой яркой звездой кинематографа Поднебесной.

Кадр из фильма «Расемон»

Слава обрушилась на Акиру Куросаву в 1950 году. В этом году на экраны вышел первый шедевр режиссера – картина «Расемон». Это экранизация, для которой был подобран действительно хороший исходный материал – рассказ Рюноскэ Акутагавы, живого (на тот момент) классика японской литературы, «В чаще». При этом другой рассказ писателя «Ворота Расемон» в сценарии фильма не используется, но в картине видно атмосферные параллели с этим произведением.

Фильм снят в популярном жанре японского кино «дзидайгэки» — фильм о самураях времен феодальной Японии. Но при таком жанре и стилистике режиссер смог сделать картину интернациональной и возможной для восприятия зрителями и за пределами родной страны режиссера.

Кадр из фильма «Жить»

Этот проект принес Куросаве первую престижную награду – «Золотого льва» на Венецианском фестивале кино. Фильм оказался популярным на западном рынке и принес огромные кассовые сборы.

Влияние отца проявилось в творчестве Акиры Куросавы в 1950-х годах. Еще в детстве режиссера потомок самурая Исаму Куросава привил сыну любовь к шедеврам мировой литературы, часть которых имели российское происхождение. В 1951 году на экраны вышел фильм «Идиот» по одноименному роману российского гения Федора Достоевского. Правда, режиссер изменил сюжетную линию и перенес действие картины на Хоккайдо.

Кадр из фильма «На дне»

В 1952 году Куросава вновь обращается к русской классике и снимает философский драматический фильм под названием «Жить», основанный на повести «Смерть Ивана Ильича» Льва Николаевича Толстого. Действие фильма также перенесено в Японию и фокусируется на токийском бюрократе.

Рекомендуем:  Тигран Кеосаян - биография, информация, личная жизнь

Дуновение российской классики отобразилось на еще одном шедевре Куросавы. В 1957 году режиссер снял фильм «На дне». В основу картины легло одноименное произведение Максима Горького. Правда, Акира Куросава в собственном авторском «прочтении» сделал фильм несколько ироничным.

Кадр из фильма «Семь самураев»

В 1954 году вышел непревзойденный шедевр «Семь самураев». Как и «Расемон», этот фильм показывает сюжет о самураях и относится к жанру «дзидайгэки», но в новой картине мастер кино еще дальше продвинулся по пути слияния восточного и западного кинематографа. Главным достижением Акиры Куросавы, которое и превратило фильм «Семь самураев» в легенду, стало стирание границ использования наработок западной и восточной кинематографических традиций, а также переплетение элементов и архетипов, типичных для высокой и поп-культуры.

70-ые годы оказались крайне сложными в жизни гениального режиссера. Как ни странно, на родине Куросава не мог похвастаться популярностью. Акиру носили на руках на Западе, но в Японии у него начался кризис с финансированием фильмов, принесших славу как режиссеру, так и родной стране Куросавы. По этой причине режиссер едва не покончил жизнь самоубийством.

Кадр из фильма «Дерсу Узала»

Один из шедевров Куросавы увидел свет благодаря российской киностудии «Мосфильм», на базе которой режиссеру позволили снять картину. Картина называлась «Дерсу Узала» и стала первой работой создателя не на японском языке. Фильм удостоился главной награды международного фестиваля в Москве и получил 2 статуэтки «Оскар».

Из последних фильмов мастера, получивших мировое признание, выделяются проекты «Кагемуся: Тень воина» и «Ран». Это две самурайские эпопеи. Под финал творческой жизни Куросава снял две знаменитые драмы — «Августовская рапсодия» и «Еще нет». Последняя картина увидела свет в 1993 году. Названные фильмы были номинированы на «Оскар».

До войны

Акира Куросава родился в Токио 23 марта 1910 года.Его зажиточная семья может проследить его происхождение еще в 11 веке, и молодого Куросаву рано научили, что он является потомком самурая. Но, несмотря на это уважаемое, явно японское происхождение, отец Куросавы считал, что он и его братья и сестры также должны быть знакомы с западной культурой, поэтому он часто брал их на просмотр фильмов.

Первоначально Куросава оказался увлеченным искусством; после окончания средней школы учился в дошишской школе западной живописи. Однако в 1936 году его заявка на работу в киностудии Photo Chemical Laboratories привлекла внимание Каджир Ямамото, одного из крупнейших в то время режиссеров Японии, который настаивал на найме Куросавы. Работал помощником директора в течение следующих семи лет,Куросава снял около 24 фильмов с Ямамото и другими режиссерами и узнал, в частности, о важности умения написать хороший сценарий.

«Телохранитель»

Еще один фильм Куросавы о нелегкой самурайской судьбе. В «Семи самураях» режиссер рассказывает об их жизни в рамках строгой кастовой системы, где своей главной целью они видят не зарабатывание денег, а исполнение долга. В «Телохранителе» же главным героем становится одинокий бунтарь, верный только себе самому.

После падения Сёгуната Токугава в эпоху Эдо одинокие самураи разбредаются по городам и весям в поисках работы. Один из них, безымянный ронин в исполнении Тосиро Мифунэ, приходит в город, где воюют два клана. Он решает занять срединную позицию, водя обе враждующие стороны за нос. «В этом городе мне заплатят за убийство. И этому городу было бы лучше, если бы все они были мертвы», — отмечает герой. Надо сказать, что там действительно нет ни одного приятного персонажа, более того, они сами не прочь убить самурая, чтобы не платить за его дорогие услуги. 

Рекомендуем:  Борис Грачевский — биография, «Ералаш», личная жизнь, фото

Биография

Акира Куросава – культовый японский кинорежиссер, которого называют наиболее влиятельным режиссером в истории кино. Акира Куросава стал классиком как кинематографа Японии, так и мирового кино, причем за пределами родной страны мастер кино получил даже большее признание, чем в родной стране. Парадоксально, но наиболее сильное влияние наработки режиссера оказали на вестерны, специфический для США жанр.

Знаменитый мастер кино снял 30 картин за 57 лет работы, в наиболее плодотворные годы проходили премьеры сразу двух фильмов за год.

Кинорежиссер Акира Куросава

Один из самых влиятельных мировых режиссеров Акира Куросава родился в марте 1910 года в Токио. Акира рос младшим из 8-ми детей школьного директора Исаму Куросавы. Род именитого режиссера по линии отца имел самурайское происхождение. Влияние на воспитание сына имел отец. Он привил детям любовь к литературе и открыл мир кино. Исаму старался, чтобы потомки хорошо знали как японскую, так и другие культуры мира.

Акира Куросава проявлял различные таланты уже в детстве. Акира прекрасно рисовал, одну из удачных картин будущего режиссера даже приняли на престижную выставку «Ника-тэн». На тот момент Куросаве-младшему исполнилось 18 лет. Успех художественного начинания подтолкнул 18-летнего юношу к поступлению в художественный колледж. Но попытка оказалась неудачной. Расстроенный Куросава длительное время искал себя. Когда молодому человеку исполнилось 26 лет, Куросава устроился ассистентом режиссера, работавшего на престижной киностудии.

Воскресение

На грани Уходя в неизвестность, к Куросаве обратилась российская продюсерская компания, чтобы сделать эпический приключенческий фильм Дерсу Узала про отшельника. Снятая на месте в Сибири и премьера в 1975 году, международная аудитория с энтузиазмом получила фильм. Однако производство сказалось на здоровье Куросавы. Хотя ему было все труднее завоевывать поддержку своих проектов, Куросава продолжал прилагать усилия, чтобы донести свое видение до экрана.

Несмотря на то, что Куросава внес вклад в мир кино,уместно, что его глубокое влияние когда-нибудь возместится. В конце 70-х годов поклонник Куросавы Джордж Лукас использовал свой огромный успех в «Звездных войнах», чтобы вывести на борт Фрэнсиса Форда Копполу и Фокса двадцатого века, чтобы создать Кагемушу, средневековую историю самураев с эпическими пропорциями. Выпущенный в 1980 году, он получил Гран-при в Каннах и был номинирован на лучший фильм на иностранных языках на церемонии вручения премии Оскар. Воодушевленный успехом Кагемуша, Куросава продолжил его в 1985 году с Раном, его самурайской адаптацией Короля Лира Шекспира.

«Дерсу Узала»

Фильм создавался в один из самых непростых периодов жизни режиссера. Он вернулся в родную Японию после неудачных попыток начать карьеру в Голливуде. Из-за постоянных задержек в производстве и полного непонимания между японцем и американскими студиями ему не удалось завершить ни один из начатых им проектов: «Поезд-беглец» был через много лет снят Андреем Кончаловским, хотя от сценария Куросавы там в итоге мало что осталось, а «Тора! Тора! Тора!» про атаку японцев на Перл-Харбор во время Второй мировой войны — японскими режиссерами Киндзи Фукусаку и Тосио Масудой.

Кажется, что Джордж Лукас вдохновлялся не только фильмом «Три негодяя в скрытой крепости», но и «Дерсу Узала». Уж больно сцена спасения Арсеньева охотником от снежной бури похожа на сцену спасения Люка Скайуокера Ханом Соло в снежной пустыне на планете Хота. Также бытует мнение (хотя подтверждения ему нет), что Дерсу Узала является прототипом одного из самых популярных киноперсонажей современности — мастера Йоды. 

«Дерсу Узала» стал первым иноязычным фильмом Куросавы и принес Советскому Союзу премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: