Ян Френкель — биография, информация, личная жизнь

Имя: Ян Френкель (Yan Frenkel)

Дата рождения: 21 ноября 1920 года

Дата смерти: 25 августа 1989 года

Возраст: 68 лет

Место рождения: Пологи, Запорожская область, Украина

Место смерти: Рига

Деятельность: композитор-песенник, певец, скрипач, актёр

Семейное положение: был женат

Ян Френкель — биография

Ян Френкель оставил о себе добрую память, и не только в музыке. Все, кто его знал, говорили: более душевного и теплого человека не найти.

Над загадкой его песен бились многие критики. Почему эти мелодии, вроде бы простые и незамысловатые, так трогают душу, почему их хочется слушать вновь и вновь? Возможно, все дело в том, что чуткий слух Яна Френкеля улавливал звучание самой жизни, музыку своей эпохи.

Детские годы, семья композитора

Отец Яна был парикмахером и увлекался игрой на скрипке. Когда 21 ноября 1920 (по другим данным — 1925-го) года на свет появился долгожданный наследник, Абрам Натанович решил: мальчик будет великим скрипачом. Поначалу обучал его сам по жесткой и оригинальной методике. С четырех лет Ян дни напролет проводил в парикмахерской: отец стриг клиентов в одной комнате, а он играл на скрипке в соседней. Дверь была приоткрыта, и родитель слышал каждый звук. Если сын фальшивил, отец извинялся перед клиентом, шел к Яну и давал оплеуху.

Ян рос болезненным ребенком: он родился с обвитой вокруг шеи пуповиной, и всю жизнь у него были слабые легкие. Детство прошло в больницах и санаториях, что, впрочем, не мешало ему продолжать занятия музыкой. В Киеве, куда семья переехала из Запорожской области, Яна без экзаменов приняли в музыкальную школу сразу в третий класс. А в 1938 году он поступил в Киевскую консерваторию.

Окончить ее не дала война. Френкель решил отправиться на фронт добровольцем, однако комиссию не прошел: врачи обнаружили у долговязого скрипача множество проблем со здоровьем. И все же он добился своего -стал курсантом Оренбургского зенитного училища и в 1942 году попал на фронт.

Всего год он провел под пулями и снарядами, после чего получил тяжелейшее ранение. Военврач в госпитале лишь вздыхал, осматривая безнадежного пациента, но произошло чудо: боец пошел на поправку и даже стал артистом фронтовой концертной бригады.

Ян Френкель — песни

Играл на аккордеоне, скрипке и фортепиано, пел — поддерживал боевой дух солдат как мог. Тогда же он написал и свою первую песню — «Шел пилот по переулку». Она родилась сама собой, а у Френкеля словно выросли крылья. Ян понял: это то, чему он хотел бы посвятить жизнь.

После войны Ян переехал в Москву. В крошечной комнатке в коммуналке, где он поселился, главным предметом мебели был рояль, взятый напрокат. Начинающий композитор по вечерам играл в ресторанах, а днем писал аранжировки чужих песен. Он готов был взяться за любую работу, лишь бы обеспечить приемлемое существование семье. А женился Ян почти на принцессе: актриса Наталия Лорис-Меликова происходила из старинного армянского дворянского рода. Вскоре в семействе случилось пополнение — родилась дочь Нина.

Создавая мелодию, Ян Френкель был полностью сосредоточен, ему требовалась абсолютная тишина. Он выгадывал моменты, когда дочка отправлялась в детский сад, жена же старалась в это время уйти из дома или сидела на кухне. Порой ей часами приходилось маяться у двери в комнату, но потревожить мужа она не могла — знала, насколько для него важна работа.

Конечно, соседи по коммуналке были недовольны тем, что за стеной то и дело звучит музыка. Но, когда к композитору пришла слава и «на огонек» стали заходить известные певцы, музыканты и даже космонавты, они начали гордиться таким соседством. В комнатушке с огромным роялем родилось немало шедевров, любимых народом до сих пор. И через много лет, когда Ян Абрамович наконец получил отдельную квартиру, его провожали всем домом.

Аранжировки у Яна Френкеля получались превосходные, известные композиторы буквально передавали его «из рук в руки». Когда он решил писать собственную музыку и оставил аранжировку, некоторые из бывших заказчиков затаили обиду. И их можно понять: где еще они найдут человека, так тонко чувствующего оркестр?

Карьера Френкеля набирала обороты постепенно. Сначала его приглашали на озвучивание радиоспектаклей, позже он стал создавать музыку к мультфильмам, а в 1965 году написал щемящий и трогательный «Вальс расставания» для картины «Женщины». Режиссер фильма Павел Любимов, впервые прослушав песню, произнес:

— Мотив простой, но какой-то чудодейственный.

Эти слова можно отнести ко всем мелодиям Яна Френкеля.

Дальше была работа над «Новыми приключениями неуловимых», которые уже не представить без тревожной и жизнеутверждающей музыки Френкеля. Потом последовали «Приключения желтого чемоданчика», «Неисправимый лгун», «Анискин и Фантомас», «Вылет задерживается» и многие другие. Композитор писал для нескольких фильмов в год, не забывая и о песнях. Некоторые из них рождались за одну ночь, над другими приходилось корпеть месяцами.

Сочинив песню, Ян Абрамович немедленно должен был поделиться с коллегами, друзьями. О его ночных звонках ходило немало забавных историй. Он мог позвонить под утро бывшему соседу по коммуналке и, смущаясь и волнуясь, сказать:

— Песню написал. Хочешь послушать?

После этого клал трубку на рояль и начинал играть или, когда боялся разбудить домашних, просто напевал мелодию своим глубоким, грустным баритоном.

Люди редко знают в лицо авторов любимых песен, но Френкеля узнавали всегда. Поклонники подходили к нему на улице, благодарили, просили автограф. А он держал себя с истинно королевским величием и благодушием. Двухметровый статный великан, с роскошными густыми усами, живым взглядом и улыбкой мгновенно располагал к себе окружающих. Эдуард Успенский признавался, что именно с него написал доброго и деликатного крокодила Гену.

Песня-молитва Яна Френкеля

Народ его обожал, а чиновники постоянно ставили палки в колеса — обвиняли в примитивности, мещанстве, идеологической беспомощности. Многие из песен приходилось утверждать с боем. Однажды его чуть не исключили из Союза композиторов. Песню «Текстильный городок» разгромили на заседании в пух и прах. Автор уже и не надеялся на благополучный исход, но пришел Дмитрий Шостакович и произнес:

— Очень мелодично…

Одной фразы мэтра хватило, чтобы Яна Френкеля на некоторое время оставили в покое. Позже партийные функционеры едва не запретили реквием по погибшим солдатам — трогательную и печальную песню «Журавли», напоминающую молитву.

[media=www.youtube.com/watch?v=aFORIwoS2bM]

Она появилась благодаря Марку Бернесу. Как-то, листая журнал «Новый мир», ему на глаза попалось стихотворение Расула Гамзатова «Журавли». Артист сразу понял: из этого произведения может получиться искренняя, пронзительная песня, и обратился к Яну Абрамовичу, с которым прежде не раз сотрудничал.

Фронтовик Ян Френкель, потерявший на войне многих друзей, сразу почувствовал нерв стихотворения. Работа шла тяжело. Бернес подгонял композитора, а тот перебирал вариант за вариантом, прежде чем остановился на том, который стал достойным таких стихов.

Рекомендуем:  Биография Витаса

Марк Наумович торопился не просто так: он знал, что умирает, и хотел успеть записать последнюю в своей жизни песню. Она звучала и на похоронах певца. А через 20 лет под песню «Журавли» провожали в последний путь самого Френкеля.

В конце 1980-х врачи обнаружили у композитора скоротечный рак легких -он всегда много курил. Болезнь прогрессировала быстро, Ян Абрамович терял силы, с трудом передвигался, не мог нормально спать и принимать пищу. Но страстно хотел жить, хотел продолжать писать музыку. В надежде на лучшее он решил сменить климат — перебрался в Латвию, к Балтийскому морю, которое любил всегда. Но в этот раз чуда не случилось: 25 августа 1989 года в окружении самых близких людей Ян Френкель умер.

(1920-1989) российский композитор

Творчество Яна Абрамовича Френкеля удивительно разнообразно: он писал камерную, вокальную, инструментальную музыку. Но особенной популярностью пользуются его песни.

Ян Френкель родился в маленьком украинском городке Пологи и получил свое имя в честь известного эстонского революционера Яна Томпы, казненного в 1918 году. Его отец был парикмахером, но всю жизнь увлекался музыкой. Сам он не смог получить профессионального образования, но сделал все возможное, чтобы сын стал настоящим музыкантом.

Когда мальчику исполнилось четыре года, отец начал учить его играть на скрипке, но у Яна были слишком слабые руки, и занятия пришлось отложить — мальчик стал обучаться игре на пианино.

В восемь лет он продолжил занятия на скрипке и под руководством отца стал так хорошо играть, что на него обратили внимание педагоги. К тому времени семья переехала в Киев. Ян поступает сразу в третий класс музыкальной школы, где занимается с известным скрипачом Я. Магазинером. Заметив у мальчика задатки виртуоза, тот начал готовить Яна к поступлению в консерваторию.

После окончания школы Ян Френкель стал студентом сразу двух отделений Киевской консерватории — скрипичного и композиторского, где его наставником был украинский композитор Б. Лятошинский. Параллельно Френкель продолжал занятия с Магазинером, который и посоветовал выступать в ансамблях. Тогда он впервые осознал, что музыка может стать средством поддержки семьи.

Когда Ян Абрамович Френкель закончил третий курс, началась война.

Он не подлежал призыву из-за возраста, поэтому вместе с другими студентами был направлен в Донбасс на сельскохозяйственные работы.

Только в начале 1942 года его призвали в армию. Закончив Оренбургское зенитное училище по краткосрочной программе в конце 1943 года, Френкель попал на фронт, став командиром орудия.

Однако через два месяца его тяжело ранило, и он оказался в госпитале. После курса лечения, Ян Френкель был признан непригодным для прохождения военной службы, но все же добился направления во фронтовой театр, находившийся на Карельском фронте.

Он попал в коллектив, которым руководили московские режиссеры А. Арнольд и Ф. Каверин, где ему пришлось не только играть на различных музыкальных инструментах, но и писать музыку для оформления спектаклей и концертов.

Театр постоянно концертировал, и Френкель оказывался в гуще происходивших на фронте событий. Впоследствии военные впечатления стали одной из главных тем его творчества.

После возвращения с фронта бригаду переформировали, и театр возглавила артистка Театра оперетты К. Новикова. Яну Френкелю вновь пришлось обратиться к классической музыке: он выступал как аккомпаниатор, писал фортепьянные аранжировки известных опереточных арий.

С музыкальным коллективом Новиковой, Френкель прошел по фронтовым дорогам от Москвы до Праги. День Победы он встретил под Берлином, где бригада давала концерт в ставке маршала Георгия Жукова.

Ян Абрамович Френкель продолжил концертную деятельность и после войны, ездил по разным городам, проявляя виртуозное умение игры на скрипке и аккордеоне.

В начале пятидесятых годов он поселяется в Москве и начинает работать как дирижер эстрадного оркестра, выступает в ресторанах, в фойе кинотеатров. В то время на эстраде появились первые джазовые ансамбли, и Френкель начинает выступать в них в качестве пианиста.

Особое значение для него имела работа под руководством М. Фрумкина и Л. Олаха, который убедил его продолжить работу в качестве аранжировщика. Теперь он не только перекладывает для джаза популярные мелодии, но и помогает профессиональным композиторам как оркестровщик.

В конце пятидесятых годов Яну Френкелю удается устроиться корректором в издательство Музыкального фонда. Он должен был готовить к печати партитуры произведений, авторами которых были известнейшие композиторы. Впоследствии он признавался, что работа с партитурами как бы помогла ему завершить музыкальное образование и окончательно сформироваться как композитору.

Тогда Френкель впервые начал сочинять собственную музыку. Он пишет оркестровые пьесы, вальсы, мазурки. Особой популярностью пользовалась комическая танцевальная сценка «Именины лисы».

Музыка Яна Френкеля отличалась не только безупречным вкусом, но и тонким чувством возможностей каждого используемого инструмента. Его пьесы входят в репертуар известных коллективов, их исполняют оркестры под управлением Г. Рождественского, Л. Утесова, Э. Рознера. В 1959 году Рождественский записал сюиту Френкеля на радио, и музыка композитора впервые прозвучала в эфире.

Своеобразным признанием известности Яна Френкеля стало его участие в подготовке новой редакции Гимна СССР.

Именно его вариант был принят комиссией и стал исполняться как гимн страны.

С 1960 года Ян Абрамович Френкель перестает работать в издательстве и полностью сосредотачивается на сочинении музыки, впервые обратившись к песенному жанру. Одна из первых, вскоре ставшая популярной песня «Солдаты» была написана на стихи К. Ваншенкина и прозвучала на радио в исполнении М. Бернеса. С нее началось сотрудничество композитора с популярным артистом кино.

Одна из лучших песен-баллад «Журавли» была написана на стихотворение Р. Гамзатова после незначительной переработки текста. Впоследствии Ян  Френкель продолжил намеченную линию в своем творчестве, написав еще несколько баллад на стихи К. Ваншенкина, Я. Козловского, Ю. Левитанского, А. Поперечного.

Особенной популярностью до настоящего времени пользуется песня «Русское поле», написанная на стихи И. Гофф, и в дальнейшем Френкель неоднократно обращался к стихам поэтессы.

Композитор считал, что киномузыка является составной частью драматургического решения картины. Поэтому он всегда настаивал на том, чтобы писать не отдельные фрагменты, а цельную сюиту.

Первым подобным опытом стала музыка к картине Э. Кеосаяна «Неуловимые мстители». Несмотря на просьбы режиссера, композитор не стал использовать мелодику популярных революционных песен. Он сочинил собственную музыку, настолько точно отразив своеобразие времени, что впоследствии критики отказывались верить в то, что вся музыка в картине авторская.

На протяжении многих лет Ян Абрамович Френкель работал вместе с режиссером Л. Марягиным. Они создали несколько картин, и для каждой Френкель выстроил музыкальный ряд на современных и лирических ритмах.

Иногда случалось так, что удачно найденная песня определяла стилистику всей картины. Так, услышав песню Френкеля «Калина красная», В. Шукшин не только пригласил композитора писать музыку, но и переделал почти готовый сценарий.

Ян Френкель прекрасно проявил себя и как аранжировщик русской народной музыки. Воспользовавшись мелодиями народных песен, композитор создал оригинальный мелодический строй фильма.

Рекомендуем:  Бари Алибасов забыл участников группы «На-На» во время интервью

В конце шестидесятых годов, Ян Абрамович Френкель становится заместителем председателя Союза композиторов РСФСР. Тогда он впервые начинает выступать с сольными концертами, исполняя на них песни и музыкальные пьесы. Эти концерты проводились до последних дней жизни композитора.

Музыкант на войне

Ян Френкель родился в 1925 году, но в этом отношении существует разночтение. Когда началась Великая Отечественная Война, юный музыкант решил уйти на фронт и искусственно увеличил свой возраст. В официальных документах молодой человек изменил год рождения на 1920, чтобы его зачислили в Оренбургское военное училище. Вопросов у приемной комиссии не возникло, так как в возрасте 16 лет юноша уже был хорошо сформирован физически. Так по всем документальным свидетельствам Ян стал старше на 5 лет.

Ян Френкель

После окончания училища в 1942 году Френкель отправился на фронт. На передовой артист пробыл около года, но после тяжелого ранения и лечения был приписан к фронтовому театру. Ян играл на аккордеоне, скрипке и рояле, сочинял и пел песни. Юный музыкант делал все, чтобы поддержать бойцов Красной армии. Первая песня Френкеля «Шел пилот по переулку» была написана им как раз в тот период. На фронте юный музыкант не только стал композитором, но и встретил свою будущую жену.

Ян Френкель

Ян Абрамович Френкель. Родился 21 ноября 1920 года в Киеве — умер 25 августа 1989 года в Риге. Советский композитор-песенник, певец, скрипач, актёр. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1973). Народный артист РСФСР (1978). Лауреат Государственной премии СССР (1982). Народный артист СССР (1989).

Ян Френкель родился 21 ноября 1920 года в Киеве. Также есть данные, что родился в городе Пологи Запорожской области в еврейской семье.

Отец — Абрам Натанович Френкель, парикмахер.

Отец назвал Яна в честь знаменитого эстонского революционера Яна Томпа, которого считал образцом во всех отношениях.

Семья была музыкальной, отец хорошо играл на скрипке, обучал этому искусству сына. Абрам Френкель сам выучился играть очень поздно, профессиональным музыкантом ему уже было не стать. Поэтому, едва сыну исполнилось четыре, он вложил инструмент в детские руки. О том, как это происходило, впоследствии рассказывала дочь Френкеля Нина: «Он запирал Яна в маленькую комнату, заставлял заниматься и при фальшивых нотах распахивал дверь и наносил по провинившейся голове удар смычком».

Когда восьмилетнего Яна показали педагогу киевского музыкального училища, тот пришел в восторг от того, как чисто и чувственно играет сын парикмахера. И мальчика зачислили в училище сразу в третий класс, а семья переехала в Киев.

После окончания школы в 1938-1941 годах учился в КГК имени П. И. Чайковского по классу скрипки у Якова Магазинера и по классу композиции у Бориса Лятошинского.

С началом Великой Отечественной войны Ян Френкель поступил в Оренбургское зенитное училище. Играл на скрипке в оркестре кинотеатра «Аврора».

По окончании училища в 1942 году принимал участие в боевых действиях, был тяжело ранен и после лечения с 1943 года до конца войны служил во фронтовом театре, играя на рояле, скрипке, аккордеоне.

Свою первую песню — «Шёл пилот по переулку» на слова М. Слободского и А. Раскина Ян Френкель написал в 1942 году, будучи курсантом.

После войны с 1946 года жил в Москве, делал оркестровки крупных произведений и играл на скрипке в различных ресторанах столицы.

Ян Френкель в молодости

С начала 1960-х начал профессионально работать как композитор-песенник.

Первыми его работами стали музыка и песни для мультфильмов «Сказка про чужие краски», «Светлячок №2» и «Две сказки».

Широкую известность ему принесла песня «Годы» на стихи Марка Лисянского.

В дальнейшем сотрудничал с такими авторами как Михаил Танич, Игорь Шаферан, супруги Константин Ваншенкин и Инна Гофф. Записал несколько своих песен с Тульским государственным хором, которым руководил его друг народный артист РСФСР Иосиф Михайловский.

В 1969 году, благодаря идее Марка Бернеса, появилась облетевшая весь мир песня «Журавли» на стихотворение Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева.

Ян Френкель — Журавли

Ян Френкель — Русское поле

Ян Френкель — Кружится, кружится старый вальсок

Ян Френкель выступал в концертах с исполнением собственных песен, обычно публика пела вместе с ним. Его произведения были в репертуаре Анны Герман, Людмилы Зыкиной, Иосифа Кобзона, Георга Отса, Михаила Чуева, Нани Брегвадзе, Геннадия Каменного, Марка Бернеса, Эмиля Горовца, Майи Кристалинской.

Писал музыку к драматическим спектаклям, кинофильмам, мультфильмам. Его музыка звучит в таких известных фильмах как «Бегущая по волнам», «Новые приключения неуловимых», «Корона Российской Империи, или Снова Неуловимые», «Неисправимый лгун», «Анискин и Фантомас», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Где-то плачет иволга…», «Белые Росы», «Подвиг Одессы».

Хитами стали песни на его музыку «Текстильный городок», «Калина красная», «Ну что тебе сказать про Сахалин?», «Вальс расставания», «Погоня», «Русское поле», «Журавли», «Для тебя».

Музыка Яна Френкеля отличается мелодичностью, искренностью и задушевностью интонации.

Знаменитая песня «Русское поле» впервые прозвучала в 1968 году в фильме «Новые приключения неуловимых». Там же сам композитор сыграл скрипача. Фильм полюбился зрителям, а вместе с ним запала в душу и песня на слова харьковчанки Инны Гофф. Интересно, что мелодию «Русского поля» композитор создал до того, как были написаны стихи. Музыкой он передал и звенящий солнечный полдень, разлившийся над бескрайним полем, и радость от встречи с родиной, и пение степных птиц.

Стоит отметить, что музыку к фильму «Новые приключения неуловимых» должен был писать Борис Мокроусов. Но композитор успел написать лишь увертюру, как внезапно ушел из жизни. На его место пригласили Френкеля. Он вспоминал, что когда музыка к картине была уже готова, он паковал чемоданы и собирался на юг. Вдруг ему позвонил режиссер Эдмонд Кеосаян. Композитор торопился, поэтому вспомнил про недавно написанную им песню «Русское поле» и тут же переслал ноты режиссеру. В готовом фильме песня звучала из уст белогвардейского офицера Перова, после революции собиравшегося бежать из России.

Первая запись песни «Русское поле» была сделана в исполнении певца Юрия Гуляева и стала его визитной карточкой. Позже ее перепели многие известные певцы: Лев Лещенко, Артур Эйзен, Марк Бернес, Евгений Беляев, Валерий Ободзинский, Иосиф Кобзон, Геннадий Каменный, Евгений Нестеренко, Дмитрий Хворостовский и даже Валерий Леонтьев.

По воспоминаниям дочери композитора, однажды Яна Френкеля принимала семья Юрия Гагарина. И в какой-то момент застолья отец первого космонавта поинтересовался у гостя — намекая на его еврейское происхождение: не сложно ли было вам, уважаемый Ян, написать песню о русском поле? Ян Абрамович ответил: «Не сложно. Ведь я писал о своей родине, которую очень люблю».

Как актер снялся в нескольких фильмах — его можно было видеть в лентах «Новые приключения неуловимых», «Корона Российской Империи, или Снова Неуловимые», «Приключения жёлтого чемоданчика».

Рекомендуем:  Виктор Робертович Цой

Ян Френкель в фильме «Новые приключения неуловимых»

Ян Френкель в фильме «Корона Российской Империи»

Даже будучи маститым и прославленным композитором, своим искусством Ян Абрамович до конца своих дней щедро делился с людьми, выступая на большой и маленькой сценах — и в крупном городе, и крохотном селе. Поэт Игорь Шаферан вспоминал: «Помню, мы оказались в одном новом поселке. Все уже сидели в зале, и тут только до нас дошло, что в клубе нет рояля. Кто-то подсказал, что в доме у одного из рабочих есть пианино, но, чтобы его вытащить, нужно разобрать стену. И пока мы с Яном Абрамовичем беседовали, часть дома люди разобрали и притащили пианино».

Ян Френкель — автор ряда статей на музыкально-публицистические темы. Член Союза композиторов СССР.

Незадолго до смерти на его песни был записан диск на фирме «Мелодия» под названием «Это песня для близких друзей…» в исполнении Андрея Миронова.

Ян Френкель скончался 25 августа 1989 года в Риге. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Ян Френкель проживал с семьей в коммунальной квартире на Трубной площади в Москве, в дальнейшем на улице Новоалексеевской. В последние годы жизни — на улице Готвальда (ныне улица Чаянова). Мемориальная доска на этом доме была установлена в декабре 2000 года.

Личная жизнь Яна Френкеля:

Жена — Наталия Михайловна (урождённая графиня Лорис-Меликова), актриса, умерла в середине 1990-х годов.

В браке родилась дочь Нина, занималась спортом, была членом молодежной сборной СССР по баскетболу, с 1980 года проживает в Италии.

Внук — Ян Френкель-младший, музыкант, пианист и аранжировщик Оркестра академии береговой охраны США, с 2011 года — директор музыкального отделения Кадетского корпуса Академии береговой охраны США.

Нина — дочь Яна Френкеля

Михаил Танич писал, что Френкель «был очень талантливым мелодистом, тактичным и обходительным человеком в жизни — из тех людей, у которых не бывает врагов».

Дискография Яна Френкеля:

1987 — Это песня для близких друзей… — поёт Андрей Миронов

Песни Яна Френкеля:

«Человек с теодолитом» (слова М. Танича); «Годы» (слова М. С. Лисянского); «Текстильный городок» (слова М. Танича); «Как тебе служится» (слова М. Танича); «Калина красная» (слова народные); «Я спешу, извините меня» (слова К. Ваншенкина); «Ну что тебе сказать про Сахалин?» (слова М. Танича); «Сколько видано» (слова И. Шаферана); «Вальс расставания» (слова К. Ваншенкина); «Август» (слова И. Гофф); «Нейлоновое сердце» (слова И. Шаферана); «Погоня» (слова Р. Рождественского); «Русское поле» (слова И. Гофф); «Ветер северный» (слова И. Гофф); «Журавли» (слова Р. Гамзатова, перевод на русский язык Н. Гребнева); «Баллада о гитаре и трубе» (слова. Ю. Левитанского); «Для тебя» (слова И. Шаферана); «Обучаю игре на гитаре» (слова К. Ваншенкина); «Мои болгарские друзья» (слова К. Ваншенкина)

Фильмография Яна Френкеля:

1967 — Фестиваль джаза (документальный); 1968 — Новые приключения неуловимых — скрипач (нет в титрах); 1970-1971 — Корона Российской Империи, или Снова Неуловимые — гарсон Луи-Леонид, официант ресторана; 1970 — Приключения жёлтого чемоданчика — гражданин у телефона-автомата; 1978 — Мужчина и женщины (фильм-спектакль) — композитор за роялем (нет в титрах); 1983 — Я возвращаю Ваш портрет (документальный)

Вокал Яна Френкеля в кино:

1974 — Вылет задерживается

Работы Яна Френкеля в кино как композитора:

1962 — Сказка про чужие краски (анимационный); 1962 — Светлячок №2 (анимационный); 1962 — Две сказки (анимационный); 1963 — Свинья-копилка (анимационный); 1963 — Светлячок №3 (анимационный); 1963 — Короткие истории; 1964 — Весеннее настроение (фильм-спектакль); 1965-1973 — Фитиль (короткометражный); 1965 — Здравствуй, атом! (анимационный); 1965 — Женщины; 1966 — Чёрт с портфелем; 1966 — Сегодня день рождения (анимационный); 1967 — Будильник (анимационный); 1967 — Бегущая по волнам (Running on Waves / Бягаща по вълните); 1968 — Светлячок №8 (анимационный); 1968 — Папина жена (короткометражный); 1968 — Новые приключения неуловимых; 1968 — Новенькая; 1968 — Мужской разговор; 1969 — Про Клаву Иванову; 1969 — Мистер-Твистер (короткометражный); 1969 — Ищите и найдёте; 1969 — Бабушкин зонтик (анимационный); 1970-1972 — Рассказы старого моряка (анимационный); 1970-1971 — Корона Российской Империи, или Снова Неуловимые; 1970 — Приключения жёлтого чемоданчика; 1970 — Кавказец родом из Цада (документальный) — песня «Журавли»; 1970 — Впереди день; 1970 — В Москве проездом…; 1971 — Путина; 1972 — Чудак из пятого «Б»; 1972 — Четвёртый; 1973 — По собственному желанию; 1973 — Неисправимый лгун; 1973 — Двое в пути; 1973 — Дача; 1973 — Анискин и Фантомас (музыка к частушкам); 1974 — Потому что люблю; 1974 — Кыш и Двапортфеля; 1974 — Вылет задерживается (песни на стихи И.Шаферана); 1975 — Когда наступает сентябрь; 1975 — Это мы не проходили…; 1975 — Братушка (Войникът от обоза) (стихи Михаила Танича); 1976 — Стойкий оловянный солдатик (анимационный); 1976 — Моё дело (текст песен И.Шаферана); 1977 — Хомут для Маркиза; 1977 — Отклонение — ноль; 1977 — Как Маша поссорилась с подушкой (анимационный); 1978 — Мужчина и женщины (фильм-спектакль); 1978 — Маша больше не лентяйка (анимационный); 1978 — Вас ожидает гражданка Никанорова; 1979 — Маша и волшебное варенье (анимационный); 1980 — Незваный друг; 1980 — Депутатский час; 1981 — Всего дороже (документальный); 1982 — День рождения (текст песни Л.Марягина); 1982 — Где-то плачет иволга…; 1983 — Белые Росы; 1985 — Подвиг Одессы; 1985 — Огуречная лошадка (анимационный); 1985 — Город невест; 1986 — С неба на землю; 1986 — Петух и боярин (анимационный); 1988 — Дорогое удовольствие; 1988 — Вознесение

Награды и звания Яна Френкеля:

— Государственная премия СССР (1982) — за песни последних лет; — Народный артист Дагестанской АССР; — Заслуженный деятель искусств РСФСР (1973); — Народный артист РСФСР (1978); — Народный артист СССР (1989); — Орден Дружбы народов; — Медаль «100 лет освобождения Болгарии от Османского рабства» (1978) — Указ № 2026 от 22.11.1978

Завершение жизненного пути

В конце 80-х годов врачи обнаружили у Яна Френкеля рак. Лечение композитору не помогало, болезнь стремительно прогрессировала. Из-за плохого самочувствия композитор часто оказывался в госпитале. Летом 1989 года Ян Абрамович решил сменить больничные стены на морской пейзаж. Композитор уехал с семьей в Ригу и там умер 25 августа. Тело перевезли в Москву на автомобиле.

Памятник на могиле Яна Френкеля

Похороны композитора прошли на Новодевичьем кладбище. Провожали Френкеля под звуки его музыки. Поминки по Яну Абрамовичу были организованы в ресторане Всероссийского театрального общества. Почтить память композитора пришли его друзья и коллеги. Вдова Яна Френкеля, Наталья Михайловна, ушла из жизни через несколько лет после смерти супруга.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: