Сергей Бондарчук (старший)

Биография Сергея Бондарчука

Сергей Федорович Бондарчук – мастер эпического и историко-батального кино, выдающийся артист и кинорежиссер, обладатель множества призов Международных кинофестивалей, лауреат «Оскара» и целого ряда наград СССР, включая ордена Ленина, Дружбы народов, Октябрьской Революции. Основатель семейной кинематографической династии: сын Федора, дочери Алена и Наталья, внуки Константин Крюков и тезка режиссера Сергей Бондарчук-младший.

Его прославили киноэпопеи «Война и мир», «Ватерлоо» с непревзойденной постановкой батальных сюжетов и мастерски раскрытыми психологическими портретами исторических личностей, ленты «Они сражались за Родину», «Судьба человека», «Борис Годунов».

Он принадлежал к узкому кругу тех представителей отечественной интеллигенции, кому был дозволен временный выезд за пределы страны для съемок. В частности, он играл в ленте итальянского режиссера Р. Росселини «В Риме была ночь» и в картине югославца В. Булайича «Битва на Неретве».

Награды

У Сергея Федоровича получалось всегда само-собой: если вышел в прокат фильм – обязательно будет приз, премия или награда. Каких только номинаций и призов нет в копилке Бондарчука! Он являлся Героем социалистического Труда и лауреатом Ленинской и Сталинской премий. Обладал многими специальными премиями международных кинофестивалях.

Бондарчук – один из первых режиссёров, которые показали горькую правду о Великой Отечественной войне и отступлении советской армии. Режиссёру удавалось создавать великолепные актёрские ансамбли, за счёт чего его фильмы становились ещё правдивее, реалистичнее, ещё интереснее. У него снимались Василий Шукшин, Иван Лапиков, Нонна Мордюкова. Сергей Фёдорович – режиссёр, ставивший оперы на сцене Большого театра. Режиссера всегда любило советское руководство, вступил в партию, был избран в депутаты Верховного Совета.

Биография

Сергей Бондарчук – актер и режиссер, сценарист и педагог. Годы жизни: 1920-1994. На счету Сергея Федоровича 40 актерских работ и 9 режиссерских. Бондарчук-актер получил признание Сталина и право сниматься за границей. 

Режиссер Сергей Бондарчук

Зрители запомнили Бондарчука-режиссера как мастера массовых батальных сцен и автора экранизаций двух знаковых русских романов-эпопей «Войны и мира» и «Тихого Дона». Работы Бондарчука получили признание и за границей: Сергей Федорович – лауреат премии «Оскар». 

Сергей Бондарчук — биография

Биография Сергея Бондарчука невероятно насыщенна – в ней как-то удачно сочетались съемки в кино и создание новых фильмов, ставших шедеврами киноискусства. Создавать постановки такой масштабности больше не удавалось никому, ни до него ни после. Он был мастером эпичного кино, одним из немногих советских артистов, которого спокойно отпускали на съемки за границу. Сергей Бондарчук основал целую кинематографическую династию, в которую входили его дети и внуки, ставшие прославленными артистами.

Как актер Сергей Бондарчук прославился после съемок в картинах «Они сражались за Родину», «Судьба человека», «Борис Годунов». Как режиссер он стал известным после выхода на экраны его эпических фильмов «Война и мир», «Ватерлоо».

Детство и юность

Родился Сергей Бондарчук 25 сентября 1920 года в украинской деревушке Белозерка, что раскинулась всего в 12 км от Херсона. Папа Федор Петрович был коммунистом — «двадцатипятитысячником», одним из многих, которые отправились поднимать сельское хозяйство после революции. Когда родился Сергей, отец возглавлял местный колхоз. Маму звали Татьяна Васильевна, она была простой крестьянкой того же колхоза. У Сергея есть еще младшая сестра Тома.

Фото: Сергей Бондарчук в молодости

В 1927-м Бондарчуки поселились в Таганроге, отец сразу пошел работать на кожевенный завод, а Сергей отправился в первый класс. В 1932-м семья снова переезжает, на этот раз в город Ейск, где и прошли все школьные годы Сергея Бондарчука.

Об актерстве Сергей мечтал с детства, он был активным участником театрального кружка при школе, участвовал во всех его постановках. В 1937 году Бондарчук впервые вышел на большую сцену – он участвовал в спектакле «Сын народа», который ставил Ейский драмтеатр.

Родители видели сына инженером, но он сказал, что собирается поступать в театральное училище. Семья не восприняла выбор парня всерьез, на этой почве у него даже произошла ссора с отцом, и они некоторое время не общались. Но потом родители смирились, единственное, о чем попросили, чтобы он выучился на драматического артиста, а не комика.

В 1937-м Сергей с другом поехали в Москву, штурмовать театральный. Но буквально перед началом экзаменов они испугались, и уехали домой. Сидя в поезде, Бондарчук начал ругать себя за малодушие, он не знал, как будет смотреть в глаза отцу после такого позора.

Когда поезд сделал остановку в Ростове-на-Дону, Сергей выскочил из него и решил попробовать силы в местном театральном вузе. Он успешно прошел испытания и был зачислен на актерский факультет.

Диплом об окончании Бондарчук получил перед самой войной, потом был распределен в Ростовский драмтеатр, а потом перешел в труппу Театра Красной Армии в городе Грозном. Его призвали на фронт в 1942-м, актер прошел всю войну, и демобилизовался в 1946-м.

Бондарчук решил продолжить образование, и после демобилизации стал студентом третьего курса ВГИКа, попав в мастерскую к Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой.

Актерская карьера

Диплом об окончании ВГИКа Сергей Бондарчук получил в 1948-м, и устроился актером на «Мосфильм». Параллельно с кинематографом актер выходит на помостки Театра-студии киноактера.

Первой работой в кино была лента «Молодая гвардия», где Бондарчуку довелось стать подпольщиком Андреем Валько. После этого был еще один патриотический фильм «Кавалер Золотой Звезды», после которого о молодом актере серьезно заговорили. А вот настоящий успех пришел после исполнения главной роли в фильме «Тарас Шевченко».

Картина понравилась самому Сталину, и молодому актеру присвоили звание Народного артиста СССР. Бондарчуку на тот момент был всего 31 год. Такого награждения в истории кинематографа до этого не было, ведь чтобы получить такое высокое звание, нужно было для начала стать Народным артистом РСФСР, а Сергей получается перескочил это звание.

Сергей Бондарчук был одним из избранных актеров Советского Союза, которым разрешали выезжать за рубеж для участия в съемках. Его пригласил итальянский режиссер Роберто Росселини в свою картину «В Риме была ночь», и югослав Велько Булайич в ленту «Битва на Неретве».

Режиссерская деятельность

Дебют Бондарчука как режиссера состоялся в 1959-м, когда он получил должность режиссера «Мосфильма». В этом же году он выпустил свой первый фильм под названием «Судьба человека». Бондарчук стал не только режиссером, но и исполнителем главной роли. Партнершей по фильму стала блистательная Зинаида Кириенко. Картину очень высоко оценили не только зрители, но и критики, она стала лауреатом Ленинской премии и обладателем Большого Золотого приза на Международном московском кинофестивале.

Бондарчук был не только режиссером картин, но и зачастую сам работал в них в качестве актера. Так, в 1966-м он снялся в собственном проекте «Война и мир», и очень мастерски перевоплотился в Пьера Безухова, сумев в точности раскрыть все тонкости его характера.

Но по мнению критиков, самыми удачными работами Сергея Бондарчука можно назвать фильмы, вышедшие в 70-х годах. Он сыграл Астрова в фильме «Дядя Ваня», снятом Андреем Кончаловским, академика Курчатова в картине «Выбор цели», отца Сергия в драме «Овод».

Одним из самых выдающихся проектов Сергея Бондарчука по праву считается эпопея «Война и мир», которая прославила его имя на весь мир. Он снимал эту картину на протяжении шести лет. Первую часть под названием «Андрей Болконский» зрители увидели в 1966-м. Потом на протяжении года выходило 3 новых серии. За этот киношедевр Бондарчука наградили «Оскаром», а саму картину увидели зрители ста семнадцати стран мира.

В 1970-м Бондарчук приступил к созданию еще одного знаменитого фильма – «Ватерлоо», который лишний раз подтвердил, что режиссеру очень точно удается передать не только грандиозность баталий, но и психологию героя.

Еще один шедевр кинематографии вышел в 1975-м и назывался «Они сражались за Родину». Бондарчук был первым из режиссеров, кто решился рассказать горькую правду о войне и отступлении советских войск. Некоторые чиновники голосовали за то, чтобы картина не попала на широкий экран, но ее все-таки увидели зрители, и к тому же она была награждена Госпремией РСФСР.

В 1978-м Сергей Бондарчук взялся за экранизацию повести А.Чехова «Степь», о чем мечтал долгие годы. В 1982-м вышел еще один интересный фильм режиссера «Красные колокола», основанный на произведениях Джона Рида. После этой картины режиссер получил Госпремию СССР.

В период с 89-го по 90-й Сергей Бондарчук снимал еще один свой шедевр – ленту «Тихий Дон». Помогал ему в этом итальянский продюсер Энцо Рисполи. Это была последняя работа великого мастера кинематографа, которую он так и не увидел. В 2006-м ее закончил и озвучил сын Бондарчука – Федор. Премьера ленты состоялась в конце 2006-го в одном из московских кинотеатров, а потом уже вышла на большой экран, где ее и увидела вся страна.

Рекомендуем:  Эмир Кустурица

Личная жизнь

Первый раз Сергей Бондарчук женился на одногруппнице по Ростовскому театральному училищу Евгении Белоусовой, и в 1944-м у них родился сын Алексей. Он стал ученым-математиком. После окончания войны их брак распался, Евгения осталась с сыном в Ростове, а Сергей уехал в Москву.

Фото: Сергей Бондарчук с семьей

Перемены в личной жизни актера наступили в 1947-м, когда он впервые увидел актрису Инну Макарову. Они вместе снимались в картине «Молодая гвардия», где девушка стала подпольщицей Любовь Шевцовой. Инна впоследствии призналась, что очень робела в присутствии Бондарчука, который казался ей взрослым дядей, прошедшим через военное лихолетье. Молодые люди влюбились, и расписались в том же году. В 1950-м у них родилась дочь Наташа, которая стала продолжателем дела отца. Она училась во ВГИКе, снялась в «Солярисе», режиссера Тарковского, и сама стала режиссером в 1975-м, выпустив картину «Пошехонская старина». Наталья подарила Бондарчуку двух внуков. В 1976-м у нее родился сын Иван Бурляев, ставший впоследствии композитором, а в 1987-м дочь Мария Бурляева, актриса театра им.Маяковского.

Они прожили вместе до 1959-го, и развелись. Причиной называют актрису Ирину Скобцеву, с которой у Бондарчука закрутился роман на съемках картины «Отелло» в 1955-м. Ей было всего 27, она была самой красивой выпускницей в Школе-студии МХАТ. В этом фильме Ирина сыграла Дездемону, а Сергей Отелло.

Они поженились в 1959-м, а в 1962-м радовались рождению дочери Алены. Девушка прожила очень короткую жизнь, и в 2009-м умерла от онкологии. В 1967 году в семье родился сын Федор, ставший впоследствии актером и режиссером, прославившимся после выхода его звездной работы «9 рота».

У Федора Бондарчука в 1991-м родился сын, которого он в честь деда назвал Сергеем. Юноша продолжил актерскую династию Бондарчуков – он снимался в лентах «Сталинград», «Оттепель», «Чемпионы: быстрее, выше, сильнее».

Родила сына и дочь Бондарчука Алена, которая состояла в браке с доктором философии Валерием Крюковым. Сегодня актера Константина Крюкова можно часто увидеть на экране, он много и часто снимается.

Сергей Бондарчук очень любил своих детей, и старался привить им любовь к прекрасному. Сам он много читал и писал картины. Любовь к живописи была у него с детства, когда он впервые взял в руки подаренные краски.

Смерть

Актер продолжал работать почти до самой смерти. В 1992-м вышли две последние актерские работы великого мастера – «Случай в аэропорту» и «Гроза над Русью». Он умер от рака желудка, который прогрессировал очень стремительно. Доктора настаивали на срочной операции, но Бондарчук не захотел срывать процесс съемки «Тихого Дона», поэтому сбежал с больничной койки в Италию, где в то время находилась съемочная группа.

Фото: Могила Сергея Бондарчука

Ему могли помочь итальянские онкологи, шансы на выживание были очень хорошие, но плата за это была слишком большой. У советского режиссера таких денег не оказалось. Если бы лечение было начато вовремя, то его еще можно было спасти, а так болезни понадобилось всего 2 месяца, чтобы забрать из мира живых великого артиста и режиссера.

Сергей Бондарчук умер 20 октября 1994 года, ему было всего 74 года. Буквально за несколько часов до смерти, его исповедовал иеромонах Тихон. Местом упокоения Сергея Бондарчука выбрали Новодевичье кладбище.

Избранная актерская фильмография

  • 1948 — Молодая гвардия
  • 1953 — Адмирал Ушаков
  • 1959 — Судьба человека
  • 1973 — Молчание доктора Ивенса
  • 1975 — Они сражались за Родину
  • 1986 — Борис Годунов
  • 1992 — Тихий Дон

Режиссерские работы

  • 1959 — Судьба человека
  • 1975 — Они сражались за Родину
  • 1977 — Степь
  • 1981 — Красные колокола. Фильм 1. Мексика в огне
  • 1986 — Борис Годунов
  • 1992 — Тихий Дон

 Этот отрывок (второй) взят из статьи: https://stuki-druki.com/authors/Bondarchuk-Sergey.php

Сергей Бондарчук

Сергей Фёдорович Бондарчук. Родился 25 сентября 1920 года в с. Белозёрка (ныне — Херсонская обл.) — умер 20 октября 1994 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, педагог. Народный артист СССР (1952). Герой Социалистического Труда (1980). Лауреат Ленинской премии (1960), Сталинской премии первой степени (1952), Государственной премии СССР (1984), Государственной премии РСФСР им. бр. Васильевых (1977). Лауреат премии «Оскар».

Сергей Бондарчук родился 25 сентября 1920 года в селе Белозёрка (ныне — Херсонская область) в семье крестьян.

Отец — Федор Петрович — был коммунистом — «двадцатипятитысячником» и на момент рождения сына работал председателем колхоза.

Мать — Татьяна Васильевна — работала в том же колхозе.

Кроме Сергея, в семье был еще один ребенок — младшая дочь Тамара.

Через несколько лет после рождения Сергея семья Бондарчук переехала сначала в Таганрог (там отец семейства нашел работу на кожевенном заводе).

Учился в школе № 4 Таганрога, где начал посещать театральный кружок, в 1937 году впервые вышел на сцену Таганрогского драматическом театре (ныне — имени А. П. Чехова).

Затем семья переехала в Ейск. В этом городе Бондарчук окончил школу.

В 1937-1938 годах играл в Ейском драматическом театре.

В 1938 году окончил среднюю школу № 2 в Ейске.

В 1938-1941 годах учился в Ростовском театральном училище (ныне Ростовский колледж искусств).

В 1941-1942 годах — актёр Театра Красной Армии в Грозном.

Участник войны, в 1942-1946 годах служил в Красной Армии.

В 1948 году окончил актёрский факультет ВГИКа в Москве (мастерская С. А. Герасимова).

С 1948 года — актёр киностудии «Мосфильм» и Театра-студии киноактёра (ныне Государственный театр киноактёра). Актёрский дебют — роль коммуниста-подпольщика Валько в фильме «Молодая гвардия». Тогда же в 1948 году, во время съёмок «Молодой гвардии» женился на исполнительнице одной из главных ролей, актрисе И. В. Макаровой.

Большой успех актёру принесло исполнение главной роли в фильме «Тарас Шевченко» (1951). Фильм очень понравился И. В. Сталину. В возрасте 31 года (в мае 1952) получил звание «Народный артист СССР», минуя звание «Народный артист РСФСР».

Сергей Бондарчук на афише фильма «Кавалер Золотой Звезды»

В 1955 году познакомился с И. К. Скобцевой. В этом же году они вместе снялись в фильме «Отелло». В 1959 году они поженились и прожили вместе 35 лет.

С 1959 года — режиссёр киностудии «Мосфильм». Режиссёрский дебют — фильм «Судьба человека» (1959). В этом фильме он также сыграл главную роль — Андрея Соколова.

Сергей Бондарчук в фильме «Судьба человека»

Сергей Бондарчук считается мастером грандиозных батальных сцен с многотысячной массовкой («Война и мир», «Ватерлоо»).

Первая серия «Войны и мира» («Андрей Болконский») была закончена в 1965 году и впервые показана на Московском кинофестивале. Впечатление было грандиозным, поэтому не случайно, что фильм был удостоен главного приза. Такого не только советский, но и мировой кинематограф еще не видел. Осенью следующего года фильм вышел на экраны страны и тут же стал лидером проката — занял 1-е место, собрав на своих сеансах 58 млн. зрителей.

Стоит упомянуть, что в 1965 году, во время съемок этого сложного во всех отношениях фильма, Сергей Бондарчук едва не скончался. Об этом рассказывает И. Скобцева: «Внезапно остановили съемки и велели срочно готовить первую серию для Московского фестиваля. Нужно было все срочно перезаписывать, озвучивать, писать музыку. У него даже остановилось сердце на несколько минут. Это была клиническая смерть».

Вторая серия («Наташа Ростова») появилась на экранах страны в 1967 году (9-е место, 36,2 млн. зрителей). В том же году вышли третья («1812 год») — 21 млн. зрителей и четвертая («Пьер Безухов») — 19,8 млн.

С каждой новой серией приток зрителей в кинотеатры заметно снижался, что очень огорчало Сергея Бондарчука. Между тем за пределами СССР фильм имел огромный успех.

Рекомендуем:  Альберт Филозов - биография, информация, личная жизнь

В 1968 году он был удостоен «Оскара» и первого приза иностранной прессы Голливуда. Особенно поразил всех зрителей размах батальных сцен в картине. Например, в сцене Бородинского сражения были задействованы 15 тысяч солдат, 200 актеров, использовались 9 тысяч воинских костюмов и 3 тысячи других костюмов. Было взорвано 23 тонны пороха. Всего же в фильме участвовали 120 тысяч солдат-статистов, и этот рекорд был занесен в Книгу рекордов Гиннесса.

В советское время был одним из немногих режиссёров, которым было разрешено снимать и сниматься за «железным занавесом». Играл в фильме «В Риме была ночь» (Италия, режиссёр Р. Росселлини) и «Битве на Неретве» (Югославия, режиссёр В. Булайич).

Сергей Бондарчук в фильме «Война и мир»

С 1970 года преподавал во ВГИКе с супругой И. Скобцевой (с 1970-1988 год — заведующий кафедрой актёрского мастерства, с 1974 — профессор и руководитель режиссёрской и актёрской мастерской).

Продолжая работать как киноактер, Сергей Бондарчук демонстрировал широту диапазона и добротный традиционализм исполнения. Его наиболее заметными ролями стали Астров в «Дяде Ване» (1971, режиссера А. С. Михалкова-Кончаловского), академик Курчатов в «Выборе цели» (1975, режиссера И. В. Таланкина), отец Сергий в одноименном фильме также Таланкина (1979), Монтанелли в «Оводе» (1980, режиссера Н. П. Мащенко).

Сергей Бондарчук в фильме «Овод»

С 1972 по 1994 год — художественный руководитель студии «Время».

Фильм «Они сражались за Родину» (1975, по одноименному роману М. А. Шолохова, Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых, 1977, специальная премия на Международном кинофестивале в Карловых Варах, 1976) был поставлен к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сергей Бондарчук во многом пошел вразрез с принятым в 1970-х гг. помпезно-официозным изображением войны, показав горький и драматический процесс отступления советских войск. В фильме были собраны прекрасные актерские силы — В. М. Шукшин, И. Г. Лапиков, Н. В. Мордюкова и др. Картина также отличалась техническим совершенством батальных сцен, снятых как бы с точки зрения солдат, находящихся в окопах под ураганным огнем.

В фильме «Степь» (1978, по одноименной повести А. П. Чехова) Бондарчук реализовал свою давнюю мечту — перенести на экран одно из своих любимых литературных произведений.

Фильм «Красные колокола» (1982, по книгам американского писателя Д. Рида «Восставшая Мексика» и «10 дней, которые потрясли мир», совместное мексико-итало-советское производство, Государственная премия СССР, 1984, Главный приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1982) не стал большой творческой удачей режиссера, как и «Борис Годунов» (1985, по одноименной драме А. С. Пушкина, совместно с Чехословакией, при участии Западного Берлина и Польши), где Сергей Бондарчук также исполнил роль царя Бориса.

В 1986 году в Большом театре поставил оперу «Мазепа» П. И. Чайковского.

Был в почёте у советского руководства, входил в комиссию по похоронам Л. И. Брежнева.

Член КПСС с 1970 года. Депутат Верховного Совета РСФСР (1963-1990).

В 1971 году избран секретарём правления Союза кинематографистов СССР.

В 1986 году в ходе исторического перестроечного V съезда кинематографистов СССР, наряду с другими признанными фигурами советского кинематографа С. И. Ростоцким и Л. А. Кулиджановым, был забаллотирован на выборах секретариата и покинул руководство Союза кинематографистов СССР. С того момента начал терять авторитет и влияние, испытывая постоянные нападки за официозный подход и кумовство.

Ещё с 1960-х годов вынашивал идею экранизации «Тихого Дона» М. А. Шолохова, но проект оказался готов к реализации только к концу 1980-х годов, когда одного только его имени уже не было достаточно для начала съёмок. В 1990 году подписал контракт на съёмки совместного советско-английского фильма, при участии итальянских продюсеров. Работа над «Тихим Доном» закончилась скандалом. Итальянская сторона сообщила о том, что бюджет картины исчерпан и окончательный монтаж фильма осуществить не удалось. История завершилась только в 2006 году, когда монтаж картины завершил его сын Ф. С. Бондарчук.

Сергей Бондарчук скончался в четверг 20 октября 1994 в Москве от инфаркта миокарда. Перед смертью его исповедовал и причастил иеромонах Тихон (Шевкунов). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева. Одна судьба

Рост Сергея Бондарчука: 184 сантиметра.

Личная жизнь Сергея Бондарчука:

Первый раз женился, когда играл в Ейском драмтеатре на Евгении Белоусовой. В 1944 году у него родился сын — Алексей Бондарчук.

Евгения Белоусова работает в Доме кино в Ростове-на-Дону. Алексей — математик. Оба живут в Ростове-на-Дону.

Во время первой своей работы в кино в фильме «Молодая гвардия» он познакомился с Инной Макаровой. Она стала его второй женой.

10 мая 1950 года в молодой семье появилось пополнение — родилась девочка — актриса, режиссер Наталья Бондарчук. В 1970 году (будучи студенткой последнего курса ВГИКа) она дебютирует в фильме Сергея Аполлинариевича Герасимова «У озера». В 1977 году займется режиссурой сама.

Наталья Бондарчук известна по фильму «Солярис». Заслуженная артистка РСФСР (1977). Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2009). Создала свой собственный детский театр «Бемби». Первый муж — Николай Бурляев (род. 1946), актёр, кинорежиссёр, народный артист России (1996). Второй муж — Игорь Днестрянский (род. 1964), актёр, работает в Московском детском профессиональном театре «Бемби» у своей жены.

Внук — Иван Бурляев (род. 1976), композитор. С 1998 года по настоящее время — арт-директор Международного форума кино, театра и боевых искусств «Золотой Витязь», президентом которого является его отец. Генеральный директор продюсерского центра «Золотой Век».

Внучка — Мария Бурляева (род. 1987), актриса Московского театра им. Вл. Маяковского.

Сергей Бондарчук и Инна Макарова с дочерью

Третьей женой была актриса Ирина Скобцева. Она рассказывала, что их знакомство — это была почти мистическая история. Летом студентка Школы-студии МХАТ Ирина Скобцева отдыхала в Доме творчества художников. Живописец Василий Ефанов, вдохновлённый красотой девушки, написал её портрет. Вскоре у Ефанова состоялась выставка в Академии художеств, и среди прочих своих картин он выставил портрет Ирины Скобцевой. Она вошла в зал и увидела, что перед её портретом стоит Сергей Фёдорович Бондарчук, народный артист СССР.

А в 1955 году режиссёр Сергей Юткевич без кинопроб решил поручить Бондарчуку роль венецианского мавра в новой экранизации трагедии Шекспира «Отелло». На роль Дездемоны была утверждена Ирина Скобцева. После встречи в картинной галерее они виделись мельком на киностудии имени Горького.

На «Отелло» актёры впервые работали вместе.

«И вот в кадре он взял меня за руку, и так — рука об руку — мы прожили вместе сорок лет, до последнего его земного вздоха», — вспоминала Скобцева. А Сергей Фёдорович шутил: «Сперва задушил, а потом женился».

Они быстро поняли, что не могут существовать друг без друга. Но прежде чем объединились в семью, им пришлось пройти через многочисленные преграды и внушения аж на правительственном уровне. Бондарчука и Скобцеву вызывали в ЦК КПСС, не выпускали вдвоём на зарубежные премьеры. А успех у «Отелло» был огромный, актёров приглашали с картиной по всему миру.

К новой жене он уходил тяжело: переживал, метался. В прежней семье была маленькая дочь Наташа. Окончательно всё решила Инна Макарова: уходишь — уходи!

«Однажды, это был 1958 год, мы должны были улетать в Англию, а накануне вечером мне сообщили, что я не еду, — рассказывала Скобцева. — И Сергей Фёдорович прямо с аэродрома приехал ко мне, заявил, что больше никуда без меня не поедет. Но, перед тем как мы расписались, он поставил мне два незыблемых условия: никогда не расставаться и время от времени давать ему возможность помолчать, хотя бы три дня».

Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева

Дочь — Елена Бондарчук (1962-2009), актриса.

Внук — Константин Крюков (род. 1985), актёр. Первая супруга — Евгения Крюкова (Варшавская) (род. 1983). Вторая супруга — Алина Алексеева. Правнучка — Юлия Крюкова (род. 2007).

Сын — Фёдор Бондарчук (род. 1967), актёр, кинорежиссёр, клипмейкер. Первый брак — Светлана Рудская (род. 1968), телеведущая, актриса и главный редактор журнала «HELLO!».

Внук — Сергей Бондарчук младший (род. 1991). Был женат на дочери олимпийского чемпиона Михаила Мамиашвили — Татиане Мамиашвили. Правнучка — Маргарита Бондарчук (род. 2012). Правнучка — Вера Бондарчук (род. 2014).

Внучка — Варвара Бондарчук (род. 1999).

Рекомендуем:  Павел Лунгин - биография, информация, личная жизнь

Сергей Бондарчук снимался в своих картинах сам и постоянно снимал всю свою семью. Во всех картинах, где он был режиссёром после 1960-го года, снималась его супруга Ирина Скобцева, причём часто именно в роли жены персонажа Бондарчука: «Отелло», «Война и мир», «Выбор цели», «Молчание доктора Ивенса».

В фильме «Бархатный сезон» Сергей Бондарчук играет роль мистера Бредвери, Ирина Скобцева — миссис Бредвери, Алёна Бондарчук — дочь мистера Бредвери.

В фильме «Борис Годунов» семья Бондарчуков (третий брак) снялась в полном составе: Сергей Бондарчук (Годунов), Ирина Скобцева (хозяйка корчмы), Фёдор Бондарчук (царевич Фёдор Годунов), Алёна Бондарчук (царевна Ксения).

Фильмография Сергея Бондарчука (режиссер):

1959 — Судьба человека 1965 — 1966 — Война и мир 1970 — Ватерлоо (Италия, СССР) 1975 — Они сражались за Родину 1977 — Степь 1981 — Красные колокола. Фильм 1. Мексика в огне (СССР, Италия, Мексика) 1982 — Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира (СССР, Италия, Мексика) 1986 — Борис Годунов (СССР, Чехословакия, ГДР, Польша) 1992 — Тихий Дон (Великобритания, Италия, Россия)

Фильмография Сергея Бондарчука (сценарист):

1965 — 1967 — Война и мир (совм. с В. И. Соловьёвым) 1970 — Ватерлоо (совм. с В. Боничелли) 1973 — Пятое наступление (Югославия) (совместно с др.) 1975 — Они сражались за Родину 1977 — Степь 1981 — Красные колокола. Фильм 1. Мексика в огне (совм. с В. И. Ежовым, А. Сагуэрой) 1982 — Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира (совм. с В. И. Ежовым, А. Сагуэрой) 1986 — Борис Годунов 1992 — Тихий Дон (Великобритания, Италия, Россия) (совм. с Н. Бадалукко, Р. Балчусом)

Фильмография Сергея Бондарчука (актер):

1948 — Молодая гвардия — Валько 1948 — Мичурин — Уралец, селекционер 1948 — Повесть о настоящем человеке — Гвоздев 1948 — Путь славы — секретарь горкома 1950 — Кавалер Золотой Звезды — Сергей Тутаринов 1951 — Тарас Шевченко — Тарас Шевченко 1953 — Адмирал Ушаков — Тихон Прокофьев 1953 — Корабли штурмуют бастионы — Тихон Прокофьев 1954 — Об этом забывать нельзя — Александр Яковлевич Гармаш, писатель (прототип — Ярослав Галан) 1955 — Неоконченная повесть — Юрий Сергеевич Ершов 1955 — Отелло — Отелло 1955 — Попрыгунья — Осип Степанович Дымов, доктор 1956 — Иван Франко — Иван Франко 1957 — Двое из одного квартала — Азис 1957 — Страницы рассказа (короткометражный) — Андрей Соколов 1958 — Шли солдаты — Матвей Крылов 1959 — Судьба человека — Андрей Соколов 1960 — Серёжа — Коростелёв 1960 — В Риме была ночь / Era Notte A Roma (Италия) — Фёдор Александрович Назуков, солдат 1960 — Поднятая целина (фильм-спектакль) 1967 — Война и мир — Пьер Безухов 1969 — Битва на Неретве / La Battaglia della Neretva (Югославия, Италия, ФРГ) — Мартин 1970 — Дядя Ваня — Михаил Львович Астров 1973 — Молчание доктора Ивенса — Мартин Ивенс 1974 — Такие высокие горы — Иван Николаевич Степанов, школьный учитель 1974 — Выбор цели — Курчатов 1975 — Они сражались за Родину — Звягинцев 1976 — Вершины Зелёной горы / Vrhovi Zelengore (Югославия) — профессор 1977 — Эрнст Шнеллер / Ernst Schneller (ГДР) — генерал 1977 — Степь — Емельян 1978 — Бархатный сезон — мистер Ричард Бредвери 1978 — Отец Сергий — Отец Сергий 1980 — Овод — Монтанелли, кардинал 1982 — Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира — эпизод 1983 — Карастояновы / Karastoyanov Family / Карастояновы (СССР, Болгария) 1986 — Борис Годунов — Борис Годунов 1987 — Случай в аэропорту — Токаренко, генерал-майор 1990 — Битва трёх королей — Селим 1992 — Гроза над Русью — боярин Морозов 1992 — Тихий Дон (Великобритания, Италия, Россия) — Краснов, войсковой атаман

Озвучивание Сергея Бондарчука:

1932 — Да здравствует Мексика! (документальный) — тексты С. М. Эйзенштейна 1951 — Их было пятеро (Франция) — роль М. Джордана 1954 — Эрнст Тельман – сын своего класса (ГДР) — Эрнст Тельман, роль Г. Зимона 1955 — Сын — закадровый текст 1956 — Честь семьи — Байрам, роль А. Карлиева 1957 — Саша вступает в жизнь — текст от автора 1957 — Страницы рассказа (короткометражный) — читает текст 1958 — Поэма о море — текст от автора 1959 — Весенний ветер над Веной — закадровый текст 1960 — Повесть пламенных лет — читает текст 1968 — Журавушка — Пётр Лунин, читает за кадром письмо Марфе, роль Б. Хмельницкого 1969 — Золотые ворота — читает тексты А. П. Довженко 1975 — Горянка — закадровый текст, читает стихи Р. Г. Гамзатова 1975 — Пошехонская старина (киноальманах) (часть «Бессчастная Матрёнка») — авторский голос 1979 — Взлёт — закадровый текст 1985 — Детство Бемби — рассказчик 1989 — Султан Бейбарс — Бейбарс-султан, роль Н. С. Жантурина

Развитие карьеры

В 1948 году он окончил вуз и начал актерскую карьеру в столичном Театре киноактера. Первую роль он воплотил в ленте «Молодая гвардия» по знаменитому в свое время произведению Фадеева. Фильм снимал Герасимов, пригласивший на съемки почти весь свой курс. Увы, требовались актеры молодые, так что Бондарчуку сперва не досталось ничего. Но затем заболел юноша, исполнявший роль Валько-подпольщика, и срочно пришлось искать замену. Как оказалось, Сергея взяли не зря. Великий режиссер Всеволод Пудовкин так прокомментировал игру Бондарчука: «Артист! Взошел на экран, как танк».

В 1951-м молодой артист блестяще справился с ключевой ролью в ленте «Тарас Шевченко», заслужив почетное звание народного артиста СССР.

В 1955 г. он предстал в образе Отелло, ключевого героя одноименной картины, снятой Сергеем Юткевичем по Шекспиру. Лента была представлена на фестивале в Каннах и победила в номинации «Лучшая режиссура».

В 1959 году с триумфом прошла премьера ленты «Судьба человека» по Шолохову, где он выступил как исполнитель ключевой роли и – впервые – как режиссер. Дебютная киноработа принесла автору Ленинскую премию и Большой приз Московского международного кинофестиваля. Спустя десятки лет фильм о простом шофере, который попал в фашистский концлагерь, вынес все муки этого ада, бежал и вернулся на родину, чтобы узнать, что его родные мертвы, считается классикой отечественного кинематографа и одним из лучших фильмов о войне.

Мировую известность кинорежиссеру принесла экранизация романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир» с Людмилой Савельевой (Наташа), Вячеславым Тихоновым (Болконский), Олегом Табаковым (Николай Ростов). Сам Бондарчук перевоплотился в Пьера Безухова.

Обласканный зарубежными критиками фильм в 1969 году получил «Оскар» и «Золотой глобус» (как лучшая лента на иностранном языке), а также премии Московского и Венецианского кинофорумов.

В 1970 году вышел следующий грандиозный исторический проект – «Ватерлоо», получивший кинопремии BAFTA и «David di Donatello». В тот же период он стал завкафедрой актерского мастерства в своей альма-матер.

1975 год ознаменовался выходом картины «Они сражались за Родину», мастерски созданной им по произведению Шолохова, где вместе с ним были заняты звезды отечественного экрана: Василий Шукшин, Нонна Мордюкова, Вячеслав Тихонов, Иннокентий Смоктуновский и другие. Эта его киноработа также не осталась без наград – заслужила специальную кинопремию фестиваля в Карловых Варах.

Следует отметить снятую мэтром в 1977 году киноленту «Степь» по его любимому произведению Антона Чехова, а также созданную после этого ленту «Красные колокола» по автобиографичным произведениям Джона Рида, где роль этого писателя и журналиста играл Франко Неро.

В 1986 году кинорежиссер представил на суд зрителей ленту «Борис Годунов», кинопостановку знаменитой трагедии Александра Пушкина. Фильм был номинирован на главную награду Венецианского кинофестиваля, но, к сожалению, уступил Золотую пальмовую ветвь «Миссии» с Робертом де Ниро.

Дети

Сын Алексей не выбрал профессию, в которой блистал его отец Бондарчук. Его стезя – математика. Дочь Наталья выбрала актёрское и режиссёрское поприще, тем самым продолжив дело отца Сергея Фёдоровича. Как режиссёр, она сняла фильм «Солярис», руководит детским театром «Бемби». Дочь Елена тоже стала актрисой, а сын Фёдор пошёл по стопам отца.

Фильмография (режиссер) 

  • Судьба человека
  • Война и мир
  • Ватерлоо
  • Они сражались за Родину
  • Степь
  • Борис Годунов
  • Тихий Дон 
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: