Роман Полански — биография, информация, личная жизнь

Биография

Раймунд Роман Либлинг появился на свет в конце лета 1933 года в Париже. Хотя правильнее называть этого человека Роман Полански, ведь именно под этим именем его знает весь мир! Да-да, вы не ошиблись, в этом тексте речь пойдет о жизни известного кинорежиссера и продюсера, актера и сценариста, обладателя массы самых престижных наград и премий Романе Полански.

Родители будущей звезды мирового кинематографа  Мойзеш Либлинг и Була Кац — польские евреи. Помимо мальчика в семье подрастала девочка Анет, она является Роману единоутробной сестрой.

Несмотря на обстановку в Европе, в 1936 году семья Либлинг возвращается из Франции в родную Польшу, в Краков. Здесь их и настигает война и гонения на евреев. В итоге оба родителя будущего режиссера попадают в концентрационные лагеря. К сожалению, из одного из них Була Кац так и не вернулась. Отец выжил. Самому Роману удалось избежать заключения, после потери из виду родителей мальчик проживал в одной и местных польских семей. Правда этот факт не говорит о том, что Полански было легко. Как ни странно немцы не убили его, но всячески издевались и однажды даже оттачивали на мальчике искусство стрельбы.

Уже в 1945 году отец и сын нашли друг друга. На этот момент Роману было двенадцать и  Мойзеш решил, что мальчику пора готовиться к получению профессии. Он направил сына в школу с техническим уклоном, но это ни к чему не привело.

В 1948 году на глаза юному Полански попадается фильм «Выбывший из игры» — драматический триллер, снятый в стиле нуар. Он поражает мальчика настолько сильно, что он начинает грезить кино. Уже вскоре Роману удается попасть в детскую передачу на телевидении, потом озвучить несколько радиоспектаклей, а в 1948 году на сцене Варшавского театра юного зрителя он даже играет главную роль в постановке «Сын полка».

Дабы получить профильное образование будущий мэтр поступает в краковскую школу искусств, где обучается искусству живописи. После нее он без проблем становится студентом киношколы в Лодзи, где и начинает активно участвовать в создании фильмов различных форматов.

Интересно, что известный в первую очередь как режиссер Роман Полански начал свою карьеру в кино как актер. Впервые он появляется на экране в 1953 году в ленте «Три повести», затем снимается в фильме «Поколение» (1954). Уже в 1955 году он играет сразу в четырех проектах — короткометражках «Велосипед» и «Godzina bez slonca», фильмах «Волшебный велосипед» и «Три старта». Интересный факт: одна из этих лент является дебютом Полански как режиссера и это короткометражка «Велосипед».

После этого юношу было уже не остановить, да и учеба требовала совершенствования навыков. За последующие шесть лет Роман снимает еще семь короткометражек, а также играет в десяти проектах своих однокурсников и более взрослых коллег.

В 1961 году режиссер получает диплом и приступает к работе над своим первым полным метром. Им стала драма с элементами триллера «Нож в воде», которая рассказывает историю о молодой паре путешественников и их встречу с очень своеобразным попутчиком. На родине картина не завоевала большой любви, она показалась зрителям слишком агрессивной и сложной. При этом, мировые критики просто влюбились в «Нож в воде».

Итогом их рецензий стал Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) на Венецианском кинофестивале, а также номинации на «Лучший фильм» на премии BAFTA, Оскаре и том же Венецианском кинофестивале.

Успех на мировой арене приводит к тому, что из Польши режиссер перебирается во Францию. Здесь он живет буквально пару лет и ничего не снимает, но зато заводит интересные знакомства и совместно с Жераром Браком готовит сценарии сразу двух картин — «Отвращение» и «Тупик». Их Полански снимает в Великобритании в 1965 и 1966 годах соответственно. Обе ленты очень тепло принимаются мировой общественностью.

«Отвращение» приносит Роману второй Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ), а также статуэтку «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале, а «Тупик» удостаивается уже «Золотого медведя»!

После оглушительного успеха в Европе на Полански обращают внимание продюсеры Голливуда. Они приглашают режиссера в США, где в 1968 году он снимает фильм ужасов «Ребенок Розмари». История о том, как молодая бездетная пара становится мишенью для членов сатанинского культа мгновенно становится популярной не только в Америке, но и за ее пределами.

Лента получила ряд наград и стала культовой. Она породила моду на демонов в кино, стала основой для нескольких ремейков и до сих пор не теряет актуальности. Интересно, что в какой-то степени сюжет фильма «Ребенок Розмари» впоследствии отразился и на жизни Полански.

Дело в том, что уже через год после выхода ленты жена режиссера актриса Шэрон Тейт, находящаяся на последнем месяце беременности, была… зверски убита. Помимо нее в тот день погибло три друга режиссера. Отвратительное преступление совершили члены секты Чарльза Мэнсона «Семья».

Случай с супругой и нерожденным ребенком очень сильно подрывает психологическое состояние Полански. На фоне этого он покидает Соединенные Штаты и возвращается в Европу, где продолжает работать. В 1971 году Роман снимает историческую драму «Макбет», которая проходит для зрителей и критиков незамеченной. В следующем сезоне он выпускает документальный фильм «День чемпиона» о нашумевшем Гран-при Формулы-1 Монако-1971 и комедию «Кто?».

Но все же слава вернулась к Полански лишь в 1974 году с лентой «Китайский квартал». Ради его съемок режиссер вновь вернулся в Штаты и не прогадал. Эта детективная драма с элементами триллера, в которой сыграл Джек Николсон, не только несколько раз окупила себя в прокате, но и получила престижные премии, в том числе и Оскар! Следующая картина польского режиссера «Жилец» (1976) менее успешна, но зато главную роль в ней сыграл сам Полански.

Затем в жизни режиссера наступает черная полоса, только вот связана она не с кино. В 1977 году на Полански заводят дело об… изнасиловании! Причем и это еще не все — предполагаемой жертвой режиссера считается тринадцатилетняя девочка. Свою вину в том, что он приставал и силой заставлял ребенка совершать действия сексуального характера, Роман признал. Интересно, что помимо прочего выяснилось — инцидент произошел в доме Джека Николсона.

По соглашению прокуратуры и адвоката режиссера было принято решение об условном наказании, но затем его сменили на реальное. Дабы избежать заключения перед самым судом Полански сбегает в Великобританию, оттуда во Францию, а после много лет перемещается исключительно по Европе. В тот период режиссер снимает такие фильмы, как:

  • Тэсс (1979);
  • Пираты (1986);
  • Неукротимый (1987);
  • Король рекламы (1991);
  • Горькая луна (1992);
  • Смерть и девушка (1994);
  • Девятые врата (1999).

Следующей неоспоримо яркой работой в фильмографии Полански становится военная драма «Пианист» 2002 года. В ней режиссер освещает тему преследования евреев в Европе до и во время Второй мировой войны. История пианиста, который пытается выжить в условиях холокоста, бьет по живому и затрагивает умы миллионов зрителей по всему миру. По итогам лента становится культовой, получает ряд наград, в том числе «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, а исполнитель главной роли Эдриан Броуди удостаивается Оскара. А еще через несколько сезонов о Полански вновь начинает говорить весь мир.

Правда причиной тому стал не столько его очередной прекрасный фильм под названием «Призрак», а то самое изнасилование 1977 года. Дело в том, что судебный ордер на арест режиссера в США имел силу еще много лет после его побега и проявил себя в 2009 году. Именно в этом сезоне режиссера, приехавшего в Швейцарию за очередной наградой, вдруг заключили под стражу.

Вплоть до 2010 года он провел под домашним арестом, ожидая решения об экстрадиции. Но неожиданно для него самого за Романа вступилось мировое культурное сообщество и в итоге в США его не отправили. В 2017 году жертва того инцидента попросила закрыть дело за давностью лет.

На данный момент Роман Полански так и не понес никакого серьезного наказания за свой поступок. Важно отметить, что правозащитники всего мира считают эту ситуацию вопиющей и называют все произошедшее настоящей насмешкой над жертвами насилия. Но факт остается фактом — в тюрьму Соединенных Штатов Полански так и не попал.

Среди последних работ польского режиссера нужно особенно отметить две картины. Лента «Резня» 2011 года, в которой снялись такие звезды как Джоди Фостер, Кейт Уинслет и Кристоф Вальц, была номинирована на целый ряд престижных наград и имеет в копилке «Сезара» за лучший адаптированный сценарий.

Драма же «Венера в мехах» 2013 года, в которой рассказывается история отношений между режиссером и актрисой, также имеет в своей копилке статуэтку «Сезара». Ее на этот раз вручили самому Роману Полански как лучшему режиссеру. На данный момент талантливый поляк работает над триллером «Дело Дрейфуса», выход которого ожидается на конец 2019 года.

Если говорить о личной жизни Полански, то она состоит не только из скандалов. Режиссер был женат трижды. Первый раз его супругой стала польская актриса Барбара Квятковска-Ласс. Второй — тоже актриса, но уже американская, ее звали Шэрон Тейт. Именно она стала жертвой кровожадных сектантов. (Частично об этих событиях будет повествовать новый фильм Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде»).

В третий раз выбор Полански пал на модель Эммануэль Сенье. Пара вместе и по сей день,  них двое детей — дочь Моргана и сын Элвис. Интересно, что всех своих жен и детей Роман охотно снимает в собственных фильмах.

Личная жизнь

Впервые режиссер женился в 1959-м на польской актрисе Барбаре Квятковской. Вместе пара прожила 3 года.

Со второй супругой Шэрон Тейт Полански познакомился на съемках «Бала вампиров». Этот брак трагически оборвался через год, когда беременная женщина пала от рук членов банды Чарльза Мэнсона.

Рекомендуем:  Стэнли Кубрик – биография, фото, личная жизнь, фильмография

Embed from Getty ImagesРоман Полански и Шэрон Тейт

Печальный момент из личной жизни Романа нашел отражение в проекте Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде» с участием Брэда Питта, Марго Робби и Леонардо Ди Каприо.

Третьей женой режиссера стала актриса и модель Эмманюэль Сенье. В семье родились 2 дочери.

Насколько известно поклонникам, Роман Полански, скорее всего в силу возраста, не фанат социальных сетей. Однако в том же «Инстаграме» в аккаунтах поклонников публикуются его фотографии, которые сопровождаются словами поддержки и благодарности за киношедевры.

Роман Полански сейчас

В 2017 году Роман Полански показал публике новый фильм – психологический триллер «Основано на реальных событиях». Фильм попал во внеконкурсную программу юбилейного 70-го Каннского международного кинофестиваля.

В основу картины лег сюжет романа француженки Дельфины де Виган, лауреата «Премии Ренодо» и «Гонкуровской премии лицеистов». Книга имеет автобиографический сюжет и рассказывает о жизни писательницы по имени Дельфина, которая после пришедшего к ней успеха впала в депрессию. Роль писательницы исполнила Эммануэль Сенье. Вторая главная роль – загадочной одержимой женщины, вторгшейся в жизнь Дельфины – досталась Еве Грин.

Кадр из фильма «Основано на реальных событиях»

В 2018 году появилась информация, что Роман Полански станет героем фильма. Девятый фильм не менее знаменитого коллеги Полански Квентина Тарантино будет сфокусирован на убийствах, совершенных членами секты Чарльза Мэнсона, а точнее на громком убийстве Шэрон Тейт, жены Романа Полански. Роль жертвы исполнит Марго Робби, также в фильме в главных ролях появятся Брэд Питт и Леонардо Ди Каприо.

Премьера этой картины, освещающей период биографии режиссера в конце 1960-х-начале 1970-х, запланирована на август 2019 года.

Роман Полански

Роман Полански (Поланский, англ. Roman Polanski; польск. Polański, имя при рождении — Раймунд Роман Либлинг, польск. Rajmund Roman Liebling). Родился 18 августа 1933 года в Париже (Франция). Один из крупнейших кинематографистов XX века.

Уроженец Парижа еврейского происхождения, выросший в Польше и работавший преимущественно в Великобритании (1963-1967), США (1968-1976) и Франции (после 1976).

Обладатель всех главных наград в кинематографе: «Золотой пальмовой ветви» в Каннах, «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля, «Золотого льва» Венецианского фестиваля за достижения в течение карьеры, «Оскара», «Сезара», «Золотого глобуса» и премии BAFTA за лучшую режиссуру, а также «Феликса» за лучший фильм, режиссуру и вклад в развитие кино.

Роман Полански родился во Франции, в Париже 18 августа 1933 года в еврейской семье.

Когда ему было три года, его родители вернулись в Польшу и поселились в Кракове. Во время немецкой оккупации они были интернированы в Краковском гетто.

Его мать, Була Либлинг, погибла в Белжеце, а его отцу, Ричарду Либлингу, удалось выжить в Плачуве и Маутхаузене. После ликвидации краковского гетто до конца войны мальчика укрывали польские семьи.

Он вспоминал, что нацисты использовали его как мишень на стрельбах. Пережив Вторую мировую войну и уцелев в краковском гетто, Полански нашёл себя в искусстве.

В 1945 году он сумел отыскать отца, который направил его учиться в техническую школу, однако вскоре Роман начинает работать на детском телевидении, играет в радиопостановках и в театре: исполняет заглавную роль в постановке популярной повести Валентина Катаева «Сын полка» (1948, Варшавский театр юного зрителя). Связать свою жизнь с кино Роман решил после просмотра английского фильма «Выбывший из игры», который произвёл на него сильнейшее впечатление.

Молодость Романа Поланского пришлась на социалистический период в истории Польши. В 1953 году двадцатилетний актёр впервые снимается в кино. В 1955 году получает роль в фильме «Поколение» Анджея Вайды, — Вайда помогает поступить в Киношколу в Лодзи.

Одной из первых режиссёрских работ Поланского была короткометражка «Убийство» (1957): некто заходит в комнату и убивает спящего человека. Фильм ужасов длился две минуты. Другой его студенческий фильм «Двое мужчин со шкафом» (1958) получил 5 международных премий, включая бронзовую медаль Всемирной выставки в Брюсселе. Полански окончил киношколу в Лодзи в 1959 году.

В 1959 году Полански снял свой первый полнометражный фильм «Нож в воде», прохладно принятый в ПНР, но произведший сенсацию на иностранных фестивалях и номинировашийся на «Оскар» как лучший иностранный фильм.

После съёмок фильма Полански переехал во Францию, где познакомился с Жераром Брашем. Вместе они написали сценарии фильмов «Отвращение» (получил «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале) и «Тупик» (получил «Золотого медведя»). Эти два фильма были сняты в Англии, где режиссёр жил с 1964 по 1968 годы.

В 1968 году перебрался в США. Дебютировал в Голливуде картиной «Ребёнок Розмари» (1968), ставшей заметной вехой в истории кинематографа. Главную роль в фильме сыграла Миа Фэрроу.

Успех Поланского в Голливуде был омрачён убийством его беременной жены Шэрон Тэйт и троих друзей в 1969 году членами группировки Чарльза Мэнсона. После убийства Полански на несколько лет уехал в Европу. Эта трагедия сильно повлияла на всё его дальнейшее творчество.

Убийство Шэрон Тэйт

В 1974 году Полански возвращается в США, где снимает фильм по сценарию Роберта Тауна «Китайский квартал», в котором главные роли исполнили Джек Николсон и Фэй Данауэй. Фильм удостоился «Золотого глобуса» за режиссуру и был выдвинут на «Оскар» в 11 номинациях (почти во всех номинациях его обыграл «Крёстный отец 2»).

Обвинение в изнасиловании малолетней

В 1977 году Полански был обвинен в изнасиловании тринадцатилетней девочки Саманты Геймер (в то время известной как Саманта Гейли) в доме актёра Джека Николсона в Лос-Анджелесе.

Саманта Геймер

Фотомодель Геймер, которую Полански пригласил якобы для съемки для французского издания Vogue, вспоминала, что Полански дал ей шампанское и наркотик «Кваалюд» (метаквалон), после чего принудил её к оральному и анальному сексу.

После ареста и предъявления обвинений Полански признал себя виновным в сексуальных отношениях с малолетней, чтобы посредством соглашения о признании вины смягчить обвинения, поскольку первоначально он обвинялся в изнасиловании ребёнка в возрасте до 14 лет с использованием алкоголя и наркотических веществ.

До вынесения приговора и по условию соглашения между прокуратурой и адвокатами режиссёра Полански согласился на прохождение психиатрического обследования в течение трёх месяцев в госпитале для преступников при калифорнийской тюрьме города Чино. По возвращении из тюрьмы Полански был уведомлен адвокатом, что судья, рассматривавший его дело, сообщил ему, что он изменил свою позицию и не намерен соглашаться с рекомендацией прокуратуры о вынесении Полански условного приговора без лишения свободы. Это стало нарушением договора, достигнутого адвокатами режиссёра с прокуратурой и ранее одобренного этим же судьёй, и 1 февраля 1978 года, непосредственно перед вынесением приговора, Полански бежал из США в Великобританию (в Лондон). А затем, чтобы избежать экстрадиции, — во Францию, жил он также на территории Швейцарии и Польши.

Впоследствии в печати всплыли и другие обвинения. Например, британская актриса Шарлотта Льюис заявила, что режиссёр силой овладел ею в парижском доме во время съёмок фильма «Пираты» в 1982 году, когда ей было 16 лет.

Шарлотта Льюис

Роман Полански и Шарлотта Льюис

Шарлотта Льюис обвиняет Полански

Последующие фильмы режиссёр снимал в Европе, преимущественно во Франции. В 1983 году он предсказывал: «В то время, когда мир стоит на пороге новой индустриальной революции, советская система настолько централизована и тоталитарна, что она душит все инновации. Когда она сгниет изнутри, империя рухнет. Полагаю, что извечная Россия с её экспансионистскими традициями продолжит существовать, тогда как моя страна направит свои стопы в сторону Запада. Но даже и тогда об неё время от времени будут вытирать ноги».

В 1979 году вышла картина «Тэсс», за которую в 1981 Полански был номинирован на «Оскар», а также получил премию «Сезар». Эту картину Полански посвятил своей убитой жене Шэрон Тэйт. Исполнительница главной роли немецкая актриса Настасья Кински стала любовницей Полански в 15 лет. Ранее, в 1976 году она снялась в фотосессии для французского журнала «Vogue», приглашённым редактором которого был Полански.

В 1999 году Роман Полански снял мистический триллер «Девятые врата», в котором главную роль сыграл Джонни Депп.

В 2002 году режиссёр обратился к лично выстраданной теме холокоста, — снял фильм «Пианист». Жюри во главе с Дэвидом Линчем присудило картине «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, а сыгравший главную роль Эдриен Броуди стал самым молодым обладателем «Оскара» за лучшую мужскую роль.

Арест в Швейцарии

В сентябре 2009 года Роман Полански прибыл в Швейцарию, чтобы получить награду за свою режиссёрскую деятельность. Организаторы кинофестиваля в Цюрихе заявили, что кинорежиссёр 26 сентября 2009 года был арестован полицией по ордеру, выданному в США и датированному 1978 годом, а также на основании международного ордера на арест 2005 года. Поскольку Полански признал вину и скрылся от суда, согласно американским законам, принцип давности на него не распространяется.

Министр культуры Франции Фредерик Миттеран заявил, что поражён арестом Полански. В коммюнике министерства говорилось, что Миттеран сожалеет об аресте режиссёра и французский министр «с изумлением узнал о действиях против Романа Полански — кинорежиссёра с мировым именем и французского гражданина, который задержан в Швейцарии», — сообщалось в документе.

Несколько десятков известных кинематографистов подписали обращение в поддержку Полански. В их числе Вуди Аллен, Дэвид Линч, Мартин Скорсезе, Вим Вендерс, Даррен Аронофски, Терри Гиллиам, Педро Альмодовар и др.

Известные актрисы Фанни Ардан и Моника Беллуччи тоже выразили свое сожаление по поводу ареста Полански. За режиссёра также вступился Никита Михалков.

Главы внешнеполитических ведомств Франции и Польши заявили, что намерены обратиться к президенту США Бараку Обаме с тем, чтобы тот помиловал Полански и закрыл уголовное дело в отношении него. Губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер отказался помиловать режиссёра. Апелляционный суд Лос-Анджелеса также отказался закрыть дело Полански.

Во время нахождения режиссёра под арестом на Берлинском кинофестивале состоялась премьера его нового фильма «Призрак». Фильм был удостоен «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру.

12 июля 2010 года власти Швейцарии отказали американскому правительству в экстрадиции Полански в США и освободили режиссёра из-под домашнего ареста.

Рекомендуем:  Акира Куросава

30 октября 2014 года заместитель министра иностранных дел Польши Рафал Тшасковский заявил, что Польша не видит оснований для задержания Романа Полански и передачи его властям США.

В октябре 2015 года польский суд (как ранее и суды других европейских государств) отказался экстрадировать Полански в США. Судами принималось во внимание, что сама потерпевшая, став взрослой, неоднократно подтверждала, что не имеет претензий к режиссёру.

Практически все фильмы Поланского, снятые после «Бала вампиров», основаны на литературных первоисточниках.

Многие из его картин (особенно «классического» периода, заканчивающегося «Жильцом») погружают зрителя в ощущения психологической изоляции и паранойи. Герои «комнатной трилогии» («Отвращение», «Ребёнок Розмари», «Жилец») неумолимо спускаются в пучину безумия, мир этих фильмов отфильтрован сознанием психически нездорового протагониста, концовкам присущ элемент неопределённости, интерпретация оставлена на усмотрение зрителя.

Считается, что Полански один из самых пессимистичных режиссёров. Главный герой его фильма, как правило, сталкивается с угрозой подвергнуться моральному, а иногда и физическому насилию со стороны сил иррациональных, демонических, не доступных его пониманию. При этом эти силы в большинстве случаев побеждают; иногда дело заканчивается тем, что протагонист теряет рассудок.

Полански принадлежит к числу самых влиятельных кинематографистов послевоенного времени. Например, его лента «Ребёнок Розмари» (1969) породила моду 1970-х на мистические фильмы ужасов («Изгоняющий дьявола», «Омен», «Сияние»).

«Отвращение» стало ориентиром для адептов сюрреалистической образности и тонко психологизированных концовок. «Китайский квартал» предвосхитил расцвет жанра неонуар в 1990-е годы.

Фильм братьев Коэнов «Бартон Финк» (которому каннское жюри во главе с Поланским присудило «Золотую пальмовую ветвь») по признанию его создателей, — оммаж в честь Поланского времён «комнатной трилогии».

Личная жизнь Романа Полански:

Первой избранницей Романа стала красавица-танцовщица Барбара Квятковская, с успехом делавшая первые шаги в актёрской профессии. В 1959 году у Полански выходит 20-минутная элегия «Когда падают ангелы» про престарелую работницу общественного туалета (её сыграл сам режиссёр, а Квятковская изображает во флэшбеках её в молодости), чья жизнь проносится у неё перед глазами за один рабочий день. В том же году они связывают себя узами брака, который продлился до 1962 года.

Роман Полански и Барбара Квятковская

Барбара Квятковская

После съёмок «Ножа в воде», прохладно принятого на родине, но прогремевшего на международной арене и заработавшего для Польши номинацию на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, Полански уезжает из страны и обосновывается во Франции.

В 1965 году на экраны выходит триллер «Отвращение» с Катрин Денёв в главной роли. Съёмки фильма проходили в Лондоне. Денёв тогда переживала разрыв с Роже Вадимом, от которого в 1963 году родила сына, и очень сблизилась с Полански, который, по её словам, очаровал и захватил своей энергией с самой первой встречи, произошедшей на съёмочной площадке «Шербурских зонтиков».

С Романом они ходили по клубам, купаясь в атмосфере «свингующего Лондона». Денёв вспоминала, что тогда между ними возникла «совершенно особенная связь», впрочем, продлившаяся недолго — в августе 1965 года актриса вышла замуж за британского фотографа Дэвида Бэйли.

Роман Полански и Катрин Денёв

В 1968 году, после женитьбы на американской актрисе Шэрон Тэйт, которую он встретил на съёмках своего первого цветного фильма «Бесстрашные охотники на вампиров».

Это самая трагичная страница в личной жизни Романа Полански. Они познакомились, когда Тейт была помолвлена с голливудским стилистом Джеем Сэбрингом. Но 20 января 1968 года они становятся мужем и женой.

Полански мечтал снимать её в каждом своём фильме. Но в ночь на 9 августа 1969 года Шэрон Тейт, которой до родов их с Романом ребёнка оставалось две недели, была убита людьми из секты сатанистов Чарльза Мэнсона. Актриса скончалась от многочисленных ножевых ранений.

Роман Полански и Шэрон Тэйт

В 1976 году Полански начинает отношения с актрисой Настасьей Кински. Ему на тот момент 43 года, а ей — всего 15 (к слову, Кински и Тейт родились в один день — 24 января — но с разницей в 18 лет). Итогом этого трёхлетнего романа становится фильм «Тэсс». Картину режиссёр посвящает Шэрон Тейт — открывающие фильм титры заканчиваются лаконичным посвящением «to Sharon».

Сама Кински то время вспоминает со смущением и сожалением: «В совсем юном возрасте мне представился редкий шанс — быть управляемой гениями. Такими, как Роман Полански и Вим Вендерс. Но я позволяла себе критиковать режиссеров и даже давать им советы, из-за чего очень быстро получила отвратительную репутацию. И по прошествии лет прекрасно понимаю, за что многие меня так ненавидели». Киноакадемия удостаивает фильм трёх «Оскаров» (лучшие костюмы, оператор и художник-постановщик), но оставляет без наград номинации за лучший фильм, режиссуру и музыку. За роль Тесс Дарбифилд Кински получает «Золотой Глобус».

Роман Полански и Настасья Кински

В 1989 году третьей по счёту женой Поланского стала французская актриса и модель Эммануэль Сенье (у них разница в возрасте 33 года). Она родила ему двоих детей. Полански снял её в своих фильмах «Неистовый», «Девятые врата», «Горькая луна» и «Венера в мехах».

Роман Полански и Эммануэль Сенье

Фильмография Романа Полански:

1962 — Нож в воде — Nóż w wodzie 1965 — Отвращение — Repulsion 1966 — Тупик — Cul-de-Sac 1967 — Бесстрашные убийцы вампиров — The Fearless Vampire Killers 1968 — Ребёнок Розмари — Rosemary’s Baby 1971 — Макбет — The Tragedy of Macbeth 1972 — Что? — What? 1974 — Китайский квартал — Chinatown 1976 — Жилец — Le Locataire 1979 — Тэсс — Tess 1986 — Пираты — Pirates 1988 — Неистовый — Frantic 1992 — Горькая луна — Bitter Moon 1994 — Смерть и девушка — Death and the Maiden 1999 — Девятые врата — The Ninth Gate 2002 — Пианист — The Pianist 2005 — Оливер Твист — Oliver Twist 2010 — Призрак — The Ghost Writer 2011 — Резня — Carnage 2013 — Венера в мехах — La Vénus à la fourrure

Короткометражные фильмы Романа Полански:

1955 — Велосипед — Rower — фильм не закончен 1957 — Убийство — Morderstwo 1957 — Разгоняем танцульку — Rozbijemy zabawę 1957 — Зубастая улыбка — Uśmiech zębiczny 1958 — Двое мужчин со шкафом — Dwaj ludzie z szafą 1959 — Лампа — Lampa 1959 — Когда падают ангелы — Gdy spadają anioły 1961 — Толстый и худой — Gros et le maigre, Le 1962 — Млекопитающие — Ssaki 2007 — У каждого своё кино — Chacun son cinéma — эпизод «Эротический кинотеатр» 2009 — Жадность, новый аромат от Франческо Веззоли — GREED, a New Fragrance by Francesco Vezzoli 2012 — Терапия — A Therapy

Актерские работы Романа Полански:

1953 — Три повести — Trzy opowieści (segment Jacek) 1955 — Волшебный велосипед — Zaczarowany rower 1955 — Три старта — Trzy starty 1955 — Велосипед — Rower 1955 — Поколение — Pokolenie 1956 — Необыкновенная карьера — Nikodem Dyzma 1957 — Обломки корабля — Wraki 1957 — Конец ночи — Koniec nocy 1958 — Эроика — Eroica 1958 — Двое мужчин и шкаф — Dwaj ludzie z szafą 1958 — Позвони моей жене — Zadzwońcie do mojej żony? 1959 — Когда падают ангелы — Gdy spadają anioły 1959 — Летучая — Lotna 1960 — Косоглазое счастье — Zezowate szczęście 1960 — До свидания, до завтра — Do widzenia, do jutra 1960 — Невинные чародеи — Niewinni czarodzieje 1961 — Осторожно, йети! — Ostrożnie, Yeti! 1961 — Толстый и худой — Le Gros et le maigre 1961 — Самсон — Samson 1962 — Нож в воде — Nóż w wodzie (озвучка) 1965 — Отвращение — Repulsion 1967 — Бесстрашные убийцы вампиров — The Fearless Vampire Killers — Альфред 1969 — Волшебный христианин (др. название Чудотворец) — The Magic Christian — пьяница 1970 — Чао, Федерико! — Ciao Federico! 1972 — Что? — What? — Москито 1974 — Кровь для Дракулы — Blood for Dracula 1974 — Китайский квартал — Chinatown 1976 — Жилец — Le Locataire 1982 — Чехарда — Chassé-croisé 1989 — В ожидании Годо — En attendant Godot (TV) 1992 — Назад в СССР — Back in the U.S.S.R. — русский мафиозо Курилов 1994 — Чистая формальность — Una Pura Formalita 1994 — Коварство славы — Grosse fatigue 2000 — Дань уважения Альфреду Лепети — Hommage à Alfred 2002 — Месть — Zemsta 2007 — Час пик 3 — Rush Hour 3 — комиссар Реви 2008 — Тихий хаос — Caos calmo

У Полански есть нереализованные проекты.

В 1997 году Полански отказался от идеи переработать для экрана «Мастера и Маргариту» и приступил к давно задуманной экранизации повести Достоевского «Двойник». Однако на съёмочной площадке выяснилось, что режиссёр добавил сцену, в которой главный герой в исполнении Джона Траволты должен был появиться обнажённым.

Траволта наотрез отказался продолжить съёмки и без объяснения с режиссёром уехал из Парижа, оставив в недоумении 250 человек на съёмочной площадке. Полански впоследствии прокомментировал этот эпизод: «Столько народу вложили огромные усилия в этот проект, и тут совершенно внезапно всё разваливается на части. Пьер Гуффруа, который давно работает со мной в качестве художника-постановщика, плакал, когда пришлось демонтировать декорации… Как может Траволта, получающий за фильм зарплату в 20 млн $, вести себя столь глупым образом?». С осуждением действий Траволты выступили и другие режиссёры, в частности, Дэвид Линч.

В 2007 году широко анонсировалось начало съёмок фильма по роману Роберта Харриса «Помпеи». Главные роли должны были исполнить Орландо Блум и Скарлетт Йоханссон. Однако работа над картиной была отложена на неопределённый срок, — при том, что права на фильм уже купили дистрибьюторы из 35 стран. В 2014 году фильм все же вышел с другим режиссёром и актерами.

Рекомендуем:  Александр Молочников – биография, фото, личная жизнь, новости

Роман Полански — биография

Роман Полански – актер, режиссер, продюсер, автор сценариев. Имеет в своем активе все существующие награды, полученные на различных кинофестивалях – «Золотую пальмовую ветвь», «Золотого льва», «Оскара, «Золотого глобуса», «Сезара», «Феникса».

На долю этого человека выпало столько бед и несчастий, что даже трудно представить – война, гетто, роль живой мишени, в которую стреляют обезумевшие фашисты, смерть жены, и даже обвинение в изнасиловании. Роман Полански выдержал все, проявив силу духа и стойкость характера. Его считают неоднозначным и скандальным режиссером, мастером пессимистичного кино. Мрачность маэстро вполне объяснима – она родом из трудного детства, наложившего отпечаток на всю его жизнь.

Детство

Родился Роман Полански 18 августа 1933 года в Париже. Его настоящее имя Раймунд Роман Либлинг, он выходец из семьи польских евреев, эмигрировавших во Францию. Отца звали Мойзеш Либлинг, мама – Була Либлинг(по первому мужу Поланская). В семье подрастала дочь Булы от первого брака Анета. В 1936 году семейство переехало в Краков, в надежде спастись от фашистов, захвативших Францию. Но вскоре немецкие оккупанты добрались и до Польши, начались массовые репрессии против евреев и супруги оказались в краковском гетто. Анета была с ними, а вот Романа удалось пристроить в семью поляков из дальнего хутора. Мальчик почти не был похож на еврея, ему удалось переделать документы, записав его под фамилией Полански. До самого окончания войны он жил в постоянном страхе за свою жизнь. В один из дней, который он запомнил на всю жизнь, фашисты решили проверить свои навыки стрельбы, и сделали из Романа живую мишень. Он убегал от них, а оккупанты стреляли поверх его головы и весело смеялись.

Роман Полански в детстве

Спустя некоторое время мать и дочь отправили в концлагерь Белжеца, отец оказался в концлагере Плачува, потом его перевели в Маутхаузен. Мама погибла в газовой камере, Анете удалось выжить, она поселилась в Париже и после этого ни разу не была в Польше.

Отцу посчастливилось уцелеть, после войны он разыскал Романа и настоял на том, чтобы сын стал студентом технического училища. Парню абсолютно не нравилось то, чем он занимается, потому что он уже заболел миром искусства, ему нравилось кино и театр. Связать свою жизнь с кинематографом он решил после просмотра драмы «Выбывший из игры», которая до сих пор остается его любимой картиной. Он даже свои фильмы снимал в том же жанре, в котором снято его любимое творение.

Роман Полански в юности

Кинематографическая биография Романа Полански стартовала в 1953-м, когда он снялся в ленте «Поколение» Анджея Вайда. При непосредственном участии этого режиссера начинающий артист стал студентом киношколы в городе Лодзи. Диплом о ее окончании он не получил, однако необходимые фундаментальные познания все же усвоил.

Фильмы

Творческая карьера Полански начала развиваться через десять лет. В начале своей деятельности он снял несколько короткометражных проектов, и только потом принялся за полный метр под названием «Нож в воде». В Польше его дебютная работа не понравилась. Ее назвали абсурдной, слишком агрессивной и недосказанной, а вот в Штатах лента сразу нашла своих поклонников, и была номинирована на «Оскар».

Кадр из фильма Романа Полански «Ребенок Розмари»

Полански сменил место жительства, теперь он живет и работает в Англии. Именно там вышли его самые известные картины,  которые принесли ему несколько первых наград. Режиссер снял Катрин Денев в ленте «Отвращение», потом на экраны вышла лента «Бал вампиров» и фильм ужасов под названием «Ребенок Розмари». В 1976 году фильмография Полански пополнилась новым шедевром – «Жилец», где роли главных героев достались самому Роману и актрисе Изабель Аджани.

После того, как в семье режиссера случилась трагедия, он уехал в Европу. Там он продолжил снимать кино в своем любимом пессимистическом жанре. Самой заметной работой Полански стала лента «Китайский сервиз», за которую он получил премию «Золотой глобус» и претендовал на «Оскар» в 11 категориях.

После этого Роман снял ленту «Тэсс», в главной роли которой появилась Настасья Кински. Эту драму он посвятил своей жене Шэрон, которую зверски убили. Ходили слухи, что Романа и Наталью связывали не только рабочие отношения, несмотря на то, что она была всего лишь 15-летней девочкой. Среди работ режиссера в 90-х годах стоит остановиться на мелодраме «Горькая луна». Лента не стала лидером проката, даже не окупила вложенных в нее средств, подверглась критике, а все по той причине, что в ней показаны садомазохистские наклонности.

Кадр из фильма Романа Полански «Пианист»

Полански не мог не воплотить на экране холокост, который ему самому пришлось пережить в детские годы. События военных лет нашли отражение в фильме «Пианист», где роль главного героя досталась Эдриану Броуди. Лента удостоена «Золотой пальмовой ветви».

В 2017-м Полански представил на суд зрителей новый проект получивший название «Основано на реальных событиях». Сценарий ленты написан по автобиографическому роману Дельфины де Виган, в роли которой снялась актриса Эмманюэль Сенье. Вторую главную героиню сыграла Ева Грин.

Скандалы

Знаменитый режиссер часто оказывался замешанным в скандальные истории. После того, как на экраны вышла лента «Ребенок Розмари», его стали называть служителем темных сил. Ходили слухи, что Антуан ЛаВей, ставший главным консультантом проекта, является жрецом Церкви Сатаны.

В 2009 году Роман был арестован сразу после приезда в Швейцарию, где ему должны были вручать очередную награду. Оказывается, власти Америки выписали ордер на арест за то преступление, которое он совершил, еще будучи юнцом.

Роман Полански и Саманта Геймер

В 1978-м Полански был обвинен в изнасиловании модели Саманты Геймер. Он согласился подписать признательные документы, благодаря чему приговор немного смягчили. Помимо этого он дал согласие на проведение психиатрического обследования. Роман думал, что это поможет смягчить приговор, но судья даже и не думал давать ему условный срок, поэтому режиссер тайно уезжает в Лондон, а потом поселяется во Франции.

Благодаря вмешательству именитых коллег и министра культуры Франции, Роману отменили домашний арест и отказались депортировать его в США. Спустя семь лет Саманта обратилась в суд с просьбой о прекращении дела. Она сказала, что не в обиде на этого человека, и что требовать приговора 80-летнему старику не намерена. По законам Штатов Полански мог сесть в тюрьму на 50 лет.

Оказывается, все обвинение было построено на показаниях человека, который не был свидетелем происшедшего, но решил оговорить Полански, чтобы самому не сесть за решетку по статье «хранение наркотиков».

Когда в 2017-м Полански хотели избрать на должность председателя премии «Сезар», то снова начались возмущения. Правозащитники решили, что человек, обвиненный в насилии, не может занимать этот пост. Роман сам отказался от этой должности.

Скандал разразился и во время Каннского фестиваля, после того, как Полански произнес критическую речь по вопросу гендерного равенства. Он сказал, что если женщина использует контрацептивы, то она ничем не отличается от мужчины.

Личная жизнь

Первой женой режиссера стала польская артистка Барбара Квятковская. Они поженились в 1959 году и прожили вместе три года.

Роман Полански с Шэрон Тейт

Второй раз Роман сочетался браком 20 января 1968 года с Шэрон Тейт, знакомство с которой состоялось во время съемок ленты «Бал вампиров». Беременная жена режиссера трагически  погибла 9 августа 1969 года. Ее убили члены секты сатанистов, которыми руководил Чарльз Мэнсон. На теле женщины обнаружили многочисленные ножевые ранения. До рождения ребенка оставалось всего 2 недели.

Роман Полански и Эмманюэль Сенье

После этого Роман устроил свою личную жизнь с актрисой и моделью Эмманюэль Сенье, которая родила ему двух дочерей.

Роман Полански сегодня

Романа называют режиссером-изгоем, но его мало волнует мнение окружающих. Он продолжает трудиться, работает над новой картиной под названием «Дело Дрейфуса», сюжет которой в чем-то перекликается с биографией самого маэстро.

Роман Полански

Главного героя в этом проекте играет Луи Гаррель, уже имеющий премию «Сезар» за предыдущие работы в кино.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Фильмография Романа Полански

Год Название
1962

Нож в воде / Nóż w wodzie

1965

Отвращение / Repulsion

1966

Тупик / Cul-de-Sac

1967

Бесстрашные убийцы вампиров («Бал вампиров»)/ The Fearless Vampire Killers

1968

Ребёнок Розмари / Rosemary’s Baby

1971

Макбет / The Tragedy of Macbeth

1972 Что? / What?
1974

Китайский квартал / Chinatown

1976

Жилец / Le Locataire

1979 Тэсс / Tess
1986

Пираты / Pirates

1988

Неистовый / Frantic

1992

Горькая луна / Bitter Moon

1994

Смерть и девушка / Death and the Maiden

1999

Девятые врата / The Ninth Gate

2002

Пианист / The Pianist

2005

Оливер Твист / Oliver Twist

2010

Призрак / The Ghost Writer

2011

Резня / Carnage

2013

Венера в мехах / La Vénus à la fourrure

2017

Основано на реальных событиях / D’après une histoire vraie

2019

Дело Дрейфуса/J’accuse

Детство и юность

Роман Полански, при рождении нареченный Раймундом Романом Либлингом, появился на свет в Париже в августе 1933-го. Спустя 3 года после рождения сына семья польских евреев-эмигрантов Булы Кац и Мойзеша Либлинга вернулась в Польшу. В годы немецкой оккупации родители режиссера попали в краковское гетто. Роману удалось бежать и спрятаться на дальнем хуторе.

Мама Полански погибла. Отец выжил, отыскал сына и отправил его учиться в техническое училище. Но Романа уже манил мир кино и театра. Решающее влияние на выбор будущей профессии оказала английская нуарная драма «Выбывший из игры», которую и сейчас режиссер называет своим любимым фильмом. Впоследствии большинство его творений вышло в этом цинично-пессимистичном жанре.

В 1953 году Анджей Вайда задействовал юношу в проекте «Поколение». Режиссер помог Роману поступить в киношколу в Лодзи, которую тот хоть и не окончил, но фундамент кинематографического образования получил.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: