Невидимый дар: почему нельзя забывать о Немировиче-Данченко

Разные судьбы

«Наш зритель привык к широте русской души»

За свою долгую жизнь — а Немирович прожил 84 года и умер от сердечного приступа в 1943 году — Владимир Иванович не раз переживал перемену участи. Он начинал учиться в Московском университете на физико-математическом факультете, после перешел на юридический, но и его бросил ради театра. Оставаясь верным Мельпомене, он проявил себя в разных ипостасях: критика, сочинителя пьес, режиссера, организатора театрального дела, педагога. Неслучайно документальный спектакль-концерт, который вот уже четверть века играют на новой сцене МХТ, называется «Семь жизней Вл. И. Немировича-Данченко». Уникальность этого камерного и, в общем-то, старомодного зрелища в том, что в роли Владимира Ивановича выступает его родной внук. Василий Немирович-Данченко — профессиональный музыкант, в театре, основанном его дедом, служит с 1966 года и уже много лет заведует музыкальной частью МХТ.

Разумеется, и в этом спектакле, как и в любой монографии об истории театра, упоминается о первой встрече отцов-основателей, организованной по инициативе Немировича-Данченко и длившейся целых восемнадцать часов, начавшись обедом в два часа дня и закончившись завтраком в восемь утра.

данченко

Василий Немирович-Данченко

Фото: Global Look Press/Ekaterina Tsvetkova/Russian Look

«Наше кредо — живой академизм»

Народный артист России Марк Розовский — о юбилее театра «У Никитских ворот», уроках Товстоногова и внутреннем космосе человека

«В июне 1897 года я получил от него записку, приглашавшую меня приехать для переговоров в один из московских ресторанов, называвшийся «Славянским базаром». Там он выяснил мне цель нашего свидания. Она заключалась в создании нового театра, в который я должен был войти со своей группой любителей, а он — со своей группой выпускаемых в следующем году учеников» — писал Станиславский. Они подробно, взахлеб обсудили все детали, механизмы и принципы будущего театрального дома, особо отметив в протоколе: «Мы создаем НАРОДНЫЙ театр…».

От встречи в «Славянском базаре» до открытия Художественно-общедоступного театра прошло почти полтора года. Это был частный проект, поддерживаемый меценатами и созданный в пику государственным императорским театрам. «Они там понимают, что мы выступаем на борьбу с рутиной, шаблоном, признанными гениями и т.п.» — отмечал Немирович. И хотя открылся новый театр постановкой трагедии Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович», говоря о начале МХТ, скорее всего, все скажут два слова: Чехов и «Чайка».

Биография Владимира Немировича-Данченко

Владимир Иванович Немирович-Данченко

Владимир Иванович Немирович-Данченко. Родился 11 (23) декабря 1858 года в Озургети, Кутаисская губерния — умер 25 апреля 1943 года в Москве. Русский и советский театральный режиссёр, педагог, драматург, писатель, театральный критик и театральный деятель; один из основателей Московского Художественного театра. Народный артист СССР (1936). Брат писателя Василия Ивановича Немировича-Данченко.

Владимир Немирович-Данченко родился в г. Озургети (ныне Грузия) в украинско-армянской семье дворянина, помещика Черниговской губернии, офицера (подполковника) Российской армии, служившего на Кавказе.

Мать — урождённая Ягубян Александра Каспаровна (1829-1914), армянка, похоронена на Армянском кладбище в Москве.

Учился в Тифлисской гимназии (окончил с серебряной медалью) и затем на физико-математическом и юридическом факультетах Московского университета (1876-1879).

В 1877 году начал публиковаться как театральный критик: статьи и обзоры в журналах «Будильник», «Артист», «Стрекоза», газетах «Русский курьер» (был редактором газеты), «Новости дня» и других под псевдонимами В л., В ладь, Гобой, Нике и Кикс.

В 1881 году была написана его первая пьеса «Шиповник», поставленная через год Малым театром; в том же году был опубликован первый его рассказ «На почтовой станции».

Рекомендуем:  Джим Джармуш – биография, фото, личная жизнь, новости, фильмография.

В 1891 году был опубликован роман «На литературных хлебах». Позже вышли повести и романы «Мгла» (1894), «Старый дом» (1895) «Губернаторская ревизия» (1896), «Драма за сценой» (1896), «Сны» (1898), пьесы «Последняя воля», «Новое дело», «Золото», «Цена жизни», «В мечтах». Эти драмы пользовались большой популярностью, ставились в Александринском и Малом театрах, а также в провинциальных театрах.

В год премьеры чеховской «Чайки» (1896) отказался от Грибоедовской премии за свою пьесу «Цена жизни», объявив, что пьеса А. Чехова более достойна этой премии.

В 1891-1901 годах преподавал на драматическом отделении Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (ныне — ГИТИС). Среди его учеников Иван Москвин, Ольга Книппер и Всеволод Мейерхольд, вошедшие в труппу Московского Художественного театра.

В 1898 году вместе с К. С. Станиславским Немирович-Данченко основал Московский Художественный театр и руководил им и рядом его студий.

После Октябрьской революции Немирович-Данченко продолжил активную работу в качестве театрального деятеля: вошёл в число членов Центротеатра (высший орган, управляющий театрами), стал одним из основателей и редакторов журнала «Культура театра».

В 1919 году он организовал при МХТ Музыкальную студию.

В 1925 году студия отправилась на гастроли по Европе и Соединённым Штатам. «Такой группы актёров, — писала одна из американских газет, — мы не видели на нашей сцене с тех пор, как здесь был Московский Художественный театр, родитель студии». Перед одним из представлений оперы «Кармен» к зрителям обратился дирижёр Леопольд Стоковский: «На этом спектакле зритель будет сидеть не как обычно в опере, откинувшись на спинку кресла, а внимательно следя за событиями, разворачивающимися на сцене».

После гастролей Немирович-Данченко полтора года работал по контракту в Голливуде. Группа артистов осталась в США — не вернулась на родину. По возвращении в Москву Музыкальной студии было отказано в помещении Художественного театра, фактически она оказалась на улице; однако вскоре для работы театру была предоставлена сцена Дмитровского театра (с 1922 года сцена Театра оперетты, Большая Дмитровка, 17).

В 1926 году Студия была преобразована в Музыкальный театр имени народного артиста Республики Вл. И. Немировича-Данченко.

В 1928 году статус театра получила и Оперная студия Станиславского, созданная в 1919 году. С 1926 года два театра работали под одной крышей, располагали самостоятельными труппами и дирекциями, но имели единый оркестр, сопровождавший спектакли и тех, и других. В 1939 году в состав театра Немировича-Данченко вошёл коллектив Московского художественного балета под руководством Викторины Кригер.

После начала Великой Отечественной войны оба театра, находившиеся в июне на гастролях, вернулись в Москву, и 1 сентября 1941 года Оперный театр Станиславского, который после смерти основателя возглавлял Михаил Кедров, был объединён с коллективом Немировича-Данченко в Московский государственный музыкальный театр имени народных артистов СССР К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

С осени 1928 года из-за болезни сердца К. Станиславский прекратил актёрские выступления и деятельность режиссёра-постановщика и сосредоточился на завершении своих трудов по «системе». Вся полнота ответственности за сохранение Художественного театра легла на плечи Немировича-Данченко.

В апреле 1940 года был создан Комитет по Сталинским премиям в области литературы и искусства. Председателем Комитета был утверждён Владимир Иванович Немирович-Данченко.

Владимир Иванович был инициатором создания Школы-студии при Московском Художественном театре. Фактически это было его завещанием.

25 апреля 1943 года Владимир Иванович Немирович-Данченко умер от сердечного приступа. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Рекомендуем:  Алексей Балабанов

26 апреля 1943 года Постановлением Совнаркома СССР в целях увековечения памяти выдающегося театрального деятеля было объявлено в том числе о создании Школы-студии МХАТ его имени, о создании в доме 5/7 в Глинищевском переулке, где Немирович-Данченко прожил последние пять лет своей жизни, мемориального музея. Музей был открыт в 1944 году, улица была также переименована в честь В. И. Немировича-Данченко. Школа-студия была официально открыта 20 октября 1943 года.

До конца жизни Немирович-Данченко возглавлял МХАТ, будучи его директором и художественным руководителем.

Его именем назван Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

Семья Немировича-Данченко:

Брат — Василий Иванович Немирович-Данченко (1848-1936) — журналист, писатель, эмигрант.

Сын — Георгий Владимирович Немирович-Данченко (1889-1939) — юрист, журналист, белоэмигрант.

Сын — Михаил Владимирович Немирович-Данченко (1894-1962), окончил Московскую консерваторию по классу скрипки, в дальнейшем также связал свою судьбу с Художественным театром, был артистом Музыкальной студии при нём.

Внук — Василий Михайлович Немирович-Данченко, композитор, музыкант, в настоящее время — заведующий музыкальной частью МХТ им. Чехова, на сцене которого выступает и как актёр.

Режиссёрские работы Немировича-Данченко:

Московский Художественный театр:

1898 — «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого (совместно с К. С. Станиславским) 1898 — «Чайка» А. П. Чехова (совместно с К. С. Станиславским) 1899 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова (совместно с К. С. Станиславским) 1899 — «Одинокие» Г. Гауптмана (совместно с К. С. Станиславским) 1900 — «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся» Х. Ибсена 1902 — «На дне» М. Горького (совместно с К. С. Станиславским) 1903 — «Столпы общества» Х. Ибсена 1903 — «Юлий Цезарь» У. Шекспира 1904 — «Иванов» А. П. Чехова 1905/6 — «Дети Солнца» М. Горького (совм. со Станиславским) 1905/6 — «Бранд» Х. Ибсена 1906 — «Горе от ума» (совместно с К. С. Станиславским) 1907 — «Борис Годунов» А. С. Пушкина 1908 — «Росмерсхольм» Х. Ибсена 1908 — «Ревизор» (совместно с К. С. Станиславским) 1909 — «Анатэма» Л. Н. Андреева 1910 — «Miserere» С. С. Юшкевича 1910 — «Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому 1910 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского 1911 — «Живой труп» Л. Н. Толстого 1912 — «Екатерина Ивановна» Л. Н. Андреева 1912 — «Нахлебник» И. С. Тургенева 1913 — «Николай Ставрогин» по «Бесам» Ф. М. Достоевского 1914 — «Мысль» Л. Н. Андреева 1914 — «Смерть Пазухина» Н. Е. Салтыкова-Щедрина 1915 — «Каменный гость» А. С. Пушкина 1916 — «Будет радость» Д. С. Мережковского 1925 — «Пугачёвщина» К. А. Тренева 1929 — «Блокада» Вс. Вяч. Иванова 1929 — «Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому (Радиопостановка 1938 г.) 1930 — «Воскресение» по Л. Н. Толстому (Радиопостановка 1936 г.) 1934 — «Гроза» А. Н. Островского 1934 — «Егор Булычев и другие» М. Горького 1935 — «Враги» М. Горького 1936 — «Мольер» («Кабала святош») М. А. Булгакова 1936 — «Любовь Яровая» К. А. Тренева 1937 — «Анна Каренина» по Л. Н. Толстому (Радиопостановка 1937 г.) 1938 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова 1939 — «Половчанские сады» Л. М. Леонова 1940 — «Три сестры» А. П. Чехова 1942 — «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина (1942, Гос. пр. СССР, 1943) 1943 — «Последние дни. Пушкин» М. А. Булгакова

Музыкальная студия МХТ (Музыкальный театр им. Вл. И. Немировича-Данченко):

1920 — «Дочь Анго» Ш. Лекока (либретто М. Гальперина) 1922 — «Перикола» Ж. Оффенбаха (либретто М. Гальперина) 1923 — «Лизистрата» Аристофана 1924 — «Карменсита и солдат» на музыку оперы Ж. Бизе «Кармен» 1934 — «Травиата» Дж. Верди (либретто В. Инбер) 1929 — «Джонни» Э. Кшенека (либретто М. Гальперина и Геркена) 1930 — «Северный ветер» Л. К. Книппера (1930, трагедия на музыке, на либретто В. М. Киршона по пьесе «Город ветров») 1934 — «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича 1936 — «Тихий Дон» И. И. Дзержинского 1939 — «В бурю» Т. Н. Хренникова.

Рекомендуем:  Роберт Земекис – биография, фото, личная жизнь, новости, фильмография

Вечно второй

Обычно говоря об этом драматурге, режиссере, педагоге и общественном деятеле, его фамилию произносят с союзом «и»: «… и Немирович-Данченко». А первым в связке неизменно называют Константина Сергеевича Станиславского.

В тени своего великого коллеги, единомышленника и соперника по искусству, вместе с которым в 1898 году они осуществили настоящую культурную революцию, основав Московский художественный театр, Немирович-Данченко оказывался если не всегда, то часто — и при жизни, и после смерти.

Народные артисты СССР и театральные деятели (слева направо) Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко

Фото: РИА Новости

«По-русски нужно уметь петь»

Оперный певец Дмитрий Ульянов — о вокальных школах, театре-доме, праве на ошибку и лидерских качествах

Даже музыкальный театр, который был создан в Москве слиянием руководимых ими студий (Станиславский к тому времени уже ушел из жизни) и сразу получивший их имена, сокращенно называют «Стасиком». А если и добавляют фамилию Немировича-Данченко, то только чтобы не путать с расположенным неподалеку драматическим театром, который с недавних пор именует себя электротеатром «Станиславский».

И в трагикомическом «Театральном романе» Булгакова (а Михаил Афанасьевич очень хорошо знал сложнейшие отношения двух отцов МХТ) Немирович-Данченко, выведенный в образе Аристарха Платоновича, находится «за кадром»: он бесконечно путешествует по Индии, откуда шлет в театр письма.

Или возьмите школу-студию МХАТ, учиться в которой — мечта почти что всех отравленных театром юношей и девушек: кто, кроме специалистов или бывших выпускников, знает, что основано это учебное заведение было по инициативе Немировича-Данченко и носит его имя? И здесь Владимир Иванович вроде как опять в тени. Несправедливо!

данченко

Народный артист СССР Василий Осипович Топорков (в центре) проводит урок со студентами в школе-студии имени Владимира Ивановича Немировича-Данченко при Московском художественном академическом театре СССР имени Максима Горького

Фото: РИА Новости/Александр Гладштейн

«Музыкальный театр нельзя закрыть на замок»

Гендиректор МАМТа Антон Гетьман — о звездах со стороны, обновлении репертуара и зрительской активности

Авторитетный театральный исследователь Инна Соловьева призналась как-то: «Почему я в свое время не хотела заниматься Немировичем-Данченко? Потому что с пошлостью бороться невозможно. В отношении Немировича эта пошлость заключается в том, что он, дескать, функционер, а Станиславский — вольный гений. Причем к созданию этой чепухи приложил руку другой гений, а именно Всеволод Мейерхольд в своей статье «Одиночество Станиславского». Всё это вранье. Как ни удивительно это прозвучит, Немирович-Данченко для утверждения режиссуры в театре сделал больше, чем Станиславский. Он гораздо больше ценил форму в театре в отличие от Станиславского, который придавал значение прежде всего актерскому искусству. Не случайно именно Немирович, а не кто-нибудь другой, воспитал Мейерхольда, который, разумеется, потом его ненавидел, как сыну и полагается ненавидеть отца».

Награды и звания

Выдающийся режиссер имел звание Народного артиста Республики и народного артиста СССР, дважды получал Сталинские премии, был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: