Алексей Учитель

Алексей Ефимович Учитель — советский и российский кинорежиссёр, народный артист Российской Федерации (2002), художественный руководитель киностудии «Рок». Снял фильмы: «Прогулка», «Космос как предчувствие», «Дневник его жены», «Край» и другие.

Детство и образование Алексея Учителя

Алексей Учитель родился 31 августа 1951 года в Ленинграде в семье деятелей культуры.

Отец Алексея — Ефим Юльевич Учитель (1913−1988), советский оператор, режиссёр, народный артист СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР. Он запечатлел 900 дней блокады Ленинграда.

Мать Алексея — Войцеховская Нина Константиновна (1922−1995) была редактором издательства «Искусство», выпускала книги о театре. Алексей вспоминал, что его мать была красавицей, натуральной блондинкой. Кроме того, все приятели Учителя любили ее и делились всем, когда приходили в гости.

С раннего детства Алексей наблюдал за работой отца. Ефим Учитель, часто говорил сыну: «Ты не можешь снять хорошее кино, если не любишь своего героя». Именно Учитель-старший привил сыну любовь к документальному кино.

В семилетнем возрасте родители привели Алексея в кинокружок Дворца пионеров. А потом Алексей Учитель увлекся фотографией. Он ходил по ленинградским улицам с фотоаппаратом «Смена» и снимал городские пейзажи.

Однако вскоре Алексей забросил фотографию и стал заниматься спортом. Он играл в футбол, гандбол (входил в школьную сборную), занимался фехтованием и боксом. Алексей Учитель делился воспоминаниями на проекте «Отцы и дети» (ведущие — Фёкла Толстая и Михаил Козырев): «Я в 10 лет пошел в секцию бокса, скрыв от родителей. В первом спарринге мне поставили кого-то постарше, и я получил в ухо. У меня полилась ручьём кровь, естественно, когда меня привели домой перевязанного и прочее, бокса я больше не увидел».

В 1968 году Алексей Учитель окончил школу. По совету отца Алексей поступал во ВГИК на операторский факультет, но провалился на экзаменах. Тогда Учитель устроился работать ассистентом оператора в студии документальных фильмов, а в 1969 году все-таки поступил в институт.

Получив в 1975 году диплом, в жизни Алексея Учителя новый этап — служба в армии. Отслужив, будущий режиссер вернулся на работу в ту же студию документальных фильмов.

Карьера Алексея Учителя в кино

Работая в студии, Алексей Учитель снял свою первую картину «Сто тысяч Я». Только через три года появился короткометражный фильм «Сколько лиц у дискотеки». Потом фильмография Алексея Учителя пополнилась еще десятью документальными работами.

И вот судьбоносный поворот в судьбе режиссера Учителя. В 1986 году Алексей снял ставший легендарным документальный фильм «Рок». В картине несколько киноновелл, в которых Алексей Учитель запечатлел жизнь выдающихся, но на тот момент ведущих полуподпольное существование музыкантов, друзей и коллег по рок-н-роллу 80-х. Режиссёр поставил перед собой задачу показать рок-музыкантов в их естественной среде обитания. Среди героев фильма — Борис Гребенщиков, с которым режиссёр беседует у него дома, Виктор Цой, работающий в легендарной котельной «Камчатка», Юрий Шевчук с группой «ДДТ», экспериментальная театральная студия Антона Адасинского, группа «АукцЫон». Больше всего в фильме было музыки «Аквариума», а Борис Гребенщиков стал главным связующим персонажем.

Фильм «Рок» Алексея Учителя имел колоссальный успех. Многие утверждали, что он был единственным профессионально сделанным документальным свидетельством своей эпохи.

В 1995 году — дебют Алексея Учителя как режиссера игровых фильмов. Он снял картину «Мания Жизели» по сценарию Авдотьи Смирновой (и собственному) о балерине Ольге Спесивцевой. В главной роли сыграл Михаил Козаков, также в фильме сыграли Галина Тюнина, Евгений Сидихин, Иван Охлобыстин. В биографии Учителя в Википедии отмечается, что в его первом фильме «очень вольно интерпретируются и события жизни Ольги Спесивцевой, и факты мировой истории». Фильм «Мания Жизели» получил Главный приз на кинофестивале в Онфлере (Франция).

На фото: признанная лучшей актрисой 2003 года исполнительница главной роли в фильме «Прогулка» Ирина Пегова, режиссер фильма Алексей Учитель и сценарист кинокартины Дуня Смирнова (слева направо) после церемонии вручения премий «Золотой орел» на киностудии «Мосфильм», 2004 год (Фото: Александр Куров)

Фильм 2005 года «Космос как предчувствие» (в ролях те же Пегова, Миронов и Цыганов) получил главный приз XXVII ММКФ — «Золотого Святого Георгия» и премию «Золотой орёл» за лучшую режиссёрскую работу.

В фильме «Пленный» 2008 года у Учителя сыграла Юлия Пересильд, для которой роль была важной в карьере. С Учителем Пересильд познакомил Евгений Миронов, и совместная работа привела к роману актрисы и режиссера.

На фото: президент кинофестиваля «Послание к человеку», режиссер Алексей Учитель, телеведущий Владимир Познер, актриса Настасья Кински, филиппинский режиссер Брийянте Мендоса и почетный президент, режиссер-документалист Михаил Литвяков (слева направо) после традиционного полуденного выстрела из пушки Петропавловской крепости, приуроченного к открытию XXV международного кинофестиваля «Послание к Человеку», 2015 год (Фото: Александр Демьянчук/ТАСС)

В 2010 году за кинофильм «Край» Алексей Учитель получил четыре премии «Золотой орёл» и был номинирован на «Золотой глобус» как «лучший фильм на иностранном языке». Главные роли в фильме исполнили Владимир Машков и Аньорка Штрехель. Появилась в картине и Юлия Пересильд.

На фото: режиссер, художественный руководитель киностудии «Рок» Алексей Учитель во время презентации проектов, претендующих на получение господдержки, 2017 год (Фото: Артем Коротаев/ТАСС)

Скандал с фильмом «Матильда»

Последний фильм режиссера Алексея Учителя «Матильда», задуманный еще в 2010 году, но начатый в 2016-м — о судьбе балерины Матильды Кшесинской, о ее романе с цесаревичем Николаем Александровичем, будущем императором Николаем II — стал предметом общественного скандала и одной из основных тем новостей культуры конца 2016 и всего 2017 года. Несмотря на то, что многим такой резонанс кажется искусственным, тема так и не покинула топы новостей, вовлекая в обсуждение даже тех, кто до последнего пытался ее игнорировать. Так или иначе, но скандальная «Матильда» Учителя получила от своих противников большую дозу пиара.

На фото: режиссер Алексей Учитель и заместитель председателя комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции Наталья Поклонская во время встречи, 12 июня 2017 года (Фото: ТАСС)

В начале ноября 2016 года бывший прокурор Крыма, а ныне депутат от фракции «Единая Россия» Наталья Поклонская по просьбе движения «Царский крест» направила первый запрос генпрокурору России Юрию Чайке с просьбой проверить фильм «Матильда» Алексея Учителя.

В конце января всё та же Наталья Поклонская послала в надзорное ведомство РФ ещё один запрос с просьбой провести повторную проверку законности расходования бюджетных средств, выделенных Фондом кино на создание фильма «Матильда».

По мнению депутата Поклонской, сценарий фильма «Матильда» также должна проверить экспертная комиссия из числа профессиональных историков и представителей церкви (православных богословов), так как «в фильме главными героями являются лица, официально канонизированные — Святые Государь Николай Второй, Государыня Александра Феодоровна, Великие Княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия и Цесаревич Алексей».

В конце января 2017 года Наталья Поклонская направила в надзорное ведомство РФ ещё один запрос с просьбой провести повторную проверку законности расходования бюджетных средств, выделенных Фондом кино на создание фильма «Матильда». В конце февраля глава Микультуры РФ Владимир Мединский заявил, что кампания, развёрнутая против фильма «Матильда» — возмутительна.

1 августа 2017 года в разных городах страны прошло молитвенное стояние против фильма «Матильда».

Кадры из фильма «Матильда»

Подключили даже президента России Владимира Путина: «Мы знаем, что в отношении царской семьи было много фильмов, в том числе более жестких, чем снял Учитель, которого я уважаю как человека патриотически настроенного и талантливого режиссера. При этом депутат Госдумы Наталья Поклонская пытается защитить свою позицию. В данный момент никто не собирается фильм запрещать, да и не имеет права на это», — ответил Владимир Путин.

В августе появилась новость, что российская премьера фильма «Матильда» перенесена на 23 октября, чтобы «не делать большой разрыв между премьерой и прокатом». 1 сентября 2017 года Учитель обратился к главе МВД Владимиру Колокольцеву и главе ФСБ Александру Бортникову с настоятельной просьбой оградить кинотеатры от нападений в то время, когда в прокат выйдет его фильм «Матильда».

В сентябре в ФАС сообщили, что получили уже 8 заявлений от двух жительниц Москвы с просьбой проверить трейлер фильма «Матильда» из-за выражения «главный исторический блокбастер года», что противоречит закону о конкуренции, который запрещает использовать превосходные степени прилагательных в отношение продвигаемых продуктов.

Режиссер Алексей Учитель, ставший лауреатом ежегодной международной премии «Персона года-2010» в номинации «За вклад в развитие отечественного кинематографа», и его супруга продюсер Кира Саксаганская (на фото слева); Алексей Учитель с сыном Ильей (на фото справа) (Фото: ТАСС)

Жена Учителя Кира Саксаганская родилась 8 июля 1962 года. Окончила Московский автодорожный институт. С 1991 года работает продюсером на киностудии Алексея Учителя ТПО «Рок». Также Кира Саксаганская — генеральный директор НП «Новые проекты».

Новости желтой прессы и соцсети активно обсуждали роман Алексея Учителя с популярной актрисой Юлией Пересильд, поводом для чего были совместные фото режиссера с Юлией. Вообще, слухи о романе Учителя с Пересильд пошли еще с самых первых совместных работ режиссера и актрисы.

В 2016 году в интервью Marie Claire актриса признала, что режиссер — отец ее дочерей. «Отец моих детей — Алексей Учитель. В очереди в магазине, наверное, видели. Я, правда, не знаю, когда и в каком магазине. Алексей хороший отец, который заботится о дочерях. Я действительно ненавижу говорить о личной жизни. Иногда коллеги женятся, выходят замуж и потом выкладывают это все на обложки. И если это люди мне близкие, я думаю: „Ай, мамочка! Зачем вы это сделали?“», — рассказала Юлия Пересильд, отвечая на прямой вопрос о своих отношениях с Учителем. Позже в новостях таблоидов сообщалось, что Учитель переехал к Пересильд, оставив жену.

На фото: Алексей Учитель и Юлия Пересильд с детьми (Фото: ТАСС)

У Юлии Пересильд и Алексея Учителя дочери Анна (родилась в 2009 году) и Мария (2012).

Юлия Пересильд — российская актриса театра кино и театра. Исполнительница главной роли в российско-украинском фильме «Битва за Севастополь», снималась в фильмах режиссера Алексея Учителя «Край» и «Пленный». Занята в спектаклях московских Театра на Малой Бронной и Театра Наций. Именно с фильмов Учителя карьера Пересильд в кино вышла на новый уровень, впрочем, потом Юлия снималась не только у Учителя, а и в фильмах «Weekend» Станислава Говорухина, «В тумане» Сергея Лозницы, «Короткое замыкание» (в новелле Кирилла Серебренникова «Поцелуй креветки»), известных сериалах «Дело гастронома № 1», «Людмила Гурченко», «Таинственная страсть». В 2016 году вышли фильмы с участием Пересильд -«Герой» с Димой Биланом и «Холодное танго» Павла Чухрая. В последней картине Юлия сыграла главную роль.

Следует отметить, что в фильмах Алексея Учителя Юлия Пересильд нередко снималась обнаженной, чем еще сильнее привлекла к себе интерес аудитории. К примеру, Учитель снял любимую актрису полностью голой в сцене в бане в фильме «Край», где обнаженные героини фильма не только моются, но и дерутся.

Содержание

Рекомендуем:  Эдди Мерфи – биография, фото, личная жизнь, новости, фильмография

Дети Алексея Учителя

В свои 68 лет легендарный режиссёр является отцом 4 детей. Кира и Юлия подарили Алексею по двое детей: в официальном браке у него появились два сына, Пересильд родила Учителю двоих дочек.

Андрей Алексеевич Учитель

Будучи известным режиссёром, Алексей Ефимович впервые стал отцом. Учитель был занят работой, поэтому воспитанием ребёнка занималась мама. С юных лет Андрей увлёкся театром и кино. Первый сын Алексея Учителя часто бывал с папой на съёмочной площадке. Однако с годами тяга к искусству у юноши начала угасать. Окончив школу, он поступил на экономиста. После получения диплома Андрей Алексеевич пошёл работать в банк. Сегодня он женат, у него растут двое детей.

Илья Алексеевич Учитель

Второй раз режиссёр стал отцом в 1992 году, когда на свет появился Илья. Алексей Ефимович часто брал младшего сына в командировки, на съёмки различных фильмов. Мир кино настолько поразил Илью, что он с ранних лет знал, чем хочет заниматься в жизни.

Алексей учитель и сын Илья Алексеевич

Сын Учителя рано освоил все тонкости режиссёрской профессии. Младший сын решил пойти по стопам своих легендарных отца и деда, став студентом ВГИКа. На сегодняшний день Илья Алексеевич является молодым режиссёром, свет уже увидел первые его картины. Биографию и личную жизнь младший сын Учителя предпочитает держать в секрете.

Дочки Алексея Учителя: Анна и Мария

Младшие дети Алексея Учителя носят фамилию мамы. По словам Юлии, она пообещала своему дедушке не прерывать род Пересильдов.

С Юлией Пересильд и дочками Аней и Машей

Старшая дочка Анна режиссёра появилась на свет в 2009 году. У девочки с ранних лет проявился талант, сегодня она профессионально занимается бальными танцами, посещает уроки вокала. Аня даже успела сняться в картине «Черновик», где одну из главных ролей играет её звёздная мама.

«Мои дочки просто чудо! Они ещё маленькие, но думаю, точно станут актрисами. Задатки есть» – гордится своими дочками Учитель.

В 2012 году Алексей Учитель и Юлия Пересильд стали родителям маленькой Марии. Не исключено, что девочка продолжит карьеру матери.

Имя Марии Пересильд есть на тарелке кинокартины «47. Цой», режиссёром которой является Алексей Ефимович.

Детство и юность будущего режиссера

Кажется, судьба маленького Алексея была уже предопределена, ведь мальчик родился в семье культурных деятелей. Мама — Нина Войцеховская — была редактором издательства, выпускающего книги о театре, отец — один из самых известных режиссёров-документалистов Союза — Ефим Учитель (забавно, что фамилия режиссёра не является псевдонимом, а связана с его происхождением, так как там, где он родился, фамилии присваивались в соответствии с профессией).

Уже с детства Учитель-младший немало времени проводил у отца на съёмочных площадках. Наблюдая за процессом создания кино, Алексей влюбился в профессию режиссёра, и, когда родители отдали ребёнка в кинокружок Дворца пионеров, семилетний мальчик стал практически жить с фотоаппаратом в руках, бродя по городу в поисках интересных сюжетов и пейзажей.

Впрочем, скоро Алексея захватил другой интерес — спорт. Мальчик стал постоянно пропадать на футбольной площадке во дворе, попал в сборную школы по гандболу, пробовал себя в других видах спорта и даже мечтал стать тренером по футболу.

Тем не менее, закончив в 1968 году школу, Алексей долго не думал, решил всё-таки пойти по стопам отца и собирался поступить на режиссёрский факультет ВГИКа, но отец отговорил мальчика и направил его взгляд на операторский факультет института, чтобы для начала узнать всё об изображении, картинке. А уже с этими знаниями подходить к режиссуре и процессу съёмки.

К счастью, Алексей послушал отца и, следуя его наставлению, подал документы на факультет операторского искусства, куда и поступил. Правда, только со второй попытки, через год. Закончив учебное заведение (выпуск 1975 года), Алексей отслужил в армии и после этого вернулся в Ленинград, устроился работать на Ленинградскую студию документальных фильмов, в чём ему очень помог опыт работы ассистентом оператора после провала на вступительных экзаменах и такой чудесный педагог, как его отец.

На берегах Невы

Леша многому научился у отца, который брал сына с собой на съемки. Когда Учителю-старшему приходилось ехать далеко от дома, Алексей шел на занятия в творческие мастерские в ближайшем от дома Дворце пионеров. Сначала он увлекался кинематографом, а потом обратил свое внимание на фотографию. Над выбором будущей профессии парень никогда не задумывался – пример отца был всегда перед ним.

Окончив школу в 1968 году, Алексей уехал в Москву, чтобы стать студентом ВГИКа. Для себя он присмотрел не престижный режиссерский факультет, а менее популярный операторский. Такое решение ему подсказал отец, считавший, что для мастерства кинорежиссера необходимо сначала увидеть мир кино глазами оператора. С первой попытки в вуз Учителя-младшего не приняли.

Он достойно прошел конкурсный отбор, но во время собеседования услышал от завкафедрой документального кино рекомендацию сначала отслужить в армии. Через два года метр обещал принять юношу без каких-либо экзаменов.

В ряды военнослужащих Алексей не пошел, а целый год проработал помощником оператора на студии документального кино. Следующим летом он снова подал документы во ВГИК, преодолел барьер из восьми экзаменов и стал студентом операторского факультета. В 1974 году, обладая дипломом о высшем образовании, Алексей Учитель вернулся в родной город и устроился на работу в местную студию документальных фильмов.

Запись в его трудовой книжке о приеме на работу в студию документального кино является единственной до сих пор, хотя у Учителя-младшего давно есть своя киностудия «Рок».

С 1977 года начался отсчет документальных фильмов, снятых Алексеем Учителем. Он откликался на все важные события в жизни страны и выпускал каждый новый фильм в среднем через два года после предыдущего.

Поворотным в его карьере стал 1986 год, когда режиссер в нескольких киноновеллах под общим названием «Рок» запечатлел жизнь полуподпольных музыкантов, решительно отказавшихся от формата советских ВИА. Из фильма зрители узнали о буднях Бориса Гребенщикова, Юрия Шевчука Виктора Цоя, Антона Адасинского. Как позже признался Алексей Учитель, общение с этими легендарными людьми позволило ему раскрепоститься в жизни и в творчестве.

Следующей значимой работой в режиссерской карьере Алексея Учителя стала лента «Обводной канал». Обводным каналом в Питере называют пять километров искусственно созданного водного пути, на берегах которого расположены различные заведения: духовная академия, дворцы культуры и три дома для психически больных людей.

Задумывая свой фильм, режиссер пытался донести зрителям идею о том, что трудно предположить, за какой именно стеной прячут сумасшедших.

Алексей Учитель сейчас

В 2018 году Алексей Учитель приступил к съемкам 2 картин, рассказывающих о реальных личностях. Первая, по информации инсайдеров, в жанре роуд-муви, посвящена Виктору Цою, однако лидер «Кино» появится только на архивных кадрах, а как такового персонажа артиста не будет.

Сюжет фильма охватывает дни, в течение которых тело погибшего музыканта перевозили в Санкт-Петербург. Режиссер хочет приковать внимание зрителей к водителю автомобиля, в столкновении с которым погиб кумир миллионов. Съемки пройдут в городе на Неве, Латвии и Литве. Бюджет киноленты составляет 150 млн руб., и Учитель рассчитывает, что 90 из них выделит Фонд кино.

Алексей Учитель снимает фильм о Викторе Цое

Вторая картина – байопик об адвокате Федоре Плевако. На главную роль приглашен Владимир Машков. Консультантом картины о блистательном юристе 19 века, на чьи выступления в суде собирались толпы народа, выступил знаменитый адвокат века 21 Генри Резник, к которому обращаются звезды политики и шоу-бизнеса.

Фильмографию Учителя пополнит и экранизация романа татарской писательницы Гузель Яхиной «Дети мои». По ее знаменитому произведению «Зулейха открывает глаза» телеканалом «Россия» снимается фильм с Чулпан Хаматовой в главной роли.

Алексей Учитель экранизирует роман «Дети мои»

Кто будет участвовать в новом проекте, пока неизвестно, но создатели намерены пригласить артистов из Германии, так как персонажи книги – поволжские немцы. Сама Гузель отказалась разрабатывать сценарий, поскольку занята очередным романом. Перед съемочной группой теперь стоит задача найти такого сценариста, который бы не исказил идеи писательницы, сказал Алексей.

Небезызвестную «Матильду» Алексей Учитель планирует перевести в формат сериала и показать в прайм-тайм на Первом канале. Однако о чем-то конкретном говорить пока рано. Возможно, изменится первоначальный актерский состав. В сюжет добавятся новые, неожиданные для зрителей материалы об императоре Николае II. Блюстителям морали не придется беспокоиться – «порочащих царя» кадров не предвидится.

Алексей Учитель в 2018 году

Еще один пункт в планах режиссера – снять картину о Дмитрии Шостаковиче. Учителю интересна не просто жизнь композитора-новатора. Главная идея фильма – показать отношения музыканта и власти. За основу сценария поначалу взяли роман – биографию советского композитора «Шум времени», написанную британским писателем Джулианом Барнсом. Но условие – выпустить фильм на английском языке – оказалось невыполнимым, потому что Алексей хочет опять прибегнуть к помощи государства, а Фонд кино финансирует только русскоязычные проекты. Поиски сценариста ведутся в Англии, Америке и России.

Рекомендуем:  Валерий Тодоровский - биография, информация, личная жизнь

Фильмография: фильмы с участием Алексея Учителя в главной роли

Фильмография Алексея Учителя началась с документального фильма, под названием «Рок».

В 1991 году совместно со своей супругой основал кинокомпанию «Рок».

За последующие пять лет режиссер снял еще такие документалки, как «Последний герой» и «Баттерфляй».

С 1996 года снимает и художественные фильмы: «Мания Жизели», «Дневник его жены», «Космос, как предчувствие».

Из последних киноработ выделяются «Пленный», «Край», «Восьмерка» и «Матильда». Последняя работа наделала немало шума в прессе. Дело в том, что в фильме есть откровенная сцена. Активисты движения «Царский крест» заявили, что искажается история и это неправильно. Было даже обращение в Генпрокуратуру. Впоследствии все уладилось, и картину все-таки показали широкой публике.

Алексей Учитель — биография

В копилке картин режиссера Алексея Учителя пожалуй нет ни одной, которая бы не нашла своего зрителя. Он уже очень давно снимает хорошее кино, но все равно не считает себя гением и очень часто сомневается в том, что он создает. Он сам подбирает артистов на главные роли, причем никогда не ставит точку в кастинге, если не уверен на все сто процентов, что это именно тот типаж, который ему нужен. Его считают жестким и деспотичным, он не умеет прощать людям промахи, хотя говорит, что особенно предвзято относится только к самым близким людям.

Алексей Учитель один из самых талантливых и популярных режиссеров и продюсеров отечественного кинематографа. Прославился картинами «Прогулка», «Дневник его жены», «Космос как предчувствие», «Матильда».

Детство и юность

Родился Алексей Учитель 31 августа 1951 года в Ленинграде. Его отец Ефим Учитель прославился как режиссер-документалист. Он родом из Тирасполя, из многодетной семьи евреев. Отец многодетного семейства работал наборщиком в типографии, умер очень рано, и младшими детьми опекались взрослые. Старшая сестра работала в кинотеатре, поэтому у Ефима был доступ в любое время на любой кинофильм, причем совершенно бесплатно. Так в его жизнь вошел кинематограф, а спустя много лет он начал сам его создавать, и занял свое достойное место среди создателей документального кино. Это он сумел заснять все девятьсот дней блокады в Ленинграде, донеся до зрителя весь ужас происходящего и героизм защитников города на Неве.

На фото Алексей Учитель

Алексей много времени проводил с отцом на съемках, и был непосредственным участником съемочного процесса. Алексей всегда гордился своим отцом, и именно с его легкой руки мальчик со временем влюбился в документальное кино. Отец сумел передать сыну гордость за свою работу, и научил его любить своих героев. Он считал, что хорошее кино невозможно, если режиссер не любит своих героев.

В семь лет Алексей начал заниматься в кинокружке, который работал во Дворце пионеров. Немного позже мальчика увлекла фотография, он подолгу бродил по улицам в поисках удачного кадра, снимал городские этюды.

Это увлечение быстро прошло, но появилась любовь к спорту. Он не пропускал дворовые баталии в футбол, занимался гандболом, научился фехтовать, и некоторое время даже ходил в секцию бокса.

После получения школьного аттестата Алексей поехал в Москву, поступать на операторский факультет ВГИКа. Парень хотел учиться на режиссерском, но отец переубедил его, сказал, чтобы стать хорошим режиссером, нужно для начала побегать с камерой. Сын не стал противоречить, а впоследствии понял, насколько отец был прав, и был благодарен ему за напутствие.

В тот раз парня ждала неудача, слишком много было желающих на одно место, и даже несмотря на достаточно высокие балы, полученные на экзаменах, и известную фамилию отца, Алексею отказали. Учитель уехал домой и устроился на киностудию помощником оператора. За год он набрался опыта, был более подготовленным, и в следующем, 1969-м году стал студентом ВГИКа.

Фильмы

Диплом ВГИКа Алексей учитель получил в 1975-м, отслужил положенный срок в армии, и уехал домой, в Ленинград. Его приняли на работу на ту же студию, где он набирался опыта перед поступлением. Он не изменил своей студии до сих пор, хоть уже имеет свою, получившую название «Рок».

Кадр из первого фильма Алексея Учителя «Сто тысяч я»

Режиссерская биография Алексея Учителя стартовала в 1977-м, когда он снял свой первый проект «Сто тысяч «я». В 1980-м он выпустил документальную короткометражку, в которой рассказал о лучших танцплощадках СССР. Лента называлась «Сколько лиц у дискотеки». Затем фильмография Учителя пополнялась с завидной регулярностью – каждые два года он снимал по одному проекту.

Алексей набрался опыта, у него уже имелся свой стиль и видение картины. Он начал снимать кино, которое отображало существующую действительность, перекликалось с общественной жизнью и застрагивало частную жизнь советских людей.

Значимым событием в его жизни стал 1986 год, когда он выпустил свою картину «Рок». В нее входили несколько новелл, каждая из которых рассказывала о каком-то из рок-исполнителей. Перед Учителем стояла задача показать зрителю как живут и творят настоящие таланты. Алексей снял Бориса Гребенщикова, который создает свои шедевры дома, потом побывал в котельной под названием «Камчатка», где застал за работой Виктора Цоя. Принимал участие в съемках и Виктор Шевчук, совместно со своим коллективом «ДДТ», и группа «АукцЫон». Этот документальный проект уникальный в своем роде, никто ни до него ни после не снимал рок-музыкантов в среде их обитания.

После этого фильма Учитель почувствовал себя каким-то обновленным, более свободным и раскрепощенным. Он понял, что созрел для съемок игрового кино.

Режиссер Алексей Учитель

Свою следующую работу режиссер считает самой удачной и любимой. Документальный фильм получил название «Обводной канал». Вдоль этих пяти километров созданного людьми канала мирно соседствуют между собой настолько разные здания и заведения, что невозможно их объединить в мало-мальски логическую цепочку. Дворцы культуры расположены рядом с сумасшедшими домами, где-то рядом с ними приютилось здание духовной академии. Режиссер хотел донести до зрителя мысль о том, что не нужно судить сгоряча, ведь на самом деле неизвестно, за какими стенами больше сумасшествия.

После десятка успешных документальных проектов Учитель решил попробовать силы в игровом кино. Толчком к этому послужило и то обстоятельство, что в 1995-м он собирался снять документальный проект о судьбе прославленной балерины Ольги Спесивцевой. Он уже приступил к работе, но его героиня умерла, в довольно почтенном возрасте. Некоторые режиссеры в таких случаях просто снимают интервью родных и близких главного героя, но это не соответствовало стилю Алексея Учителя.

Режиссер никогда не строит свои картины на интервью, он старается работать напрямую со своими героями, чтобы видеть их эмоции, слышать их живую речь и показать зрителю своего героя таким, кокой он есть, без прикрас. А когда умерла Спесивцева, Учитель решился на игровое кино. Автором сценария к картине стала Авдотья Смирнова, роль главной героини досталась Галине Тюниной. Остальных центральных персонажей зрители увидели в исполнении Евгения Сидихина и Михаила Казакова.

Кадр из фильма «Мания Жизели»

После выхода художественной ленты под названием «Мания Жизели», Учитель воочию увидел разницу между режиссером документального и игрового кино, хотя, казалось бы, это одна и та же профессия. Картина завоевала много разных наград и на родине и за рубежом.

Авдотья Смирнова стала автором сценария еще одной биографической картины – «Дневник его жены»,вышедшей в 2000-м. И снова успех картины был ошеломляющим – ее наградили «Никой» и Гран-при фестиваля «Кинотавр».

В 2003-м зрители могли оценить еще одну ленту под названием «Прогулка». Автором сценария снова была Смирнова. Ее транслировали на открытии 15-го Московского фестиваля, и по мнению критиков ее вправе отнести к классике современного кинематографа. И опять ленту Учителя ждал грандиозный успех и всевозможные награды. В роли главных героев снялись Павел Баршак, Ирина Пегова, Евгений Цыганов.

В 2005-м Учитель выпустил новый проект, получивший название «Космос как предчувствие». Режиссерская работа была отмечена призом «Золотой Орел». Интересной получилась и мелодрама «Связь», снятая по сценарию уже известной Смирновой. Учитель впервые выступил в качестве продюсера, а Авдотья примерила на себя режиссерские полномочия. В главных ролях снялись Анна Михалкова и Михаил Пореченков.

Фильм «Пленный» Алексея Учителя

В 2008-м поклонники творчества Алексея Учителя были приятно удивлены его новой лентой «Пленный». В основу картины легло произведение писателя Владимира Маканина. Премьерный показ прошел в городе на Неве осенью 2008-го. Мнения критиков и зрителей разделились, лента не была отмечена на фестивале «Кинотавр», но зато привезла из Карловых Вар приз в номинации лучшая режиссура.

В 2010-м Алексей Учитель представил на суд зрителей новую работу – картину «Край». Премьерный показ прошел в Торонто осенью 2010 года, а российский зритель посмотрел ее через две недели. Картина была представлена на нескольких престижных фестивалях. Эта лента отмечена четырьмя премиями «Золотой орел», и выиграла номинацию лучший фильм на иностранном языке на фестивале «Золотой глобус». Картина обошлась создателям в 12 миллионов долларов, причем от государства не было выделено ни одного рубля.

Алексей Учитель на съемках «Матильды»

В 2013-м Учитель повез на фестиваль в Торонто свой новый проект – ленту «Восьмерка». В 2016-м анонсировали новую работу режиссера – исторический фильм «Матильда», сюжет которого повествует о романе будущего императора Николая II с балериной Матильдой Кшесинской. Актерский состав этой картины был очень сильным, поэтому она была просто обречена на успех. Однако после премьеры осенью 2017-го, она вызвала жаркие споры и протесты общественности, которые утверждали, что в ней искажены исторические события и вообще, назвали ее провокационной. Некоторые призывали организовать проверку ее на наличие сцен, оскорбляющих чувства верующих людей, но результатов эта проверка не дала.

Рекомендуем:  Биография Киры Муратовой

Личная жизнь

Законной женой Алексея Учителя стала продюсер Кира Саксаганская, с которой они прожили в браке более тридцати лет. У них родилось двое сыновей, причем младший Илья 1992 г.р. стал продолжателем славной режиссерской династии. Он получил диплом режиссерского факультета ВГИКа, и уже снял свои первые короткометражки.

Кира всегда и во всем помогала мужу и поддерживала его. Они вместе снимали кино, а сейчас она ведет все дела киностудии «Рок» в Санкт-Петербурге.

Алексей Учитель и его жена Кира Саксаганская

В 2016-м в СМИ просочилась информация о близких отношениях Учителя и молодой актрисы Юлии Пересильд. Разница в возрасте влюбленных составляет тридцать три года. Их знакомство состоялось благодаря Евгению Миронову. Юлия получила роль в картине «Пленный», а потом засветилась в ленте «Край». У Юлии есть две дочери – Анна 2009 года и Мария 2012 года, отцом которых является Учитель.

Если выпадает свободное время, то Алексей любит проводить его на теннисном корте или посещает баню с массажистом, после процедур которого он выходит полным сил и здоровья.

Алексей Учитель и Юлия Пересильд

У Алексея Учителя есть страница в Инстаграм, но он уделяет ей совсем мало внимания, поэтому новости о его личной жизни и новые фото можно увидеть на страничках его коллег-актеров.

Алексей Учитель сейчас

В 2018-м режиссер Алексей Учитель начал съемки двух проектов. В первом из них речь идет о Викторе Цое. Для съемок фильма понадобится 150 миллионов рублей, и режиссер надеется получить от Фонда кино 90.

Второй проект расскажет об известном адвокате Федоре Плевако, роль которого уже закреплена за Владимиром Машковым.

Алексей Учитель в 2018 году

В планах Учителя начать съемки картины «Дети мои», сценарий для которой будет написан на основе романа Гузель Яхиной. Главную роль в этом проекте сыграет Чулпан Хаматова. Об исполнителях остальных ролей пока ничего неизвестно, но скорее всего они будут из Германии, потому что сюжет рассказывает о поволжских немцах.

Также на ближайшее время режиссер запланировал перевести картину «Матильда» в сериальный формат, и запустить ее на Первом канале. Следующей задумкой режиссера является фильм о композиторе Дмитрии Шостаковиче. Учитель хотел бы снять не просто картину о жизни великого человека, но и о том, какие отношения у него были с властью. Пока это только в проекте, потому что нет даже сценариста, который бы взялся за такой ответственный труд.

Избранная фильмография

  • 1977 Сто тысяч «я»
  • 1983 Акция
  • 1988 Рок
  • 1992 Последний герой
  • 1995 Мания Жизели
  • 2000 Дневник его жены
  • 2003 Прогулка
  • 2005 Космос как предчувствие
  • 2008 Пленный
  • 2010 Край
  • 2013 Восьмёрка
  • 2017 Матильда

Алексей Учитель и Юлия Пересильд

Алексей Ефимович увлёкся актрисой во время съёмок картины «Пленный». Они регулярно появлялись на светских мероприятиях вместе. Пресса пестрила совместными снимками режиссёра и актрисы. Сами же Алексей Учитель и Юлия Пересильд никак не комментировали свои отношения. Режиссёр заявлял, что молодая актриса просто является его музой и никакой любви между ними нет. Но журналисты его словам не верили.

С Юлией Пересильд

Поводом для новых сплетен послужило рождение дочек у Пересильд, которая не была в официальном браке. Окружающие не сомневались, что отцом девочек является женатый режиссёр. Всё это оставалось на уровне слухов до 2017 года. В конце концов Юлия не выдержала и сделала сенсационное заявление:

«Отец моих детей – Алексей Учитель. Алексей хороший папа, который заботится о дочерях».

При этом остаётся неизвестно, бросил ли режиссёр первую семью. Алексей Ефимович приобрёл для своей молодой возлюбленной квартиру, стоимостью 70 миллионов рублей.

Юлия не смущает огромная разница в возрасте с Алексеем

Информации о разводе с Кирой Саксаганской нет. Первая жена не даёт никаких комментариев по поводу романа супруга с молодой актрисой.

Семейная и личная жизнь

В 1981 году Алексей Учитель расписался с Кирой Саксаганской, тогда ещё студенткой Московского автомобильно-дорожного института. Девушка проявила недюжие творческие и коммерческие таланты и в 1991 году стала продюсером (и сооснователем) киностудии мужа «Рок», а позже — и генеральным директором некоммерческого партнерства по содействию развития театра и кино «Новые проекты». Также, как и муж, членом Российской Академии кинематографических искусств.

За более чем тридцать лет брака у пары родилось двое сыновей, старший из которых, Андрей, пошёл по стопам матери и стал продюсером, а младший сын — Илья — продолжил режиссёрскую династию и уже успел представить на суд зрителя комедию «Огни большой деревни».

В 2016 году все СМИ сосредоточили своё внимание на романе Алексея Учителя с молодой актрисой Юлей Пересильд, которой режиссёр увлёкся ещё на съёмках «Пленного», и краткое увлечение, похоже, переросло в серьёзное чувство. Огонь в масло подливали и постоянные совместные снимки Алексея и Юлии, а также нередкие съёмки актрисы обнажённой в фильмах режиссёра.

В 2017 году интервью изданию Marie Claire Пересильд подтвердила, что обе её дочери — восьмилетняя Аня и пятилетняя Маша — от режиссёра (что сам Алексей позже подтвердил в передаче Сергея Майорова «Однажды»), а спустя некоторое время Учитель, по сведениям некоторых СМИ, и сам переехал к Юлии, покинув жену. Тем не менее, пара так и не стала оформлять развод, продолжая состоять в тесных деловых отношениях. Планируют ли Алексей Учитель и Юлия Пересильд в перспективе заключение официального брака пока остается загадкой.

От Жизели до Матильды

В средине 90-х годов Алексей Учитель впервые обратился к художественному кино. Произошло это благодаря стечению неких обстоятельств. Режиссер намеревался снять документальный фильм о жизни и судьбе выдающейся балерины Ольги Спесивцевой. Но на момент завершения съемок великая танцовщица, которая прожила долгую жизнь, умерла.

После этого трагического события Учитель решил поменять концепцию своего проекта и снять художественное кино. На главную роль в картину «Мания Жизели» он пригласил Галину Тюнину. Несмотря на то, что художественный фильм«Мания Жизели» был дебютным, он был тепло принят публикой и киноведами. Работу Алексея Учителя отметили призами нескольких престижных кинофестивалей.

Окрыленный успехом, режиссер с интересом стал рассматривать сценарии других игровых фильмов. Совместно со сценаристом Дуней Смирновой он снял такие фильмы, как «Дневник его жены» и «Прогулка». Затем порадовал поклонников кинематографа драмой «Космос как предчувствие» и военным фильмом «Пленный».

Вершиной творчества Алексея Учителя на данный момент киноведы считают драму «Край», в которой снимались Юлия Пересильд, Владимир Машков и Аньорка Штрехель. Фильм получил несколько «Золотых орлов», присутствовал в одной из номинаций «Золотого глобуса» и завоевал множество других наград.

В 2013 году режиссер обратился к творчеству русского писателя Захара Прилепина, экранизировав его криминальную повесть «Восьмерка». Одноименная драма не вызвала бурных споров у поклонников кино.

А вот следующий проект Алексея Учителя – историческая драма «Матильда» вызвала бурные споры и негодования еще до своего выхода на экраны. Режиссер приступил к экранизации сценария, сюжет которого разворачивается вокруг танцовщицы Матильды Кшесинской и будущего императора Николая II. Над фильмом работало целое созвездие популярных актеров: Ингеборга Дапкунайте, Данила Козловский, Ларс Айдингер, Евгений Миронов, Михалина Ольшанская, Сергей Гармаш.

Уже после выхода на экраны трейлера картины, в котором присутствовала любовно-эротическая сцена с участием будущего императора, ее создателей обвинили в «искажении исторических событий» и приписали им антирелигиозную и антироссийскую провокацию. Ситуацию рассматривали в Генпрокуратуре РФ, но нарушений не выявили.

В октябре 2017 года премьера фильма официально состоялась в России и в Латвии.

Биография

Режиссер Алексей Учитель снял не один фильм, отмеченный призами и зрительской симпатией. Однако он до сих пор человек сомневающийся, только на площадке это не заметно.

«Человек, который считает себя в буквальном смысле гением, на этом заканчивается, поэтому у меня всегда есть сомнения в себе и том, что я делаю, причем на любом этапе работы над картиной».

Щепетильность Учителя в подборе исполнителей главных ролей сравнивают с болезнью – требуется стопроцентное, идеальное попадание. Если этого не происходит, кастинг будет продолжаться даже тогда, когда начнутся съемки. В команде Алексей слывет деспотом, не прощает ни малейшей мелочи, хотя признает, что позволяет себе вспылить только с близкими людьми, а потом старается загладить вину.

Инстаграм и Википедия Алексея Учителя

Инстаграм и Википедия Алексея Учителя помогут поклонникам узнать этого выдающегося человека поближе. Он не любит особо делиться своей личной жизнью, но что касается работы – информация исчерпывающая.

Также у Алексея Ефимовича есть официальный сайт. Здесь собраны материалы, касающиеся всех его работ.

Алексей Учитель идет в ногу со временем. Он ведет свой микроблог. В нем режиссер не удержался и выложил снимки своих дочерей.

Примечательно, что Учитель так и не развелся со своей супругой – Кирой Саксаганской, она до сих пор считается его законной женой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: