Юрий Петрович Любимов

Любимов Юрий Петрович родился 30 сентября 1917 года в Ярославле. В 1922 г. семья переехала в Москву. Отец Любимова — Петр Захарович — держал магазин в Охотном ряду в Москве, мать работала учителем. В период репрессий родители были арестованы. После окончания семи классов Юрий Любимов, которого не приняли в старшие классы из-за происхождения, поступил в электромеханический техникум. Одновременно посещал хореографическую студию, где занимался по методике Айседоры Дункан.

В 1934 г. Любимов был принят в студию при Московском Художественном театре 2-м (МХАТ 2-й; существовал с 1924 по 1936 г.). На сцене этого театра он сыграл свою первую роль в спектакле «Мольба о жизни» по пьесе Жака Деваля (1935).

В 1936 г. поступил в училище при Театре им. Евгения Вахтангова. Еще студентом был введен на одну из эпизодических ролей в легендарном спектакле Вахтангова «Принцесса Турандот». Сыграл на сцене театра Клавдио («Много шума из ничего»), Феликса («Соломенная шляпка») и др.

По окончании училища в 1940 г. был призван в армию. В годы войны служил в ансамбле песни и пляски НКВД.

После демобилизации в 1946 г. Юрий Любимов вернулся в Театр им. Евг. Вахтангова, на сцене которого сыграл более 30 ролей: Олег Кошевой («Молодая гвардия»), Шубин («Накануне»), Кирилл Извеков («Первые радости»), Виктор («Иркутская история»), Бенедикт («Много шума из ничего»), Сирано де Бержерак в одноименной пьесе Ростана. К 1959 г. относится и первый режиссерский опыт Юрия Любимова: на сцене Вахтанговского театра он поставил спектакль «Много ли человеку надо» по пьесе Александра Галича.

Параллельно с работой в театре Юрий Любимов снимался в кино. В его фильмографии около 18 картин: в том числе «Цветные киноновеллы» (1941), «Дни и ночи» (1945), «Беспокойное хозяйство» (1946), «Робинзон Крузо» (1947), «Кубанские казаки» (1950), «Егор Булычев и другие» (1953), «Несколько слов в честь господина де Мольера» (1975) и др.

В конце 1950-х гг. начал преподавать в Театральном училище имени Б.В. Щукина. В 1963 г. со студентами третьего курса поставил спектакль «Добрый человек из Сезуана». 23 апреля 1964 г. этой постановкой открылся новый Театр на Таганке, который возглавил сам режиссер. В том же году спектакль был отмечен дипломом I степени фестиваля «Московская театральная весна».

В первые годы в репертуаре театра значительное место занимали поэтические постановки: «Антимиры» (1965) по произведениям Андрея Вознесенского, «Павшие и живые» (1965) на стихи поэтов военного и послевоенного поколений, «Послушайте!» (1967) Владимира Маяковского. Затем последовали спектакли «Герой нашего времени» (1964), «Десять дней, которые потрясли мир» (1965), «Час пик» (1969), «Что делать?» (1970). К середине 1970-х гг. Театр на Таганке стал одним из ведущих советских театров. Его спектакли были отмечены многочисленными театральными премиями как в СССР, так и за рубежом. В разные годы на сцене Таганки играли Владимир Высоцкий, Вениамин Смехов, Алла Демидова, Иван Дыховичный, Борис Хмельницкий, Леонид Филатов, Семен Фарада и др. Мировая известность к театру на Таганке пришла в 1976 г., когда на фестивале «БИТЕФ» в Югославии спектакль «Гамлет» был удостоен Гран-при.

Юрия Любимова приглашали работать известные зарубежные труппы. В 1975 г. он поставил на сцене миланского театра «Ла Скала» оперу «Под жарким солнцем любви». С тех пор он осуществил более 30 оперных постановок на ведущих сценах мира, неоднократно был признан лучшим оперным режиссером.

В начале 1980-х гг. для Театра на Таганке сложилась непростая ситуация. Под запрет советской цензуры попали спектакли «Владимир Высоцкий», «Борис Годунов», была запрещена репетиция новой работы «Театральный роман».

Юрий Любимов выехал в Англию для постановки «Преступления и наказания». В марте 1984 г., после нескольких интервью западным журналистам, он был освобожден от руководства Театром на Таганке. А 11 июля того же года указом Президиума Верховного Совета СССР лишен советского гражданства.

В годы вынужденной эмиграции режиссер сотрудничал с театрами Великобритании, Австрии, Италии, Германии, Франции, США. Среди его постановок — «Евгений Онегин» в Боннской опере, «Саламбо» в парижской Гранд Опера, «Пир во время чумы», «Мастер и Маргарита» в стокгольмском Королевском драматическом театре, «Страсти по Матфею» в «Ла Скала», «Золото Рейна» в лондонском Ковент Гардене, удостоенные высших театральных наград.

В мае 1988 г. Юрий Любимов вернулся в Москву. Через год режиссеру было возвращено советское гражданство, а его имя как художественного руководителя вновь появилось на афишах Таганки. На ее сцене он восстановил спектакли «Борис Годунов» и «Владимир Высоцкий», осуществил новые постановки — «Самоубийца», «Живаго (доктор)», «Театральный роман», «Шарашка», в котором сам режиссер сыграл роль Сталина, и др. В целом, Юрий Любимов поставил в Театре на Таганке более 100 спектаклей.

В июле 2011 г. после конфликта с актерами Таганки Юрий Любимов ушел из театра.

В 2012 г. на сцене Театра им. Евг. Вахтангова он поставил спектакль «Бесы» по роману Федора Достоевского. В июне 2013 г. в Большом театре состоялась премьера оперы Александра Бородина «Князь Игорь». Юрию Любимову принадлежит идея создания оперы-буфф «Школа жен», премьера которой состоялась 20 мая 2014 г. в театре «Новая Опера». Он же является автором ее оригинального либретто.

Юрий Любимов занимался преподавательской деятельностью в ГИТИСе, вел мастер-классы в России и за рубежом.

Народный артист России (1992). Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1977), орденом Великой Отечественной войны II степени (1996) и «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степеней (2007, 1997, 2013) и медалями.

Лауреат Государственных премий СССР (1952) и РФ (1997) в области литературы и искусства, обладатель Российской Независимой премии «Триумф» (1998), Царскосельской премии (1999), театральных премий «Чайка» (1999), «Золотая маска» (2000), «Хрустальная Турандот» (2014) и др. Неоднократно был признан лучшим режиссером в разных зарубежных театрах. Почетный гражданин ряда городов США, Израиля, Польши, Испании, Португалии, Финляндии, Франции и Японии. Почетный доктор нескольких всемирно известных университетов и академий.

Жена Юрия Петровича Любимова — Каталин, окончила филологический факультет МГУ и факультет журналистики Будапештского университета. Помимо пяти языков она в совершенстве владеет и русским. Их сын Петр (1979 г.р.), по словам отца, занимается маркетингом.

Имя: Юрий Любимов (Yuri Lyubimov)

Дата рождения: 30 сентября 1917 года

Дата смерти: 5 октября 2014 года

Возраст: 97 лет

Место рождения: Ярославль

Место смерти: Москва

Деятельность: режиссёр, актёр, педагог

Семейное положение: был женат

Юрий Любимов — биография

Прокатившееся по СМИ в июле 1984 года известие о том, что Юрий Любимов лишен гражданства СССР, стало шоком не только для театралов. Уж кем-кем, а врагом советской власти режиссер Таганки никогда не был.

Запрет на возвращение в Советский Союз потряс Любимова до глубины души. Он, ровесник советской власти, прекрасно знал все ее особенности и был уверен: стоит надавить — и под его напором и харизмой она поддастся, уступит, пусть и не во всем. Как бывало прежде.

Детство, семья Любимова

Юра появился на свет в канун Октябрьской революции, 17 (30) сентября 1917 года в Ярославле, в купеческой семье. С детства хотел стать актером: надев отцовскую шляпу, разыгрывал потешные сценки. Но пришлось пойти в рабочие. И все же мечту свою не забыл: в 1934 году, увидев объявление о наборе во Вторую студию МХАТ, решил поступать. На творческом конкурсе надерзил приемной комиссии — те позволили себе посмеяться над его экспрессивной манерой чтения, — однако был принят. И усвоил: если хочешь добиться цели, помогут и талант, и дерзость.

Актер из Любимова получился превосходный.

Галина Коновалова, старейшая актриса театра Вахтангова, рассказывала:

«Он пришел из Второго МХАТа, сразу получил все роли, со второго курса начал все играть, все девочки падали в обморок, а он разрешал себя любить. Был прекрасен, но при таком внешнем благополучии в нем что-то зрело. Зрел протест против «самодержавия» — то, чего мы не замечали до поры до времени. Помню, были перевыборы парторганизации (а партбюро имело большой вес), секретарь говорит, такой-то получил 100%!, и сзади голос совершенно взбешенного человека: «Вранье, я голосовал против». Повернулись, стоит Любимов, выкатив глаза, — он все время был против чего-то, все время с чем-то боролся, я его называла «самосожженец»».

Но что интересно: ершистый актер успешно продвигался по карьерной лестнице, был и завтруппой, и замхудрука, и секретарем комсомола. В сущности, он не воевал всерьез, а, что называется, фрондировал, и это приносило свои плоды.

Когда грянула война, Юрий оказался в Ансамбле песни и пляски НКВД вместе с рядовым Дмитрием Шостаковичем и младшим сержантом Николаем Эрдманом. Выступал на линии фронта. До хрипоты ругался с начальником — бывшим полотером, полковником Тихоновым. По признанию Юрия Петровича, это научило его стойкости, весьма пригодившейся в пору Таганки. И, по обыкновению, влюблялся.

Результатом скрепленного браком романа с балериной Ольгой Ковалевой стал сын Никита — он появился на свет уже в мирном 1949 году. Любимов тогда вновь оказался на сцене родного Вахтанговского. И сердце его принадлежало театру и любимице Сталина, приме Людмиле Целиковской — гражданской супруге Юрия Петровича на долгие годы.

Вскоре у ведущего актера, красавца, окруженного толпами поклонниц, начался творческий кризис: «Я в один прекрасный день устал играть. Мне казалось, я уже слишком стар. Мне было неприятно подчеркивать черты лица, накладывать грим толстым слоем, да и губы красить… А кроме того, на сцене было слишком много пыльных кустов. Я все время задавал себе вопрос: зачем так много кустов?..»

В 1963 году Юрий Петрович поставил с третьекурсниками Щукинского театрального училища пьесу Бертольда Брехта «Добрый человек из Сезуана». В спектакле все — условность, жест, нарочитая театральность — противоречило тому, что до этого момента считалось основой советского театра. И хотя на дворе была хрущевская оттепель, вероятность того, что спектакль запретят, была велика. Кстати, сам Любимов, от природы гениальный пиарщик, поддерживал это мнение и тем разогрел интерес публики к «Доброму человеку…» почти до точки кипения.

И тут в газете «Правда» появилась одобрительная статья живого классика — Константина Симонова. Власти мнение поэта услышали и… доверили Любимову театр.

До Любимова Московский театр драмы и комедии на Таганке интереса у публики не вызывал. А теперь — очереди, особая «таганская» билетная мафия. Режиссер был жесток с актерами, поскольку знал ремесло не понаслышке. На представлениях сидел в зале с фонариком. И, если включал белый свет, все знали: после будут разбор полетов и многочасовая репетиция. Многие уходили, другие оставались и росли с театром, как Высоцкий.

Ради них Юрий Петрович бесконечно ходил по чиновничьим кабинетам, бился с азартом — ему это даже доставляло удовольствие, хотя порой кончалось сердечным приступом. И, хотя многое запрещали, он умудрялся обойти запреты, обыграть чиновников. Нельзя ставить со скандальным Высоцким «Калигулу»? Хорошо, вот канонический «Гамлет» — с ним же! И так 20 лет подряд. Любимов стал уставать…

После кончины Брежнева стало полегче: новый глава государства Андропов Юрию Петровичу благоволил и позволял многое. Но вскоре здоровье стало подводить высокого покровителя. И вот, год 1984. Все возвращается на круги своя. Почти по Оруэллу. Запрещают не только спектакли — репетиции! А режиссеру уже 65, рядом молодая — 30 лет разницы -жена-венгерка Каталин, сынишка Петя… Хочется работать, а не воевать. Прежде зарубежные постановки были отдушиной. Теперь остались только они: «Я решил, что в момент, который создался, я вряд ли выживу. А если я уеду — я и выживу, и дело пойдет дальше. Я и вернусь, и выживу».

Две оперы — весной, еще одна — осенью. И спектакль по «Преступлению и наказанию» в Лондоне. Перед премьерой разразился скандал. Любимов обругал за непрофессионализм заведовавшего культурой «министра-химика» Демичева. В ключе «мне стыдно, что я русский» прокомментировал трагедию с корейским «Боингом-747» (самолет с 269 пассажирами был сбит за отклонение от курса).

Режиссера обязали прибыть в посольство СССР — он не пошел. Тогда на премьеру явился советник по культуре Павел Филатов. Потребовал личной беседы, а выслушав отказ, заявил: «Преступление налицо. Интересно, каким будет наказание». И Юрий Петрович взорвался, наговорил на пресс-конференции много жестких слов. Однако все же предпринял и попытку «договориться» с советскими властями: «Думал, что смогу таким образом оказать давление, убеждал себя: вспомнят, что мне 66, сочтут возможным пойти навстречу…»

Возможно, будь жив Андропов, так и произошло бы. Но при новом генсеке, ретрограде Черненко, Любимов вмиг лишился всего. Британия предоставила его семье статус беженцев. «Мы не собирались эмигрировать… Отправляясь в Лондон, мы взяли с собой только летние вещи. Разве так готовятся к эмиграции? Конечно, первое время мы были растеряны. Но если в Союзе думали, что на чужбине мы помрем от нищеты, то сильно просчитались», — говорила журналистам жена режиссера. «К моему счастью, я сразу получил работу везде. Поэтому и выжил», — соглашался Юрий Петрович.

Вскоре Любимов стал гражданином Израиля. Был приглашен в театр «Габима» в Иерусалиме. И начал колесить по миру: «За границей за семь лет я сделал больше, чем здесь за двадцать» — более 35 постановок. Каталин ездила с ним, обставляла временные квартиры похожей мебелью, чтобы ее горячо любимый муж чувствовал себя комфортно.

А потом грянула перестройка, и Любимову предложили вернуться на родину. Мог ли он отказаться? Конечно, нет. Он получил обратно паспорт, театр, имя на афише, но многое было безвозвратно утрачено. Еще годы работы, конфликты с труппой, раздел Таганки… Воевать с теми, кого режиссер считал «своими», он был не готов, да и не хотел. В конце концов, Юрий Петрович вернулся туда, откуда начал много лет назад свой творческий путь, — в театр имени Вахтангова.Там с ним и попрощались 5 октября 2014 года…

Содержание

Рекомендуем:  Александр Галибин - биография, информация, личная жизнь

Биография

Юрий Любимов – мэтр отечественной драматургии, гениальный актёр, режиссёр, сценарист, лауреат Сталинской премии, Народный артист России.

Несмотря на сложный и конфликтный характер, Любимовым восхищались. Ему рукоплескали не только отечественные зрители, но и зарубежные театралы и критики. До последних дней своей жизни, он не переставал творить.

Смерть

В октябре 2012 года режиссер пожаловался на боли в сердце. Курс интенсивной терапии не помог, и 30 октября Юрий Любимов впал в кому. Но вечером следующего дня вышел из коматозного состояния и в конце ноября выписался.

Похороны Юрия Любимова

Через 2 года, в октябре, мэтра доставили в больницу, диагностировав сердечную недостаточность. Спустя 3 дня, 5 октября 2014 года, 97-летний режиссер скончался. Его похоронили на Донском кладбище. Могила патриарха сцены находится на участке №15 рядом с местами упокоения родителей.

Юрий Любимов — биография

Юрий Любимов – актер, режиссер, педагог, известный своими талантливыми постановками «Добрый человек из Сезуана», «Братья Карамазовы» .

Юрия Любимова, лауреата Сталинской премии, Народного артиста РФ, часто называли реформатором, патриархом российского театра. Он вызывал неподдельное восхищение своим творчеством. В то же время его побаивались – характер у Любимова был неудобным, тяжелым и конфликтным. После лишения гражданства Любимов занимался постановкой драматических, оперных спектаклей в Ковент-Гардене, Ла Скала, в Гранд-опера. Его талант не имел границ, он легко покорял любого зрителя – русского и иностранца. На родину маэстро вернулся настоящим триумфатором, и до глубокой старости продолжал заниматься творчеством.

Детство и юность

Юрий родился в Ярославле 30 сентября 1917 года. Его отец был купцом. В 1922 году Любимовы переезжают в Москву. В это время в СССР объявлена новая экономическая политика. Отец мальчика, поверив, что правительство дает новый шанс людям с предпринимательской жилкой, открывает лавку, торгует шотландской сельдью. Петр Любимов был образованным человеком, закончил коммерческое училище. Однако ему и в голову не приходило, что время НЭПа закончится так быстро и трагично. Мама Юры, закончившая педагогическое училище, тоже работает — преподает в начальной школе.

На фото Юрий Любимов в молодости

В конце 20-х отца лишают гражданских прав, поскольку он живет на нетрудовые доходы. Лишенец Любимов неоднократно подвергался аресту. Чтобы власти не притесняли семью из-за «опасного» родственника, Петр Захарович разводится с женой. Любимовы тяжело переживают непростое время. И только помощь многочисленной родни позволяет семье как-то существовать.

После окончания 7 классов Юрию пришлось уйти из школы, его происхождение стало преградой на пути к старшим классам. Рабочая специальность – это все, что ему позволено. Он учится в техникуме, собираясь стать электромехаником. Но мир искусства страстно тянет молодого человека к себе. Он не может забыть божественную игру Константина Станиславского, которого видел во МХАТе еще в детстве. Впечатление об этом действе Любимов сохранил на всю жизнь. Юноша поступает в театральную студию, работавшую при 2-м МХАТе. В 1935 году Юрий впервые выходит на театральные подмостки. Ему было только 18 лет, и этот выход стал началом его творческой карьеры.

Театр

Первой ролью Любимова был эпизод в спектакле «Мольба о жизни». Через год 2-ой МХАТ закрывают, Юрий переходит на работу в Щукинское училище, открывшееся при театре Вахтангова. На сцене этого театра Любимов занят в постановках «Человек с ружьем», «Много шума из ничего». Его талантливую игру заметили, юноша получает второстепенные роли в спектаклях «Путь к победе», «Принцесса Турандот».

В дипломной работе «Мещане» Любимов играет с таким блеском, что его принимают в труппу. Это был 1939 год. Вскоре работа в театре прерывается – Любимова призвали на службу в армию. В военные годы он служит в эстрадном ансамбле при НКВД, который был создан для поднятия воинского духа у бойцов на передовой.

Юрий Любимов в театре

В 1946 году артист был демобилизован, вернулся в театр им. Вахтангова, где ему доверяют главные роли. Он играет Кошевого в «Молодой гвардии», Криса в спектакле «Все мои сыновья», Шубина в «Накануне». В 50-е годы Любимов играет главные роли в постановках «Идиот», «Чайка», «Маленькие трагедии», «Много шума из ничего».

В 1959 году Любимов выступает в качестве режиссера в постановке «Много ли человеку надо». Гениального актера пригласили работать преподавателем в Щукинском училище. Подобрав актеров из числа студентов, Любимов ставит пьесу «Добрый человек из Сезуана». Революционный спектакль вряд ли остался бы в репертуаре театра. Задержаться там ему помогла только поддержка влиятельных персон.

Через некоторое время Любимову предлагают возглавить Театр драмы и комедии на Таганской площади, пребывавший в упадке. Талантливому режиссеру понадобилось только два года, чтобы сделать из «Таганки» ведущий театр. Первым спектаклем стал небезызвестный «Добрый человек из Сезуана», за который в свое время Любимов выслушал так много нареканий.

В течение трех первых лет на сцене «Таганки» шли драмы. Затем пришло время для классических пьес, современных произведений. Любимов ставит «Жизнь Галилея» Бертольда Брехта, «Гамлета», «Товарищ, верь…», «Послушайте!». Его спектакли недаром называли революционными. Вскоре о них заговорили в Европе. «Таганку» стали именовать маленьким «островком свободы» в СССР. В 1983 году любимовская труппа побывала в Лондоне, английские театралы получили большое удовольствие от спектакля «Преступление и наказание».

Талант режиссера Любимова был удивительно многогранным, это ярко доказывают его постановки в оперном театре. В середине 70-х годов на сцене Ла Скала представлен его спектакль «Под жарким солнцем любви». Авангардистскую постановку высоко оценили зрители. После этого были и другие оперы – «Пиковая дама», «Дон Жуан», «Набукко».

80-е годы стали периодом настоящих испытаний для знаменитого режиссера. Ушел из жизни Владимир Высоцкий, ведущий актер «Таганки». Созданный в честь его спектакль цензура запретила. Та же участь постигла и «Бориса Годунова», революционный спектакль был запрещен.

Юрий Любимов в 1984 году представляет на сцене лондонского «Лирика» свой спектакль «Преступление и наказание». Здесь приходит известие о лишении его гражданства. Указ был подписан генсеком ЦК КПСС К. Черненко, возмущенным интервью, которое Любимов дал корреспондентам «Таймс».

Возвращаться в СССР было невозможно, гражданство режиссеру предоставил Израиль. В течение семи лет Юрий Любимов работал за рубежом. Он перемещается из Австрии в Англию, Америку, Италию, Швецию. Американские и европейские театралы были только рады такому положению дел, но Любимов мечтал вернуться на Родину.

Когда началась перестройка, Любимов возвращается в Москву. Ему возвращают гражданство, он вновь становится главой «Таганки», получает звание Народного артиста России. Но его методы управления нравятся далеко не всем актерам, под руководством Николая Губенко оппозиционеры поднимают бунт.

В 1997 году Любимову исполнилось уже 80 лет, но он полон творческих сил. На сцене «Таганки» идут «Братья Карамазовы», через пять лет поставлен «Фауст». Труппа, которой руководит легендарный режиссер, гастролирует по всей стране и за границей. В это время театр переживает следующий виток скандалов, связанных с появлением нового администратора. Им стала Каталин Кунц, жена Любимова, возвратившаяся в Москву.

Труппа была недовольна новым администратором, поводом для этого послужило неосторожное высказывание Кунц. В одном из своих интервью он заявила, что без Любимова «Таганка» очень быстро стала напоминать «Помойную яму». Тем самым она смертельно обидела людей, приложивших немало усилий в битве за возвращение Любимова на Родину.

В 2010 году Юрий Любимов написал заявление об уходе, официальная причина такого решения – чиновничья бюрократия. Новый скандал удалось замять, художественный руководитель остался на своем посту. В 2011 году прогремел очередной скандал – актеры «Таганки», гастролирующие в Чехии, попытались получить от Любимова причитающиеся им деньги. Худрук отказал им в этой просьбе, тогда труппа выдвинула новое требование – уволить Кунц. Эти требования остались без ответа.

Несмотря на скандалы, время от времени сотрясающие театр, режиссер продолжает плодотворно работать. В 2012 году на премьере «Бесы» Любимову аплодируют стоя. В это время художественному руководителю «Таганки» было уже 94 года. Он работал до самой своей кончины, успев поставить еще две работы — оперу «Князь Игорь», оперу-буфф «Школу жен».

Личная жизнь

Юрий Любимов пользовался невероятным успехом у женщин. Это был великий сердцеед – харизматичный, притягательный, красивый. В роду Любимовых были цыгане, бешеная энергетика актера, его яркая внешность, темперамент объяснялись именно этим фактом. Еще в студенческие годы Юрий пережил большую любовь к своей сокурснице. Девушка отвечала ему взаимностью, однако эти отношения были недолгими.

Первый брак Юрий заключил после войны, его избранницей стала балерина Ольга Ковалева. У супругов родился сын Никита (1949 год). Мальчик вырос, поступил учиться в духовную семинарию. Этот брак не был долгим, Ольга нашла себе другого мужа, знаменитого дирижера Юрия Силантьева.

На фото Юрий Любимов и Людмила Целиковская

В 50-х годах Любимов стал встречаться со звездой советского кино Людмилой Целиковской. Эта женщина отличалась яркой красотой, но среди своих многочисленных поклонников она выбрала именно Любимова. Их гражданский брак продержался целых 15 лет. Поводом для расставания явилось знакомство Юрия с венгерской переводчицей Каталин Кунц.

Любимов был старше своей избранницы на 28 лет, однако они создали очень крепкий союз. В 1979 году у пары родился сын Петр, Юрию в это время исполнилось 63 года. Его жена Каталин – незаурядная личность, она закончила филфак МГУ, журфак Будапештского университета, в совершенстве знает шесть языков. Умная женщина, понимая масштаб личности Любимова, сознательно отказалась от построения карьеры. Она стала музой, доброй помощницей, надеждой и опорой Любимова.

У Любимова было поистине богатырское здоровье, однако годы брали свое. В октябре 2012 года режиссер, испытывающий острые боли в сердце, проходит курс интенсивной терапии. Лечение не помогло – Юрий впал в кому. Он пробыл в коматозном состоянии только сутки, в конце ноября его выписывают из стационара. Через два года Любимов умирает от сердечной недостаточности. Он погребен на Донском кладбище рядом со своими родителями.

Избранная фильмография

  • 1941 Цветные киноновеллы
  • 1943 Дни и ночи
  • 1946 Беспокойное хозяйство
  • 1948 Мальчик с окраины
  • 1949 Кубанские казаки
  • 1951 Прощай, Америка!
  • 1958 Город зажигает огни
  • 1963 Каин XVIII

Театральные режиссерские работы

  • 1959 — «Много ли человеку надо»
  • 2012 — «Бесы»

Театральные роли

  • 1936 — «Принцесса Турандот»
  • 1947 — «Молодая гвардия»
  • 1950 — «Миссурийский вальс»
  • 1951 — «Сирано де Бержерак»
  • 1954 — «Чайка»
  • 1957 — «Две сестры»
  • 1959 — «Маленькие трагедии»
  • 1962 — «История одной семьи»
  • 1969 — «Мать»
  • 1977 — «Мастер и Маргарита»
  • 1981 — «Три сестры»
  • 1982 — «Борис Годунов»
  • 1988 — «Добрый человек из Сезуана»
  • 1993 — «Живаго»
  • 1997 — «Братья Карамазовы»
  • 1998 — «Шарашка»
  • 2002 — «Фауст»
  • 2007 — «Горе от ума
  • 2009 — «Арабески»
  • 2011 — «Маска и Душа»
  • 2014 — «Школа жён»

Ссылки

  • Facebook
  • Страница Юрия Любимова на сайте театра Вахтангова
  • Последнее интервью Юрия Любимова: «Я радуюсь. Проснулся — уже хорошо»
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Юрий Любимов

Юрий Петрович Любимов. Родился 30 сентября 1917 года в Ярославле — умер 5 октября 2014 года в Москве. Советский и российский театральный режиссёр, актёр и педагог. Народный артист Российской Федерации (1992).

Юрий Любимов родился 17 (30 по новому стилю) сентября 1917 года в Ярославле.

Отец — Любимов Пётр Захарович, окончил реальное коммерческое училище, был купцом, имел магазин в Охотном ряду в Москве. При советской власти был поражен в правах.

Мать — учительница младших классов.

Старший брат — Давид.

Дед по матери был цыганом. «Меня однажды привели в театр «Ромэн». И вот когда они начали свои дела — я весь заходился!», — вспоминал Любимов.

В 1922 году семья переехала в Москву. В 1924 году Юрий Любимов был на похоронах Ленина. Ребёнком видел самого Станиславского в роли Фамусова во МХАТе, в спектакле «Горе от ума». Когда он был еще маленьким родителей арестовали.

В 1934 году был принят в студию при МХАТе 2-м, на сцене которого в 1935 году сыграл свою первую роль в спектакле «Мольба о жизни».

В 1936 году МХАТ 2-й был закрыт, и Любимов перевёлся в Театральное училище имени Б. В. Щукина при Театре им. Вахтангова, которое окончил в 1939 году.

Участвовал в Советско-финской войне. В период с 1941 по 1945 год в составе Ансамбля песни и пляски НКВД выступал непосредственно на линии фронта. Имел награды: Медаль «За оборону Ленинграда» (1943 год), Медаль «За оборону Москвы» (1944 год), Медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945 год), Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946 год), Медаль «В память 800-летия Москвы» (1947 год).

В 1946 году Любимов был принят в труппу Театра им. Вахтангова. Здесь же в 1959 году он дебютировал как режиссёр, поставив пьесу А. Галича «Много ли человеку надо». С 1953 года преподавал в училище имени Щукина.

Юрий Любимов в молодости

В 1952 году ему была присуждена Сталинская премия второй степени за роль Тятина в спектакле «Егор Булычов и другие» М. Горького (Государственный академический театр имени Е. Вахтангова).

В 1954 получил звание Заслуженный артист РСФСР.

В 1963 году силами студентов курса А. А. Орочко поставил спектакль «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольта Брехта «Добрый человек из Сычуани», исполнители которого в 1964 году составили ядро труппы Театра на Таганке.

Среди лучших постановок — «Жизнь Галилея» Б. Брехта, «Гамлет» У. Шекспира (1971), «А зори здесь тихие…» по повести Б. Васильева, поэтические представления «Павшие и живые», «Послушайте!», «Товарищ, верь…».

Бескомпромиссные постановки Любимова получили большую известность не только в СССР, но и во всём мире, а его театр назвали «островом свободы в несвободной стране».

Рекомендуем:  Зак Снайдер – биография, фото, личная жизнь, новости

Спектакль по роману Достоевского «Преступление и наказание», показанный в 1983 в Лондоне, был удостоен премии Evening Standard.

Во время спектаклей режиссёр часто сидел в зале и, манипулируя включённым трёхцветным фонариком в руках, делал подсказки актёрам и поддерживал динамику их игры.

Как режиссёр Любимов много работал и в оперном театре. Первой постановкой стала опера итальянского авангардиста Луиджи Ноно «Под жарким солнцем любви» в «Ла Скала» в 1975 году. Также поставил оперы «Дон Жуан» В. А. Моцарта, «Саламбо» М. Мусоргского, «Енуфа» Л. Яначека, «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича, «Пиковая дама» П. Чайковского (в редакции Альфреда Шнитке), «Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева, «Набукко» Д. Верди и др.

Эмиграция Юрия Любимова

В 1980-е годы, после смерти Владимира Высоцкого, обстановка вокруг театра накалилась. Власти запретили спектакль, посвящённый памяти артиста. Были запрещены также следующая постановка Юрия Любимова — пушкинский «Борис Годунов» (1982 год), репетиции булгаковского «Театрального романа» (1983 год).

Несмотря на свои заслуги, в 1984 году Юрий Петрович Любимов был лишён гражданства СССР. Это произошло после публикации в газете «Times» в 1984 году интервью Любимова Брайану Эпплъярду (Bryan Appleyard), в котором режиссёр высказывал свою критическую позицию по поводу культурной политики в СССР.

В момент лишения гражданства Любимов находился в Лондоне. Решение было принято заочно, оформлено в виде Указа Президиума Верховного Совета СССР, за подписью Черненко. Так его «предательски, за спиной, освободили от должности художественного руководителя», а после этого лишили советского гражданства. Имя Любимова было снято со всех афиш и программ Театра на Таганке, и даже упоминание о нём было поставлено под запрет. Вместо него художественным руководителем Театра на Таганке был назначен Анатолий Эфрос.

В своих записках к сыну Юрий Любимов писал: «1984 г., 16 июля. В этот день, Петя, стал я человеком без гражданства. Пришла итальянская полиция. Сообщила, что звонил советский консул Турина, настойчиво просил позвонить. Сухо, твёрдо довёл до моего сведения Указ о лишении гражданства СССР. Потребовал встречи и сдачи паспорта. Оставлю как сувенир, а потом посмотрим, что будет через год-два. Спросил, кем же вы меня сделали: грузином, таджиком, французом. Я как был русским, так и остался. Совсем распоясались после смерти Андропова. «В России нет Закона, есть столб, а на столбе корона. А. С. Пушкин». Вот и закончилась двадцатилетняя борьба с обалдевшим советским правительством».

После лишения гражданства он работал в Израиле, США, Англии, Скандинавии, Франции, Италии, Германии. Ставил как драматические, так и оперные спектакли. В том числе, в Ковент-Гардене, Ла Скала и Гранд-опера. Рядом с режиссёром была его жена Каталин Любимова (Кунц), венгерская журналистка и переводчица, и их общий сын Петя. Каталин моложе Ю. П. Любимова на тридцать лет, и их знакомство — случайность. И несмотря на предыдущие романы, сам Любимов предпочитает говорить только об одной женщине в своей жизни — о Каталин (Кате).

Запад с радостью принял Ю. Любимова — Израиль предоставил ему своё гражданство, ему доступны знаменитые и лучшие театральные сцены, его постановки пользуются большим успехом.

«Мы облагодетельствованы его изгнанием!» — заявил Запад в ответ на изгнание Любимова. В вынужденной эмиграции режиссёр провёл долгих семь лет. «Как бродяга мотался по Европе», — скажет он позже. Но и Европа, и США, и Япония были в восторге от решения советских властей: его спектакль «Преступление и наказание» в Австрии, Англии, США и Италии был удостоен высших театральных премий, по приглашению Ингмара Бергмана в Стокгольмском Королевском драматическом театре он поставил «Пир во время чумы» и «Мастера и Маргариту», а «Бесы» очень долго и успешно гастролировали по всему миру.

Причиной опалы была гражданская позиция Любимова, которой тот не скрывал, но поводом последующего изгнания, судя по всему, стала роль Любимова в организации похорон Владимира Высоцкого. В дни Летней Олимпиады 1980 года Москва была закрытым городом, и власти старались тихо и незаметно похоронить артиста: «Видимо, их мышление было таково, что как такого типа провозить мимо Кремля на Ваганьковское кладбище. Поэтому они — раз, и в туннель юркнули. Стали выламывать его портрет, который выходит на втором этаже, поливочные машины стали смывать цветы, которые люди берегли зонтиками, потому что была страшная жара… И вот эта толпа огромная, которая вела себя просто идеально, начала кричать на всю площадь: «Фашисты! Фашисты!». Этот кадр обошёл весь мир, и это, конечно, они затаили. Как бы я был виновник, а потом моя жизнь, конечно, стала совсем невыносимой».

Любимов многое сделал для становления творческой личности Высоцкого. В своей книге «Владимир, или Прерванный полёт» Марина Влади пишет: «Твои отношения с Любимовым углубляются из года в год. Он становится тебе немного отцом, которого у тебя никогда по-настоящему не было. Ты восхищаешься им и побаиваешься его. Он любит тебя, как талантливого сына, с которым, правда, хлопот не оберёшься. Вы дополняете друг друга в работе, и смотреть репетиции становится для меня настоящим наслаждением».

Высоцкий Любимову посвятил несколько песен, в том числе — «Ещё не вечер», «Як — истребитель» и «Юрию Петровичу Любимову с любовью в 60 его лет от Владимира Высоцкого», с известным рефреном: Скажи ещё спасибо, что живой.

Возвращение Юрия Любимова

В мае 1988 года Любимов приехал в Москву, его встретили как победителя.

23 мая 1989 года ему вернули советское гражданство, а его имя вновь появилось на афишах Таганки в качестве художественного руководителя. Им были восстановлены запрещённые ранее спектакли «Борис Годунов», «Владимир Высоцкий», «Живой».

Однако когда режиссёр решил вернуться навсегда, к нему вдруг охладели, и началось предъявление счётов. В театре на Таганке вспыхнул острый конфликт, и последовал раскол, в результате чего отделилась часть труппы под руководством Николая Губенко. Впоследствии они образовали новый театр — «Содружество актёров Таганки», и разместились в новом здании Театра на Таганке. Любимов вместе с оставшимися актёрами и сотрудниками театра создал новую команду Театра на Таганке и продолжил работу в старом здании на Земляном Валу.

В 1992 году Любимов удостоен звания народного артиста Российской Федерации.

Любимов — сторонник контрактной системы и жёсткой дисциплины в театре. По его убеждению, качество хорошего режиссёра — беречь талантливых актёров, применять к ним индивидуальный подход; а актёр должен либо выполнять требования режиссёра, либо уходить, не нарушая дисциплину в театре.

7 декабря 2010 года, на вручении премии «Звезда Театрала», Любимов впервые объявил о своём желании уйти в отставку с поста художественного руководителя Театра на Таганке. Своё решение он объяснил конфликтом с Департаментом культуры Москвы.

В июне 2011 года на гастролях в Чехии актёры театра прилюдно потребовали от Любимова отдать им гонорар за сыгранный спектакль. Желание актёров обидело режиссёра и побудило его подать заявление об отставке.

6 июля 2011 года Департамент культуры Москвы сообщил об освобождении Любимова от должности художественного руководителя и директора Театра на Таганке по собственному желанию. Главный режиссёр покинул Театр на Таганке 16 июля, не попрощавшись с актёрами. За ним последовали два актёра театра: Дмитрий Межевич и Алла Смирдан, а также несколько административных работников.

После этого Любимов сообщил о своих творческих планах: поставить оперу «Кармен» и спектакль «Бесы».

В 2012 году 94-летний Любимов в театре им. Вахтангова представил 4-часовую эпическую постановку «Бесов» Фёдора Достоевского, которая, по мнению критиков, в его полувековой режиссёрской карьере открыла новую страницу.

Смерть Юрия Любимова

23 октября 2012 года стало известно, что Любимов находится в московской городской клинической больнице № 23 с сердечным приступом. За медицинской помощью он обратился ещё 12 октября. Тогда он жаловался на одышку, недомогание и боли в сердце.

Несмотря на проведённый курс интенсивной терапии, 30 октября режиссёр впал в кому. Вечером 31 октября режиссёр вышел из комы и 26 ноября выписался из больницы после полутора месяцев лечения.

На декабрь 2012 года была запланирована премьера оперы Александра Бородина «Князь Игорь» в Большом театре в постановке Любимова, однако из-за болезни режиссёра дата премьеры была перенесена на июнь 2013 года.

Премьера оперы «Князь Игорь» в постановке Любимова на исторической сцене Большого театра состоялась 8 июня 2013 года. Билеты на все представления были проданы задолго до премьеры, интерес был великий, а зал аплодировал стоя. Как отмечали критики, «виден стиль Любимова: лаконичный, чёткий»: постановка значительно отличается от прежних версий (её назвали «Любимовским князем Игорем»), сокращена на 1,5 часа и совпадает с видением самого Бородина.

С середины июня 2013 года режиссёр отдыхал, проходил восстановительный курс, давал мастер-классы и готовился к новому оперному проекту в Италии, близ Болоньи, где и отметил своё 96-летие.

20 мая 2014 года в театре «Новая опера» состоялась премьера оперы-буфф «Школа жён» по комедии Мольера в постановке Любимова (музыка Владимира Мартынова).

2 октября 2014 года режиссёр был срочно госпитализирован в Городскую клиническую больницу им. С. П. Боткина в тяжёлом состоянии с диагнозом «сердечная недостаточность».

Юрий Петрович Любимов скончался 5 октября 2014 года в 11:40, во сне, на 98-м году жизни.

8 октября 2014 года в театре им. Е. Вахтангова прошла церемония прощания с режиссёром. Похоронен Юрий Любимов на Донском кладбище.

Юрий Любимов (документальный фильм)

Рост Юрия Любимова: 170 сантиметров.

Личная жизнь Юрия Любимова:

Первый раз женился в студенческие годы на своей однокурснице. Но брак быстро распался.

Вторая жена — Ольга Евгеньевна Ковалева, балерина. Они вместе выступали в ансамбле НКВД. В браке родился сын Никита. После нескольких лет совместной жизни Ольга забрала сына и ушла от Любимова к его другу — известному советскому дирижеру Юрию Силантьеву (в свое время они вместе работали в ансамбле НКВД).

Старший сын режиссера Никита Любимов после школы поступил в духовную семинарию, но не закончил ее. Стал литератором, написал пьесу, которая в 1980-х годах шла в театре на Таганке. Очень религиозный человек. Имеет дом в деревне под Великими Луками. Женат. Трое детей.

Юрий Любимов со второй женой Ольгой

У Юрия Любимова был бурный роман с актрисами Галиной и Ларисой Пашковыми, которые вместе с ним служили в театре Вахтангова. Ходили слухи, что они якобы жили втроем.

В течение 1959-1975 годов состоял в фактическом браке с актрисой Людмилой Целиковской. Они вместе играли на сцене Вахтанговского театра, в 1945 году снялись в фильме «Беспокойное хозяйство». В начале 1960-х стали жить в гражданском браке. Вместе были более 15 лет.

Людмила Целиковская не считала Любимова гением, хотя и признавала его талант. В то же время она была уверена (и не без оснований), что созданию театра на Таганке и его успеху режиссер в значительной степени обязан именно ей.

Юрий Любимов и Людмила Целиковская

Будучи в гражданском браке с Целиковской, Любимов имел романы с другими женщинами. Так, он состоял в отношениях с Еленой Корниловой. Сама она позже рассказывала: «Наш роман с Юрием Петровичем длился 13 лет. Конечно, в основном у меня к нему была платоническая любовь, как к Учителю. Но Юрий Петрович был невероятный красавец, когда он выходил на сцену все актрисы театра попадали под магию его обаяния. Между мной и им как будто бы электрический разряд проходил. Это были 13 лет счастья и страданья одновременно. Он был несвободен, Я прекрасно знала его жену Людмилу Целиковскую. И очень виню себя за грехи молодости, не надо было обижать Людмилу Васильевну. Но я не могла противиться обаянию Любимова. Да и никто бы не смог. В театре была такая творческая атмосфера, что актеры пропадали там с утра и до ночи. Все сходили по Любимову с ума».

В 1978 году женой Любимова стала Каталин (Катарин) Кунц (1946 г.р.), венгерская журналистка и переводчица. Они познакомились в 1976 году, когда театр на Таганке приехал в Венгрию на гастроли. Затем Каталин приехала в Москву как собственный корреспондент венгерского журнала «Фильм, театр и музыка». Поженились в Венгрии в 1978 году. Вместе прожили более тридцати лет.

В 62 года Юрий Петрович стал отцом — 25 сентября 1979 года в Будапеште родился их сын Пётр.

Многие обвиняли Каталин в том, что она установила в театре на Таганке диктатуру, сеяла раздор между актерами и Любимовым, была причиной скандалов и раскола в труппе.

Юрий Любимов и Каталин Кунц

Фильмография Юрия Любимова:

1941 — Цветные киноновеллы — Принц (новелла «Свинопас»); 1945 — Поединок — Сотрудник внешнего наблюдения госбезопасности у гостиницы «Москва»; 1945 — Дни и ночи — Миша Масленников; 1946 — Беспокойное хозяйство — Французский лётчик Лярошель; 1946 — Голубые дороги — Веткун; 1947 — Робинзон Крузо — Пятница; 1948 — Мичурин — Переводчик; 1948 — Мальчик с окраины — Костя; 1948 — Три встречи — Рудников; 1949 — Кубанские казаки — Андрей; 1951 — Белинский — Фролов; 1951 — Прощай, Америка! — Блейк (корреспондент); 1952 — Композитор Глинка — Даргомыжский; 1956 — На подмостках сцены — Граф Зефиров; 1958 — Город зажигает огни — Алексей Иванович Бойков, фронтовик-капитан, декан факультета института; 1958 — Человек с планеты Земля — Пётр Петрович Бабурин; 1963 — Каин XVIII — Премьер-министр; 1970 — Хуторок в степи — Пётр Петрович Бачей

Телеспектакли Юрия Любимова:

1955 — «Много шума из ничего» У. Шекспира — Бенедикт; 1973 — «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» по М. Булгакову; режиссёр А. Эфрос — Мольер и Сганарель

Театральные роли Юрия Любимова:

МХАТ 2-й:

1935 — «Мольба о жизни» Ж. Деваль (реж. И. Берсенев) — Мальчик у Парикмахера (студенческая работа)

Государственный академический театр имени Е. Вахтангова:

1936 — «Принцесса Турандот» К. Гоцци. Постановка Евг. Вахтангова — эпизодическая роль (студенческая работа, ввод в постановку 1922 года); 1936 — «Много шума из ничего» У. Шекспира. Режиссёр И. Рапопорт — Клавдио (дебют, студенческая работа); 1937 — «Человек с ружьём» Н. Погодина. Постановка Р. Симонов — Связист (студенческая работа); 1939 — «Принцесса Турандот» К. Гоцци (реж. Евг. Вахтангов, худ. И. Нивинский) — Мудрец (студенческая работа, ввод в постановку 1922 г.); 1939 — «Путь к победе» А. Толстого (реж. Р. Симонов, худ. В. Басов) — Офицер (студенческая работа); 1939 — «Соломенная шляпка» Э. М. Лабиш (реж. А. Тутышкин, худ. С. Юнович) — Феликс (студенческая работа); 1940 — «Мещане» М. Горького (дипломный спектакль, сцена Училища при Театре им. Евг. Вахтангова) — Пекарь (дипломная роль); 1947 — «Молодая гвардия» по А. Фадееву — Олег Кошевой; 1948 — «Все мои сыновья» А. Миллера (реж. А. Ремизова, худ. Н. Акимов) — Крис; 1948 — «Накануне» А. Арбузова по роману И. С. Тургенева (пост. Р. Симонов, реж. А. Габович, худ. В. Дмитриев) — Шубин; 1949 — «Заговор обречённых» Н. Вирты (реж. Р. Симонов, худ. В. Рындин) — Марк Пино; 1950 — «Миссурийский вальс» Н. Погодина (реж. Р. Симонов и И. Рапопорт, худ. В. Рындин) — Робин; 1950 — «Первые радости» по роману К. А. Федина (реж. Б. Захава, худ. И. Федотов) — Кирилл Извеков; 1950 — «Отверженные» инсценировка С. Радзинского романа В. Гюго (реж. А. Ремизова, худ. Н. Акимов) — Анжельрас; 1951 — «Кирилл Извеков» по роману К. А. Федина «Необыкновенное лето» (реж. Б. Захава, худ. В. Рындин) — Кирилл Извеков; 1951 — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (реж. Н. Охлопков, худ. В. Рындин) — Сирано (ввод в постановку 1942 г.); 1951 — «Егор Булычов и другие» А. М. Горького. Постановка Б. Захавы — Телятин; 1952 — «Много шума из ничего» У. Шекспира (реж. И. Рапопорт, худ. В. Рындин, муз. Т. Хренников) — Бенедикт (ввод на новую роль в постановку 1936 г.); 1952 — «Два веронца» У. Шекспира (реж. Е. Симонов, худ. Г. Федоров, муз. К. Хачатурян) — Валентин; 1953 — «Раки» С. Михалкова (пост. Р. Симонов, Б. Захава и И. Ильинский, худ. Б. Ефимов) — Жезлов; 1954 — «Чайка» А. П. Чехова (реж. Б. Захава, худ. Г. Мосеев) — Треплёв; 1955 — «Человек с ружьём» Н. Погодина (реж. Р. Симонов, худ. В. Дмитриев, новая сценическая версия постановки 1937 г.) — Дымов; 1956 — «Фома Гордеев» инсценировка Р. Симонова романа М. Горького (реж. Р. Симонов, худ. К. Юон) — Молодой мужик; 1956 — «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (реж. И. Рапопорт, худ. В. Рындин, муз. Д. Кабалевский) — Ромео; 1957 — «После разлуки» бр. Тур (реж. А. Граве, худ. Н. Акимов) — Раймонд Де Эсперанж; 1957 — «Две сестры» Ф. Кнорре (реж. А. Ремизова, худ. С. Ахвледиани) — Анатолий; 1958 — «Вечная слава» Б. Рымаря (реж. Е. Симонов, худ. С. Ахвледиани) — Грицаенко; 1958 — «Идиот» инсценировка Ю. Олеши романа Ф. М. Достоевского (реж. А. Ремизова, худ. И. Рабинович) — Ганя Иволгин; 1959 — «Большой Кирилл» народная драма И. Сельвинского (реж. Р. Симонов, худ. И. Рабинович, муз. М. Блантер) — Манташёв (ввод в постановку 1957 г.); 1959 — «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина. Постановка Е. Симонова — Моцарт; 1959 — «Иркутская история» А. Арбузова. Постановка Е. Симонова — Виктор Бойцов; 1960 — «Двенадцатый час» А. Арбузова (реж. Р. Симонов, худ. М. Виноградов) — Улыбышев; 1962 — «Алексей Бережной» поэма для театра Е. Симонова (реж. Е. Симонов, худ. Е. Гранат) — Алёшка; 1962 — «История одной семьи» Л. Кручковского (реж. И. Рапопорт, худ. М. Виноградов) — Вилли

Рекомендуем:  Валерий Николаев - биография, информация, личная жизнь

Берлинская академия искусств:

1995 — «Горе от ума» А. Грибоедова (театральный проект А. Шипенко, реж. А. Шмидт) — Фамусов

Театр на Таганке:

1998 — «Шарашка» по роману А. Солженицына «В круге первом»; режиссёр Ю. Любимов — Сталин, Автор

Режиссерские театральные работы Юрия Любимова:

Государственный академический театр имени Е. Вахтангова:

1959 — «Много ли человеку надо» А. Галича; 2012 — «Бесы» по Ф. М. Достоевскому

Театр на Таганке:

1964 — «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта. Художник Б. Бланк; 1964 — «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Художник В. Доррер; 1965 — «Антимиры» А. Вознесенского. Художник Э. Стенберг; 1965 — «Десять дней, которые потрясли мир» по Д. Риду. Художник А. Тарасов; 1965 — «Павшие и живые». Поэтическое представление. Художник Ю. Васильев; 1966 — «Жизнь Галилея» Б. Брехта. Художник Э. Стенберг; 1967 — «Послушайте!» по Вл. Маяковскому. Художник Э. Стенберг; 1967 — «Пугачёв» по С. Есенину. Художник Ю. Васильев; 1968 — «Живой» Б. Можаева. Художник Д. Боровский. Спектакль был запрещён; премьера состоялась лишь 23 февраля 1989 года; 1968 — «Тартюф» Ж.-Б. Мольера. Оформление М. Аникста и С. Бархина; 1969 — «Мать» по А. М. Горькому. Художник Д. Боровский; 1969 — «Час пик» Е. Ставинского. Художник Д. Боровский; 1970 — «Берегите ваши лица» А. Вознесенского. Художник Э. Стенберг; 1970 — «Что делать?» по Н. Чернышевскому. Художник Д. Боровский; 1971 — «А зори здесь тихие» Б. Васильева. Художник Д. Боровский; 1971 — «Гамлет» У. Шекспира. Художник Д. Боровский; 1972 — «Под кожей статуи Свободы» Е. Евтушенко. Художник Д. Боровский; 1973 — «Товарищ, верь…» по А. Пушкину. Художник Д. Боровский; 1973 — «Бенефис» по А. Островскому. Художник Э. Стенберг; 1974 — «Деревянные кони» Ф. Абрамова. Художник Д. Боровский; 1975 — «Пристегните ремни!» Г. Бакланова и Ю. Любимова. Художник Д. Боровский; 1976 — «Обмен» по Ю. Трифонову. Художник Д. Боровский; 1977 — «Мастер и Маргарита» по М. Булгакову. Художники М. Аникст, С. Бархин, Д. Боровский, Ю. Васильев, Э. Стенберг; 1977 — «Перекрёсток» по В. Быкову. Художник Д. Боровский; 1978 — «Ревизская сказка» по Н. Гоголю. Художник Э. Кочергин; 1979 — «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому. Художник Д. Боровский; 1979 — «Турандот, или Конгресс обелителей» Б. Брехта. Художник Д. Боровский; 1980 — «Дом на набережной» по Ю. Трифонову. Художник Д. Боровский; 1981 — «Три сестры» А. Чехова. Декорации Ю. Кононенко; 1981 — «Владимир Высоцкий», поэтическое представление. Художник Д. Боровский (запрещён; выпущен в 1988 году); 1982 — «Борис Годунов» А. Пушкина (запрещён; выпущен в 1988 году); 1989 — «Пир во время чумы» А. Пушкина. Художник Д. Боровский. Художник по костюмам С. Бейдерман; 1989 — «Дочь, отец и гитарист» Б. Окуджавы (пантомима с песнями). Художник Д. Боровский; 1990 — «Самоубийца» Н. Эрдмана. Художник Д. Боровский; 1992 — «Электра» Софокла. Художник Д. Боровский; 1993 — «Живаго» по Б. Пастернаку. Художник А. Шлиппе; 1995 — «Медея» Еврипида. Художник Д. Боровский; 1996 — «Подросток» по Ф. Достоевскому. Художник А. Шлиппе; 1997 — «Братья Карамазовы (Скотопригоньевск)» по Ф. Достоевскому. Художник В. Карашевский; 1998 — «Марат и Маркиз де Сад» П. Вайса. Художник В. Бойер; 1998 — «Шарашка» (главы романа А. И. Солженицына «В круге первом»). Художник Д. Боровский; 2000 — «Евгений Онегин», роман в стихах по А.С. Пушкину; 2000 — «Театральный роман», ироническое повествование вне жанра по мотивам романа М. Булгакова; 2000 — «Хроники», свободная композиция и постановка Юрия Любимова по У. Шекспиру; 2001 — «Сократ/Оракул», мистерия К. Кедрова и Ю. Любимова. Премьера состоялась в Афинах, у Парфенона; 2002 — «Фауст», свободная композиция в музыкальных и пластических этюдах по И. Гёте; 2004 — «До и после», бриколаж по стихам поэтов Серебряного века; 2004 — «Идите и остановите прогресс» (обэриуты), по произведениям А. Введенского, Д. Хармса, Н. Заболоцкого, А. Крученых, Н. Олейникова; 2005 — «Суф(ф)ле», свободная фантазия на тему произведений Ф. Ницше, Ф. Кафки, С. Беккета, Д. Джойса; 2006 — «Антигона» Софокла; 2007 — «Горе от ума — Горе уму — Горе ума» по А. Грибоедову. Выставка рисунков Рустама Хамдамова; 2008 — «Замок» по Ф. Кафке; 2009 — «Сказки» по произведениям Г. Х. Андерсена, О. Уайльда и Ч. Диккенса; 2009 — «Арабески» по Н. Гоголю; 2010 — «Мёд» по Тонино Гуэрре; 2011 — «Маска и Душа» по рассказам раннего Чехова, повести «Степь» и фрагментам поэмы Д. Байрона «Каин»

Театр «Ла Скала»:

1975 — «Под жарким солнцем любви» Л. Ноно; 1979 — «Борис Годунов» М. Мусоргского; 1981 — «Хованщина» М. Мусоргского; 1985 — «Страсти по Матфею» И. С. Баха

Штатсопер, Бонн, Германия:

1987 — «Евгений Онегин» П. Чайковского; 1993 — «Енуфа» Л. Яначека; 1996 — «Пиковая дама» П. Чайковского; 1997 — «Набукко» Дж. Верди

Другие театры:

1974 — «Ярославна» (балет) Б. Тищенко — Малый театр оперы и балета; 1977 — «Десять дней, которые потрясли мир» по Д. Риду — Гавана, Куба; 1978 — «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому — Театр Вигсинхаз, Будапешт, Венгрия; 1979 — «Обмен» по Ю. Трифонову — Театр Сиглигети, Сольнок, Венгрия; 1981 — «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта — Национальный театр, Будапешт, Венгрия; 1982 — «Четыре грубияна» Э. Вольф-Феррари — Штатсопер, Мюнхен, Германия; 1982 — «Дон Жуан» В. Моцарта — Венгерская Национальная опера, Будапешт, Венгрия; 1983 — «Саламбо» М. Мусоргского — Театр Сан Карло, Неаполь, Италия; 1983 — «Лулу» А. Берга — Театр Реджио, Турин, Италия; 1983 — «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому — Театр Лирик, Хаммерсмис, Лондон, Великобритания; 1983 — «Тристан и Изольда» Р. Вагнера — Театр Коммунале, Болонья, Италия; 1984 — «Риголетто» Дж. Верди — Театр Коммунале, Флоренция, Италия; 1984 — «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому — Академический театр, Вена, Австрия; 1985 — «Бесы» по Ф. Достоевскому — Театр Альмида, Лондон, Великобритания; Театр Европы, Париж, Франция; Арена дель Соле, Болонья, Италия; Пикколо Театр, Милан, Италия. Европейское турне; 1985 — «Пир во время чумы» А. Пушкина — Арена дель Соле, Болонья, Италия; 1985 — «Фиделио» Л. Бетховена — Штатсопер, Штутгарт, Германия; 1986 — «Ревизская сказка» по Н. Гоголю — Бургтеатр, Вена, Австрия; 1986 — «Мастер и Маргарита» Р. Кунада — Оперный театр, Карлсруэ, Германия; 1986 — «Енуфа» Л. Яначека — Оперный театр, Цюрих, Швейцария; 1986 — «Саламбо» М. Мусоргского — Гранд Опера, Париж, Франция; 1986 — «Закат» И. Бабеля — Театр «Габима», Тель-Авив, Израиль; 1986 — «Енуфа» Л. Яначека — Ковент-Гарден, Лондон, Великобритания; 1986 — «Пир во время чумы» А. Пушкина — Королевский Драматический театр, Стокгольм, Швеция; 1987 — «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому — Арена Огейдж, Вашингтон, США; 1987 — «Лулу» А. Берга — Лирик-опера, Чикаго, США; 1988 — «Тангейзер» Р. Вагнера — Штатсопер, Штуттгарт, Германия; 1988 — «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта — Театр «Габима», Тель-Авив, Израиль; 1988 — «Золото Рейна» Р. Вагнера — Ковент-Гарден, Лондон, Великобритания; 1988 — «Мастер и Маргарита» по М. Булгакову — Королевский Драматический театр, Стокгольм, Швеция; 1989 — «Гамлет» У. Шекспира — Театр Хэймаркет, Лестер, Великобритания; 1990 — «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича — Штатсопер, Гамбург, Германия; 1990 — «Пиковая дама» П. Чайковского — Штатсопер, Карлсруэ, Германия; 1991 — «Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева — Штатсопер, Мюнхен, Германия; 1991 — «Подросток» по Ф. Достоевскому — Национальный театр, Хельсинки, Финляндия; 1992 — «Комедианты» по А. Островскому — Национальный театр, Хельсинки, Финляндия; 1993 — «Живаго» по Б. Пастернаку. Художник А. Шлиппе — Венский фестиваль, Бена, Австрия; 1993 — «Чайка» А. Чехова — Театр Дионисия, Афины, Греция; 1994 — «Кредиторы» А. Стриндберга — Театр Дионисия, Афины, Греция; 1995 — «Медея» Еврипида. Художник Д. Боровский — Театр Мегаро, Афины, Греция; 1995 — «Птицы» Аристофана (фрагменты) — Театральный фестиваль в Дельфах, Греция; 1995 — «Вишнёвый сад» А. Чехова — Театр Кати Дандулаки, Афины, Греция; 1997 — «Пиковая дама» П. Чайковского — Новая опера, Москва; 2013 — «Князь Игорь» Александра Бородина — Большой театр; 2014 — «Школа жён» (по комедии Мольера, музыка В. Мартынова) — Новая опера

последнее обновление информации: 17.03.2020

Загрузка…

Карьера в кино

Первым дебютом в кинематографе стала картина «Цветные киноновеллы», которая вышла на экраны в 1941 году. Молодой актёр исполнил роль Принца. Далее последовали яркие образы в кинолентах «Дни и ночи», «Беспокойное хозяйство», «Голубые дороги» и «Кубанские казаки».

Год Фильм Роль
1941 Цветные киноновеллы

принц (новелла «Свинопас»)

1943 Дни и ночи

Миша Масленников

1945 Поединок

сотрудник внешнего наблюдения госбезопасности у гостиницы «Москва»

1946 Беспокойное хозяйство

французский лётчик Лярошель

1946 Голубые дороги Веткун
1947 Робинзон Крузо Пятница
1948 Мичурин переводчик
1948 Мальчик с окраины Костя
1948 Три встречи Рудников
1949 Кубанские казаки Андрей
1951 Белинский

Алексей Алексеевич Фролов, врач

1951 Прощай, Америка!

Блейк (корреспондент)

1952 Композитор Глинка Даргомыжский
1956 На подмостках сцены граф Зефиров
1958 Город зажигает огни

Алексей Иванович Бойков, фронтовик-капитан, декан факультета института

1958 Человек с планеты Земля

Пётр Петрович Бабурин

1963 Каин XVIII

первый министр короля Каина XVIII

1970 Хуторок в степи

Пётр Петрович Бачей

С начала 50-х годов, Любимов исполнил ещё 8 ролей в различных картинах: «Белинский», «Прощай, Америка!», «На подмостках сцены», «Город зажигает огни» и другие. После этого, Юрий Петрович решил полностью посвятить себя театру и в кино больше не снимался.

Фильмография

  • 1941 – «Цветные киноновеллы»
  • 1943 – «Дни и ночи»
  • 1945 – «Поединок»
  • 1946 – «Беспокойное хозяйство»
  • 1946 – «Голубые дороги»
  • 1949 – «Кубанские казаки»
  • 1951 – «Прощай, Америка!»
  • 1956 – «На подмостках сцены»
  • 1958 – «Город зажигает огни»
  • 1958 – «Человек с планеты Земля»
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: