Кантемир Балагов: биография, фильмы и личная жизнь режиссера

Его называют новой надеждой российского кино — и не без основания, как бы ни отнекивался от ярлыков сам Кантемир. В 27 лет он снимает кино без оглядки на чужое мнение, с подкупающей искренностью и прямотой. Планка была задана два года назад, когда он показал в Каннах дебютный полный метр «Теснота», о родном Нальчике эпохи 90-х, и уехал с фестиваля с призом ФИПРЕССИ. Вторая картина режиссера, «Дылда» (в российском прокате идет с 20 июня), ушла еще дальше в прошлое: год 1945-й, первая послевоенная осень, подруги-зенитчицы — скромная Ия и бойкая Маша — учатся жить по правилам мирной жизни, которая оказывается не менее жестокой, чем война. О незнакомом ему периоде Кантемир рассказал с такой точностью и бесстрашием, что каннское жюри программы «Особый взгляд», увидевшее фильм первым, вручило ему награду за режиссуру. Впрочем, страх, по словам самого Балагова, в его работе все же присутствует: «В какой-то момент ты заходишь настолько далеко, что обратного пути уже нет, и, стиснув зубы, надо идти до конца».

Почему вы решили идти до конца именно в этот период и с этими двумя героинями?

Тема эта возникла, еще когда я учился в мастерской Александра Сокурова в Нальчике и прочел книгу Светланы Алексиевич («У войны не женское лицо». — Ред.). Просто понял, что хочу снять кино о женской судьбе в это время. Не было сценария, но была зацепка, которую я после «Тесноты» начал потихоньку обрамлять. Мы с моим соавтором Александром Тереховым быстро пришли к выводу, что история эта имеет смысл и силу именно в 40-е годы — когда медицина не была настолько развита, когда люди надеялись на чудо, а война была как никогда страшна. Даже по статистике именно в Великой Отечественной войне приняло участие наибольшее количество женщин: это и пехота, и зенитчицы, и медицинский персонал.

Обе актрисы стали открытием именно благодаря вашему фильму — как это случилось в свое время с Дарьей Жовнер из «Тесноты».

Да, Василиса и Вика — дебютантки, но это не какая-то моя прихоть. У меня нет установки, что я должен снимать только новые лица. Просто в актере я ищу личность — человека, который подойдет под характер персонажа. На кастинге, чтобы попасть в нужное эмоциональное состояние, все читали отрывок из Алексиевич — тяжелый, драматичный. Но мы просили говорить слова без бравады, с иронией и легким отстранением, такой личной самозащитой…

Девочки пришли в первый день проб, и это было удивительно: две главные героини — и сразу же нашлись. Конечно, мы проводили еще кастинги, чтобы убедиться, что поступили правильно. Но в итоге выбрали именно их.

Двух подруг-зенитчиц, вернувшихся с войны, в фильме «Дылда» сыг­ра­ли актрисы-дебютант­ки — Василиса Пе­ре­лыгина (Маша) и Виктория Мирош-ниченко (Ия)

Каннская публика принимала вас хорошо? Писали, что Ума Турман была недовольна излишней жестокостью одной из сцен в «Тесноте».

В этот раз уже после вручения приза за лучшую режиссуру ко мне подошла одна из участниц жюри и сказала, что решение присудить «Дылде» награду было единогласным. Самый же запоминающийся отзыв на картину вышел в издании Variety, и написала его женщина. Автор сравнила нарушение внутренних границ героев с территориальной разрухой в послевоенной Европе. Это был настолько красиво написанный финал, что невольно подумалось: «Неужели это снял я?» (Смеется.)

Два фильма, почетное звание члена жюри (в 2018 году Кантемир судил конкурс программы «Особый взгляд». — Ред.) — вас уже можно назвать каннским завсегдатаем.

Я здесь лишь четвертый раз. Впервые оказался на Круазетт в рамках программы Global Russians, представлял короткий метр. Тогда у меня было ощущение, что я попал на такую ярмарку тщеславия, но с годами начал в этом разубеждаться. То есть элемент Vanity Fair на фестивале, конечно, присутствует, но Канны прежде всего — это Мекка для кинематографистов: здесь 24 часа в сутки люди обсуждают фильмы. И именно здесь оказывается большая поддержка таким картинам, как мои: благодаря фестивалю у них может увеличиться количество зрителей.

Чувствуете, что изменились со времени своего старта на фестивале?

Появилась какая-то опора под ногами, но сам я, хочется верить, остался таким, как прежде. Образ жизни, хотя я и пере­ехал в Москву, тоже не поменялся — местами он все такой же скучный. (Улыбается.) Светская составляющая, к примеру, мне неинтересна: я пару раз походил на мероприятия, но быстро понял, что не мое.

Фильм уже можно посмотреть в кинотеатрах 

А что интересно? Соцсети, другие зависимости XXI века?

Гаджеты — да, очень отвлекают от работы. Хотя в Instagram и YouTube я могу иногда и вдохновение поймать. А вот страницу на Facebook удалил: мне кажется, эта площадка придает твоему мнению мнимую важность. Там много лицемерия, негатива, неприятного. Понял, что не хочу общаться в таком формате.

То есть особых слабостей у вас нет?

Игры. Я очень люблю видеоигры, и они меня тоже. Для меня это такой способ расслабить голову, поэтому играю я часто. К примеру, во время съемок «Дылды» бывало такое напряжение, что хотелось просто немного порубиться, отключиться от реальности.

Рекомендуем:  Василий Сигарев - биография, информация, личная жизнь

Вам наверняка не раз говорили, что после просмотра ваших фильмов поверить в возраст автора довольно трудно. А на сколько вы сами ощущаете себя в 27?

Наверное, это уже моветон — говорить молодому человеку, что он чувствует себя стариком. (Улыбается.) На цифру в паспорте я не смотрю, да и день рождения не отмечаю. Для меня это точка отсчета — ничего больше.

А что же вы делаете вместо празднования?

Работаю. Думаю над третьим фильмом — на этот раз действие будет происходить не в прошлом, а в наши дни. Что именно это будет, я еще не понял, но точно знаю — это история про Северный Кавказ.

Кантемир Балагов в цифрах

  • 25 — До этого возраста Кан­те­мир Балагов практически никуда не выезжал из родного Нальчика. Теперь же, благодаря успеху своих фильмов, режиссер — желанный гость на кинофестивалях всего мира.
  • 3 — На третий курс своей мастерской в Нальчике принял молодого человека режиссер Александр Сокуров, увидев веб-сериал Кантемира. «Ни­какого специального значения в этом нет — просто это был единственный набор и принять меня можно было только так», — говорит сам Кантемир.
  • 4 — Столько раз Кантемир побывал на Каннском кинофестивале. Впервые он при­ехал туда в 2015 году — представлять свой короткий метр «Первый я» в рамках программы Global Russians.
  • 2 — Столько цветов преобла­дают во втором фильме Балагова, «Дылда»: зеленый и красный. Первый, более присущий Ие, символизирует жизнь, в том числе и мирную. Красный, цвет Маши, — страсть, кровь, война.

3 августа в прокат выходит драма «Теснота» Кантемира Балагова. Это дебютный фильм молодого режиссера, который произвел фурор на Каннском кинофестивале. 

Как приняли фильм на фестивалях

  • В этом году «Теснота» вошла в программу «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. Об этом режиссер узнал в день официальной пресс-конференции. «Любой может зарегистрироваться на сайте фестиваля и отправить киноленту по почте», — сказал он на вопрос о том, как его картина туда попала.
  • «Еще один дебют — фильм из России Кантемира Балагова «Теснота». Мы видели много русских фильмов и говорили о Румынии, Болгарии и других бывших восточноевропейских странах, которые часто участвовали в официальном конкурсе, а Россия отставала, за какими-то приятными исключениями. Однако мы чувствуем, что в этой прекрасной стране происходит возрождение киноиндустрии», — сказал президент Каннского фестиваля Тьерри Фремо.
  • Фильм удостоен премии Международной федерации кинопрессы FIPRESCI, Гран-при XI Международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского «Зеркало», приза «За лучший дебют» фестиваля «Кинотавр» и приза Гильдии киноведов и кинокритиков России имени Даниила Дондурея.

Что дальше

  • Сейчас Кантемир Балагов пишет новый сценарий. Он планирует снять фильм о девушке, которая вернулась домой после войны и пытается начать новую жизнь. 

О чем фильм

  • В основу ленты легла реальная история: по словам режиссера, он услышал ее от отца. В конце 1990-х в Нальчике похитили молодую пару, евреев по национальности, и потребовали у семьи большой выкуп. Им пришлось продать бизнес и обратиться за помощью к диаспоре.
  • Время действия фильма — 1998 год. 24-летняя Илана работает в гараже отца, чтобы помочь семье свести концы с концами. Она свободолюбива, перечит родителям и делает только то, что хочет сама. В день помолвки ее младшего брата Давида и его невесту похищают с требованием выкупа. Но никто из родных не идет в милицию. Они ищут деньги каждый своим способом. И Илана оказывается единственной, кто может спасти семью. 
  • По словам режиссера, для него была важна тема отношений внутри семьи: на что готовы пойти родители ради спасения детей. Еще одна важная для него тема — это взаимоотношения людей разных национальностей. 

О режиссере

  • Кантемиру Балагову 26 лет. Он родился в Нальчике, окончил творческую мастерскую Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском государственном университете. За время учебы Балагов снял несколько игровых и документальных лент. К съемкам своего дебютного полнометражного фильма «Теснота» он приступил в сентябре прошлого года.

Кто исполняет главные роли

  • По словам Балагова, самым сложным этапом съемок был кастинг. Для него было важно, чтобы национальность актеров и их героев совпадала. В главной роли — девушки из еврейской семьи Иланы — актриса школы-студии МХАТ Дарья Жовнер. Это ее дебют в кино.
  • В фильме также снялись Ольга Драгунова, Вениамин Кац, Назир Жуков и Артем Цыпин. 

Как проходили съемки

  • Фильм снят в нетипичном для кино формате 4:3. По словам Балагова, это было нужно для того, чтобы сконцентрироваться на герое и вызвать у зрителей ощущение тесноты.
  • Подготовка к съемкам заняла три месяца, а вот съемочный процесс — всего 24 дня.
  • Натуру снимали в Нальчике, в еврейском квартале. Интерьерные съемки прошли в Санкт-Петербурге.

Что говорят о фильме создатели

  • «Единственное, что придумалось с самого начала и не вызывало у меня сомнений, — это название. Теснота — это когда ты заполнен собой, когда в душе не хватает места для другого человека. С другой стороны, теснота — это чрезмерная близость: в семье, на одном пятачке земли. Ты повсюду натыкаешься на других людей с их мнением, правилами, законами, тебе не хватает воздуха, свободы», — сказал Кантемир Балагов в интервью изданию «Это Кавказ».
Рекомендуем:  Уолт Дисней — биография, личная жизнь, фото, фильмография

Начало творческого пути

О своем учителе Балагов всегда отзывается с теплотой и уважением. В одном интервью он признался, что именно Александр Николаевич Сокуров старался привить своим ученикам чувство гуманизма. Научил уважать не только гражданина, но и его личность. Прививал любовь к литературе, заставлял сочувствовать и оправдывать своих героев, как делают это хорошие авторы.

Что касается учебы в университете, то учился Кантемир средне. Молодой человек заметно отставал по уровню культуры от остальных студентов, поэтому ему пришлось заполнять этот пробел с удвоенной силой. На курсе Александра Николаевича было крайне сложно, приходилось изучать много литературы, так как он делал основной упор именно на начитанность своих учеников, а также взгляд изнутри на актерскую деятельность.

Вначале начинающий режиссер Балагов снимал исключительно короткометражные ленты, дебютным проектом стала документальная картина под названием «Андрюха». Премьера состоялась в 2016 году. Сюжет фильма основан на реальных событиях, впрочем, как и остальные работы молодого человека. Главный герой болен шизофренией, но несмотря на это, он взял на себя все домашние дела и полностью обеспечивает родителей-алкоголиков. Образ взят с соседского парня.

После фильмография Кантемира пополнилась еще несколькими новыми кинолентами, в этот список вошли:

  • «Молодой еще»;
  • «Она ждет»;
  • «Первый я».

Все проекты наполнены автобиографическими данными, поэтому трогают зрителей до глубины души.

2017 год стал самым продуктивным в творческой карьере молодого человека. Свет увидела его лучшая кинолента, которая смогла перевернуть не только Каннский фестиваль, но и жизнь ее автора. Фильм «Теснота» Кантемир Балагов пытался создать в рамках разных проявлений, тут и мысли, чувства, традиции, территориальные вопросы и проблемы. Чтобы передать «сжатость», пришлось использовать «тесный» формат съемки.

В каждом отснятом кадре чувствуется боль, переживание, любовь. Стоит только посмотреть эпизод, когда чеченские боевики пытают русского военнослужащего, или вспомнить позорную пощечину от родной матери. Потрясающий момент, когда у героини Илы буквально подкашиваются ноги после того самого «первого раза». Ну и, конечно, финальная сцена, где Дарья Жовнер сорванным голосом пытается решить семейный, личный и межнациональный конфликт. Ведь ей предстоит сделать сложный выбор: родители или любимый человек.

Фильмы

Говоря о своем главном наставнике, Кантемир не скупится на слова благодарности:

«Сокуров научил нас сознанию, сознанию гражданина, личности, он сделал из нас людей, потому что он проповедует гуманизм, проповедует любовь к литературе. Хороший автор всегда сочувствует и оправдывает своих героев, поэтому Александр Николаевич учил нас, что надо любить своих героев и оправдывать их».

View this post on Instagram

A post shared by Kantemir Balagov (@kantemir_balagov) on Oct 14, 2018 at 11:34am PDT

Режиссер Кантемир Балагов

Учеба в университете давалась непросто — Балагов понимал, что по уровню культуры отстает от других студентов, и этот пробел приходилось заполнять с удвоенной силой. И при этом «выживать» на «военном» курсе Сокурова, делавшего основной упор на начитанность подопечных и взгляд изнутри на актерскую профессию.

Начинал Кантемир с короткометражек, одним из первых был документальный «Андрюха». Работа, как и многие ленты режиссера, основана на реальной истории. Главный герой, несмотря на диагностируемую шизофрению тянувший на себе всю семью и родителей-алкоголиков, списан с соседа по улице. Наполнен автобиографическими фактами и «Первый я».

В 2017-м появилась кинокартина, перевернувшая Канны и жизнь ее создателя. По задумке автора «Теснота» полностью посвящена рамкам в разных проявлениях — мыслях, чувствах, традициях и даже территории проживания. Для передачи «сжатости» он использовал и «тесный» формат съемки.

View this post on Instagram

A post shared by Kantemir Balagov (@kantemir_balagov) on Nov 24, 2018 at 11:21am PST

Кантемир Балагов на съемочной площадке

Боль, как и любовь, кажется, наполняет каждый кадр — эпизоды пыток российского солдата чеченскими боевиками, позорная пощечина матери, тот самый «первый раз», после которого у Илы подкашиваются ноги. Охрипшая в финале героиня Дарьи Жовнер призвана решить не столько семейный и личный конфликт, разрываясь между родителями и любимым человеком, сколько межнациональный.

В конце того же года фильмографию пополнила и «Софичка», где автором сценария, помимо Антона Сергеева и Киры Коваленко, выступил и Балагов.

Кантемир Балагов (Kantemir Balagov)

Кантемир Артурович Балагов. Родился 28 июля 1991 года в Нальчике (Кабардино-Балкарская АССР). Российский режиссер, сценарист, оператор.

Кантемир Балагов родился 28 июля 1991 года в Нальчике, столице Кабардино-Балкарской Республики.

Отец — Артур Балагов, бизнесмен.

Мать — преподаватель химии и биологии, завуч в школе.

Родители Кантемира в разводе.

В ранние годы по инициативе отца занимался спортом, в частности, посещал секции дзю-до, регби, даже попробовал себя в американском футболе. Однако самого Кантемира спорт не увлекал, его тянуло к книгам и кино. Также ему хорошо давались иностранные языки, вследствие чего после окончания школы он планировал поступать на лингвистический факультет. Но в его планы вмешался отец, заявивший, что для кавказского мужчины такое занятие не является престижным, к тому же, оно малодоходное.

Рекомендуем:  Борис Хлебников – биография, фото, личная жизнь, новости, фильмография

Идти в бизнес, куда его приглашал отец, Кантемир также не захотел.

С 18 лет он начал снимать небольшие ролики. По его словам, ориентиром для него было творчество Анри Картье-Брессона. Вместе с друзьями он снял небольшой сериал с 10-минутными эпизодами, который был выложен в Сеть и получил свою нишу среди зрительской аудитории Интернета. Кантемир решился написать о своем творчестве известному кинорежиссеру Александру Сокурову и тот взял его к себе сразу на третий курс.

Окончил Кабардино-Балкарский университет в Нальчике, творческая мастерская Александра Сокурова. Во время обучения снял несколько игровых и документальных фильмов. Несколько короткометражек режиссера были показаны на 67-м международном кинофестивале в Локарно (Швейцария).

В 2016 году выступил как один из сценаристов фильма «Софичка» по одноимённой повести Фазиля Искандера, режиссером которого выступила его однокурсница Кира Коваленко.

В 2017 году дебютировал в качестве режиссера с полнометражным фильмом «Теснота» в программе «Особый взгляд» на 70-м Каннском кинофестивале, где получил приз ФИПРЕССИ. В 2017 году удостоен премии «GQ Russia» в категории «Открытие года».

«Дылда»

По-настоящему широкий успех и признание пришли к нему в 2019 году после того, как режиссер представил драму «Дылда», рассказывающую историю двух девушек-фронтовичек — Ии по прозвищу Дылда и Маши. Главные героини многое пережили на войне. Опыт жизни в экстремальных условиях в корне изменил природу их отношений, которые нельзя охарактеризовать ни как дружбу, ни как любовь — это патологическая привязанность, невозможность жить друг без друга.

Главные роли в ленте сыграли молодые актрисы Виктория Мирошниченко и Василиса Перелыгина.

Кадр из фильма Кантемира Балагова «Дылда»

Как рассказывал Балагов, идея снять ленту «Дылда» пришла к нему после прочтения книги Марии Степановой «Памяти памяти»: «Я постоянно возвращаюсь к ней. Там есть прекрасная фраза: «Травмы делают нас, массовых, штучными». Эта «штучность» мне была важна в кино, и мне было интересно ее изучать. Роль женщины в войне — у меня всегда было поверхностное представление о войне. Когда я начал изучать эту тему, я загорелся, мне было интересно, как человек, который должен по своей биологии давать жизнь, возвращается спустя четыре-пять лет с места, где он окружен смертью».

В 2019 году на 72-м Каннском кинофестивале Балагов со своим фильмом «Дылда» участвовал в программе «Особый взгляд», где получил приз за лучшую режиссуру, а также приз ФИПРЕССИ. Также лента Балагова была выдвинута от России на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», включена в шорт-лист претендентов на премию «Оскар» в номинации «Лучший международный художественный фильм», но в итоге номинирована так и не была.

Кантемир Балагов — интервью Юрию Дудю

Личная жизнь Кантемира Балагова:

Не женат.

В одном из интервью Кантемир отмечал, что не планирует создание семьи: «Я такую профессию выбрал, что семья, мне кажется, не идет вместе с этой профессией. Я действительно считаю, что мир — это не самое лучшее место для детей. У меня есть отношения, но я не зациклен на этом».

Летом 2019 года Кантемир сообщил, что встречается с Кирой Коваленко, она также режиссер и ученица Сокурова.

Кантемир Балагов и Кира Коваленко

Режиссерские работы Кантемира Балагова:

2013 — Молодой ещё 2017 — Теснота (Closeness / Tesnota) 2019 — Дылда (Beanpole / Dylda)

Сценарии Кантемира Балагова:

2013 — Молодой ещё 2016 — Софичка (Sofitška) 2017 — Теснота (Closeness / Tesnota) 2019 — Дылда (Beanpole / Dylda)

Операторские работы Кантемира Балагова:

2013 — Молодой ещё 2014 — Она ждет (She is waiting) (короткометражный)

Последние работы

Дальше творческая карьера молодого режиссера развивалась столь же успешно. Следующий фильм Кантемира Балагова — «Софичка». В качестве авторов сценария также выступили:

  • Антон Сергеев;
  • Кира Коваленко.

Следующим успешным проектом стала кинолента под названием «Дылда», премьера состоялась в июне 2019 года. Эта работа сразу оказалась в категории «Особый взгляд» на кинофестивале в Каннах. Сюжет повествует о непростой жизни двух женщин, вернувшихся с войны, которые пытаются научиться жить мирно и обыденно. Сценарий писался по роману Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо».

А также фильмографию пополнил фильм «Однажды в Трубчевске», за которую кабардинец получил две награды.

Стоит отметить, что талантливый парень в 2019 году попал в рейтинг Forbes Russia как один из самых перспективных в профессии молодых людей. Кроме него, в список вошли популярная певица Монеточка и известный интернет-блогер Настя Ивлеева.

В копилке сценариста, режиссера и оператора много наград, среди них можно выделить:

  • премию FIPRESCI ;
  • премию GQ в номинации открытие года.

Совсем недавно Кантемир дал интервью Юрию Дудю в его интернет-шоу «вДудь», где честно ответил на многие вопросы, не только связанные с кинематографом, но и личного плана. Также Балагов рассказал о предстоящих планах и задумках.

Фильмография

Режиссерские работы

  • 2014 – «Первый я»
  • 2015 – «Андрюха»
  • 2015 – «Молодой еще»
  • 2017 – «Теснота»
  • 2019 – «Дылда»

Сценарные работы

  • 2014 – «Первый я»
  • 2015 – «Андрюха»
  • 2015 – «Молодой еще»
  • 2017 – «Теснота»
  • 2017 – «Софичка»
  • 2019 – «Дылда»
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: